Урок повторения / актуализации знаний и умений для 8 класса
Электрические явления
Денисова Ирина Викторовна
Цель урока: повторение ключевых понятий и законов электродинамики, применение приобретенных знаний в практической деятельности. Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся.Задачи урока: овладеть экспериментальными методами в процессе выполнения экспериментального задания по определению силы тока и напряжения на реостате. Научиться понимать и объяснять данные вольт-амперной характеристики, объяснять равенство работы электрического тока на участке цепи и выделенном на этом участке количества теплоты.
Вид деятельности: выполнять исследовательский эксперимент по определению силы тока и напряжения на реостате, производить расчеты физических величин: сопротивление реостата, мощность и работа электрического тока, количество теплоты, выделяемое на реостате, строить вольт-амперные характеристики, производить их анализ и делать выводы.
Учащиеся владеют: регулятивными УУД (преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями); познавательные УУД (определять способы решения проблем под руководством учителя, выдвигать гипотезы и делать выводы совместными групповыми усилиями); коммуникативными УУД (участвовать в коллективном обсуждении проблем); личностными УУД (проявление ситуативного познавательного интереса к учебному материалу).
Ключевые понятия: сила тока, напряжение, сопротивление, мощность и работа электрического тока, количество теплоты, выделяемое на участке цепи.
Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.
Этапы урока:
1. Ориентировочный этап/выявление имеющихся знаний/4мин
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Инструктаж по технике безопасности/3мин
3. Практический этап/выполнение экспериментальной части задания (работа в группах 2-3 учащихся)/10мин
4. Практический этап/выполнение расчетной части задания (работа в группах 2-3 учащихся)/5мин
5. Поисково-исследовательский этап/выполнение аналитической части задания (работа в группах 2-3 учащихся)/10мин
6. Этап закрепления и первичной проверки/после заполнения учащимися таблицы подведение итогов. Устное обсуждение вопросов/7мин
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке/обеспечение осмысления процесса и результатов деятельности/5мин
8. Информация о домашнем задании/1мин
Задание практического и поисково-исследовательского этапа:
1. Экспериментальная часть задания.
· Соберите электрическую цепь для измерения силы тока и напряжения на реостате
· Замкните цепь и произведите измерения, разомкните цепь
· Результаты измерений занесите в таблицу
· Измените сопротивление реостата и повторите измерения, разомкните цепь
· Результаты измерений занесите в таблицу
2. Расчетная часть задания.
· На основании данных проведенных экспериментов произведите расчеты сопротивления реостата, определите мощность тока, работу, совершаемую током и количество теплоты, выделяемое на реостате
· Полученные результаты занесите в таблицу с учетом единиц физических величин
3. Аналитическая часть задания.
· На основании данных, полученных в ходе проведения эксперимента, постройте вольт-амперные характеристики
· Составьте качественный анализ изменения сопротивления на основании полученных вольт-амперных характеристик
· Сформулируйте вывод , сопоставив результаты изменения сопротивления, полученные расчетным способом и в результате анализа вольт-амперной характеристики
· Объясните полученные результаты расчета работы электрического тока и количества теплоты, выделяемого при прохождении тока.