Методы оценки в деятельности учителя физики
Денисова Ирина Викторовна
Введение новых образовательных стандартов ставит перед педагогом и новые задачи. Учитель должен обладать умением организовать учебную и оценочную деятельность учащихся, в результате которой не только решаются вопросы повышения качества образования, но и сам учащийся получает возможность формирования адекватной самооценки, а значит через предметную деятельность он должен получить возможность для самоопределения. [8]
Следует каждый аспект образовательного процесса рассматривать как потенциальный ресурс самоопределения учащегося. В рамках изучения предмета учитель целенаправленно решает задачу самоопределения подростка в образовательном процессе школы. И значит должен использовать различные виды оценки, учитывающие особенности этапов самоопределения в подростковом возрасте. В современных условиях развития общества следует использовать средства оценивания, способные выявить отношение подростка к предмету, отношение подростка к предметной деятельности, средства оценивания, способные помочь подростку задуматься о связи своей будущей профессиональной деятельности с изучаемым предметом. Учитель-предметник в представлении учащихся таким образом становится не только носителем консервативных знаний, но и помощником в отождествлении школьного предмета с возможным выбором профессионального маршрута.
Подросток достаточно рано сталкивается с навязыванием со стороны общества определенных догм. Подросток знает, что в определенном возрасте он должен закончить школу и начать свой взрослый путь, поэтому к окончанию учебного заведения он должен выбрать учебное заведение, в котором будет проходить обучение, связанное с получением профессии, специальности, таким образом он стоит перед вопросом выбора профессионального маршрута. [5] Оказывается ли готов подросток к столь серьезным решениям, способен ли принять верное решение, способен ли принять решение не только основываясь на желаниях, но и на осознании адекватной оценки собственных знаний.
С целью подготовки учащегося к ответственному жизненному этапу следует применять все возможные и допустимые средства, в том числе следует рассмотреть и возможности мониторинга.
В ходе реализации мониторинга необходимо осуществлять непрерывное и регулярное наблюдение в виде контроля с возможностью корректировки развития учащегося, отслеживать качество усвоенных подростком знаний и сформированность учебных умений.
Рассмотрим функции педагогического мониторинга:
1. Интегративная.
Призвана обеспечить комплексную характеристику процессов,
реализуемых в системе образования;
2. Диагностическая.
Выражена в оценке состояния и происходящих изменений в
системе образования;
3. Экспертная.
Заключается в осуществлении экспертизы состояния системы
образования, методов развития, форм и концепций;
4. Информационная.
В регулярном получении информации о системе образования,
ее состоянии и развитии;
5. Экспериментальная.
Нацелена на поиск и разработку диагностических материалов,
проверка полученных материалов на надежность,
технологичность и валидность;
6. Образовательная.
Должна решать проблемы педагогов при реализации контроля
и оценки контроля.
Мониторинг производится с целью формирования целостной системы диагностики и оценивания, способной получать объективные данные о ходе, результатах образования, а также всех образовательных факторах (технологии, содержание, способы оценки и ее результаты).
Для описания предлагаемой модели мониторинга используется следующий алгоритм:
1. Название модели мониторинга;
2. Краткое описание способа применения методики;
3. Эффективность модели (где и при каких условиях);
4. Внутренние возможности оптимизации модели;
5. Указания по разработке и внедрению методики;
6. Требования к учащимся, участвующим в мониторинге;
7. Требования к материально-техническому обеспечению школы, в которой планируется проведение мониторинга;
8. Указания по использованию текущих оценок на промежуточной или итоговой аттестации;
9. Преимущества и недостатки предложенной модели.
Мониторинг включает разнообразные диагностики и оценки. В ходе диагностики производится оценка и сравнение ее результатов с принятыми нормами и стандартами. Проводить диагностику имеет смысл на старте, например, в начале учебного года, чтобы понять уровень сформированных ранее знаний и компетенций, а также в конце учебного периода с целью выявить достижения учащихся. [1]
Подробнее остановимся на понимании оценки, формах и методах оценки, ее видах и возможностях. Оценка представляется как единовременное действие или взаимодействие учителя и учащегося, в результате происходит получение количественного или качественного результата, который на данный момент отражает достижения учащегося. Оценка может помочь учителю мотивировать подростка в процессе обучения и помочь развить его личность. С введением новых стандартов образования, процедура оценивания значительно расширилась, уже недостаточно лишь отследить по уровню требований знания и умения учащихся. В настоящее время учитель должен применить такие методы, формы оценки, которые позволят получить информацию о развитии общих компетенций, сформированности профессиональных компетенций, то есть практикоориентированные формы и методы, правильно организованный процесс оценки и оценивания которых приведет к повышению эффективности обучения учащихся. В связи с этим приходит понимание, что изучение предмета «физика» в школе в соответствии со стандартами нового поколения как раз отвечает всем требованиям к оценке и оцениванию предметных достижений учащихся, поскольку изучение физики невозможно без практической части, то есть проведения лабораторных и практических работ. А значит, изучая предмет подросток имеет возможность получить не только необходимые знания, умения и навыки в предметной деятельности, но и при грамотном оценивании со стороны учителя получает возможность формирования адекватной самооценки, а значит через предметную деятельность получит возможность для самоопределения.
На каких же принципах должно быть выстроено оценивание и контроль, чтобы происходило формирование личности подростка, приходило понимание принципов взаимоотношений в обществе, а также подросток имел возможность определиться и с дальнейшим карьерным вектором?
1. Объективность.
Доверительные отношение между учителем и учащимся класса. Предлагаемые учащимся задания должны быть грамотно составлены и научно обоснованы, при этом критерии оценивания знаний и умений учащихся при этом должны быть адекватны. Оценка не должна зависеть от метода контролирования и не должна зависеть от педагога, оценивающего работы учащихся;
2. Систематичность.
Проведение оценивания и контроля осуществляется в соответствии с поставленной целью, при этом оцениванию подвергаются все учащиеся классного коллектива в течение всего периода обучения;
3. Наглядность.
Учащиеся должны понимать, что работа каждого из них оценивается по одной критериальной системе;
4. Гласность.
Всегда перед наступлением контроля учащиеся должны быть ознакомлены с принципами его проведения, критериями оценивания, а также результаты оценивания должны быть озвучены.
Виды оценки:
1. Внутренняя оценка проводится непосредственно в школе учителем в ходе которой происходит понимание личного прогресса в обучении каждого ученика;
2. Внешняя оценка проводится государственными органами образования с целью оценить эффективность учебного заведения.
В соответствии с ФГОС учитель, проводя внутреннюю оценку, производит оценивание личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учащимися программы, то есть оценивает учащегося с точки зрения владения им универсальными учебными действиями, учебными компетенциями, способности к творческой деятельности. Так же учитель должен научить самооцениванию. Педагог должен отвечать набору требований; обеспечить объективный и всесторонний контроль, обеспечить разнообразие форм контроля (не только стандартизированные устные и письменные работы, но и творческие, проектные, диагностические работы, формирование портфолио учащимся, самооценка), проводить планирование и обеспечение систематичности проведения работ, учитывать личностные качества учащихся, при этом выдвигать единые требования ко всем учащимся, проводить проверку каждой работы каждого учащегося.
Подведем итог, что же есть система оценивания. Прежде всего, это система мер, где все применяемые меры имеют целью только одно, измерение результатов образования.
Система оценивания включает:
· объекты и содержание оценки;
· критерии оценки, процедуры и инструмент оценивания;
· методы и средства оценки;
· цели использования результатов (оценка качества, регулирование
и коррекция образовательного процесса, оценка индивидуальных
достижений учащегося, с целью принятия управленческих
решений);
· группы, использующие результаты оценки. [7]
На всех этапах в течение жизни к каждому человеку приходит понимание необходимости оценить себя, то есть понять уровень собственных возможностей, знаний, внутренних и внешних качеств, то есть для себя самого определить, понять, кто он есть. Не является исключением и подростковый период. [1]
Сами подростки в силу возраста недооценивают необходимость самооценки, самоанализ самопознания подростка достаточно поверхностный, достаточно часто подросток меняет ориентир, их мнения и планы зачастую зависят от окружающего его социума [4]. Поскольку большая часть времени подростка связана со школой, школьной деятельностью, школьным коллективом, педагогическим составом, следовательно, в школе имеется возможность оказать помощь подростку, научить его формировать верную самооценку, понять важность самопознания. С этой целью в современной педагогике особое внимание уделяется рефлексии. Рефлексия понимается как взгляд со стороны человека на самого себя. Подросток получает возможность научиться проводить самоанализ собственной деятельности и результатов этой деятельности. Безусловно в школе рефлексию удобно реализовать через учебную деятельность в том числе, посредством организации совместной деятельности подростка и педагога. В школе реализуется интеллектуальная, сенсорная рефлексия, а также рефлексия представляется как средство самопознания. В условиях учебного процесса реализуются принципы саморазвития и самообразования. А значит подросток учится в школе не только мыслить, понимать цели и реализовать свою деятельность, понимать свое состояние, но и учится познавать себя. Ведь рефлексия призвана формированию у учащегося, в том числе и подросткового возраста, самостоятельности и ответственности в реализуемой им деятельности, активной позиции учащегося, способности к собственному осознанию, способности сделать выбор, умения оценить ситуацию и поставить перед собой новые задачи, не взирая на допущенные ошибки, умения действовать эффективно.
Первый год обучения в седьмом классе является достаточно сложным для подростков и достаточно ответственным для учителя. Планирование по предмету составлено таким образом, что учащемуся каждый урок приходится усваивать новый материал, необходимо в короткий период приобрести навыки выполнения лабораторного практикума и грамотного оформления отчета. Подросток учится построению логики решения физических задач, связанной с необходимостью перевода физических величин в другие единицы исчисления согласно интернациональной системе единиц СИ. Возникает необходимость не только выучить наизусть определения, законы и важные научные выводы, но и длительно удерживать выученный материал. Исходя из выше сказанного, учитель сталкивается с множеством задач, начиная от необходимости научить четко и кратко излагать основную мысль в формулировании определений и законов, до разрешения накопленных учащимися в предыдущий школьный период математических проблем. Редко подросток приходит подготовленным в начале седьмого класса, чаще приходится помогать в учебной деятельности подростку, который нарушает правила поведения, не осознает внутренний мир, периодически проявляет нежелание выполнять требования взрослых людей. [3] Стоит же задача сформировать функцию самообучения. Однако, самым главным фактором в работе учителя на данном этапе является необходимость сформировать познавательный интерес у учащихся, желание изучать науку, создать благоприятный творческий фон в классе, позитивное отношение к изучению столь сложного предмета у подростков. Проверить, получилось ли в этом учебном году решить поставленные задачи, а также предоставить возможность учащимся понять, проанализировать свое отношение к предмету, позволяет проведение методик объектом которой является отношение учащихся к предмету. Для учащегося ставится целью задуматься об изучаемой науке, вспомнить успехи и неудачи при изучении, продемонстрировать знание и понимание основ физики. Для учителя целью является получение общего эмоционального фона класса, что позволяет оценить настрой на обучение каждого ученика в отдельности, получить информацию о включенности, старательности и даже некоторые работы позволяют оценить степень выученности теоретического материала.
Второй год обучения соответствует одному из самых сложных периодов в подростковом возрасте. [3]С точки зрения предметной деятельности несмотря на изучение новой физической теории, освещающей понимание достаточно большого количества физических явлений, с точки зрения приобретаемых навыков год достаточно простой, поскольку посвящен утверждению учащихся в учебных умениях, приобретенных в седьмом классе. Поскольку особенностью обучения подростка в восьмом классе является необходимость в формировании функции самоутверждения, а именно этот период считается переходным (критическим), когда приходит признание себя и возникает потребность признания в школьном коллективе. Учащийся в этот период желает показать свою позицию, ему необходимо дать возможность отнести себя и к предметной деятельности, поэтому на этом этапе целесообразно применять методики объектом которых является не только отношение учащихся к предмету, но и в большей степени отношение себя к предметной деятельности. Для учащегося ставится целью задуматься о роли «физики» в своей жизни и как школьного предмета, и как науки, дающей возможность познать окружающий мир, а кто-то из подростков получит возможность задуматься, будет ли в будущем его жизнь связана с «физикой». Для учителя целью является проведение анализа эмоционального фона класса, получение представления о формировании у подростков восприятия научных знаний и происходит ли их проецирование на повседневную жизнь с целью объяснения происходящих вокруг явлений, происходит ли формирование познавательного интереса учащихся. Выполнение методик у подростков вызывает интерес, поскольку он получает возможность задуматься о пользе научных знаний, произвести попытки внутреннего анализа, понять, что многие явления в повседневной жизни остаются незамеченными и естественными для человека, и он уже способен объяснить их, применив полученные знания.
Третий год обучения «физике» соответствует обучению подростков в девятом классе. Этот год в изучении предмета является связующим между основной и средней школой с точки зрения навыков и умений, которыми должен обладать учащийся, а также предъявляемых к нему требований. В течение года формируется умение решения задач, требующих использование более сложного математического аппарата, а также рассматриваются темы, предполагающие у подростка наличие аналитического мышления и способности к его развитию. В этом возрасте подросток должен научиться самоопределению. [3] Поскольку самоопределение происходит через постановку целей, самопознание личных свойств, саморегуляцию поведения, реализацию знаний, способностей, в результате чего он получает возможность сделать выбор будущей профессии. Объектом методик проводимых на данном этапе является отношение учащихся к предметной деятельности. Для учащегося ставится целью формирование адекватной самооценки относительно его предметных знаний. Подростку интересно провести самостоятельную глубокую внутреннюю работу по оценке собственных знаний и умений. Самостоятельно определить уровень освоения «физики» и сделать выводы не только о необходимости дополнительно проработать те или иные знания и умения, но и определиться в желании и способности заниматься этим предметом более углубленно с целью получения возможности дальнейшего профессионального выбора, связанного с предметом «физика».
Для учителя целью проведения оценки может стать выявление пробелов учащихся, понимание уровня способности применения изученной физической теории, способности ее интерпретации в решении тестовых заданий.
Четвертый год обучения предмета приходится на десятый класс средней школы [3], в случае принятия решения подростком продолжать обучение в школе с целью после ее окончания поступать в высшее учебное заведение. К учащимся предъявляются требования в соответствии с профилем класса, в котором он обучается. Однако, достаточно часто самоопределение учащихся на начало учебного года не завершилось относительно своего карьерного будущего, часто учащиеся профильных классов этот предмет не связывают со своим будущим, а также достаточно большое количество учащихся непрофильных классов в итоге поступают в технические вузы. [6] Подростку необходимо научиться способности к самоконтролю и само программированию. Полезным будет применить методики, выявляющие связь своей будущей профессиональной деятельности с предметом. Для учащегося ставится целью задуматься, связан ли будущий профессиональный выбор с изучением предмета «физика», задуматься о своих компетенциях в данном предмете, являются ли претензии на выбор экзамена в одиннадцатом классе обоснованными, продумать необходимые объемы и способы подготовки к экзамену. Для учителя проведение данной методики позволяет получить информацию о предпочтениях учащихся в отношении «физики» с точки зрения выбора экзамена в одиннадцатом классе, что позволяет провести корректировку организации учебной деятельности в отдельно взятом классном коллективе, при необходимости организовать индивидуальную работу с учащимися сильной и слабой группы.
Последний, пятый год обучения «физике» в школе. К началу одиннадцатого класса желательно определиться с приоритетным направлением, или же для начала определить круг предметов, экзамены по которым выпускник будет сдавать с целью дальнейшего поступления в высшие учебные заведения. Пришло время принятия самостоятельных решений, желательно, чтобы при принятии решения самооценка себя была адекватная. Сдача экзамена в формате ЕГЭ ставит выпускника перед задачей организовать достаточно серьезную подготовку, поскольку требует демонстрации глубоких знаний и умений в выбранном предмете. [9]И чем раньше сделан выбор, тем больше шансов у подростка качественно подготовиться к предстоящему испытанию. Но даже в случае ответственного подхода к своему будущему и обоснованного выбора «физики» в качестве выпускного экзамена, подросток может стоять перед вопросом, какой области отдать предпочтение, в каком направлении хотелось бы развиваться и насколько оно перспективно для реализации в будущей профессии. В связи с этим учитель может подобрать методики, позволяющие осуществить помощь и поддержку выпускника в его самоопределении относительно будущей специальности.
Современный преподаватель должен идти в ногу со временем, чтобы оставаться актуальным в профессии и интересным для своих учеников. Применение методов оценки позволит учителю физики не только создать комфортную среду обучения, обеспечение роста качества образования учеников, но и гарантирует пусть и не озвученную, но благодарность в каждом сердце ученика за неравнодушие и сопровождение его становления.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и педагогика. М.:
Издательство института психотерапии, 2002. 584с.
2. Бахмутский А. Е. Мониторинг школьного образования: проблемы
и решения. СПб.: КАРО, 2007. 176 с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
224 с.
4. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 2006.
118 с.
6. Махлеева Л. В. Профессиональное самоопределение школьников:
сущность и содержание: Молодой ученый. 2015. №24. 1088-1090
с.
7. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований
нового Федерального государственного образовательного
стандарта: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2013.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М.: Просвещение, 2013.
9. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников
при выборе профиля обучения. М.: Педагогика, 2005. №1. 19-
26 с.