Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с текстом как неотъемлемая часть урока

Манухина Татьяна Александровна
1 Актуальность.
 В рамках основной образовательной программы общего образования ФГОС ООО предполагается развитие универсальных учебных действий, далее УУД, которое невозможно без развития навыков самоподготовки ,познавательной активности и т.п. Формирование этих навыков считается фундаментом всего образования. Чтение как обязательный  инструмент образования носит метапредметный или надпредметный характер, а осмысленное чтение относится к универсальным учебным действиям  С умением адекватно воспринимать и осмысливать полученную информацию в большой степени связана успеваемость школьников.  Школьнику необходим достаточный уровень владения навыками понимания и воспроизведения устных и письменных текстов. Согласно портрету выпускника современной школы, он должен, в частности:
  • Активно и заинтересованно познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества;
  • Уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, быть способным применять полученные знания на практике.
Это невозможно без умения читать и понимать литературный и научный текст. Проблема исследования процессов понимания текста является предметом изучения многих специалистов из разных областей науки и входит в число "мировых проблем" (Залевская А.А., 1983). В научной литературе освещаются различные аспекты исследования проблемы понимания. Психолингвистический подход изучения понимания печатной речи наиболее полно освещено в работах; Сорокина Ю.А., 1988; Залевской А.А., 1988. Психологический анализ процессов понимания дают Жинкин Н.И., 1982; Знаков В.В., 1994. Методики обучения осмысленного чтения  как межпредметной отрасли освещена в работах Шульгиной Н.П., 2002г, Сапа А.В., 2008  и др.  Умение читать так же способствует развитию критического мышления., работы: Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. , и др.    Чтение решает познавательные и коммуникационные задачи, такие как поиск информации, анализ, построение причинно-следственных связей и т.д.  Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний позволяет классифицировать, объяснять, суммировать, делать выводы и, в результате, получать собственные результаты размышления, а не механически воспроизводить содержание.( Сапа А.В.,2008)
 Современные ученики живут в мире избыточной легкодоступной, непроверенной информации.  Интернет формат: короткий текст и видеоролик, длительностью 2-3 минуты формирует клиповое мышление, что приводит к неспособности анализировать печатный текст, научного или литературного содержания. Таким образом, у современных подростков исчезает навык работы с текстом, культура чтения, т.е  основной, меж предметный навык ученика. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, применение работы с текстом в качестве образовательной технологии необходимо на любом уроке, независимо от возраста учащихся.
На сегодняшний день существует большое количество методик, по использованию  осмысленного чтения во внеурочной деятельности. Педагоги предметники не используют эти методики на своих уроках, по нескольким причинам:
1. В связи с сокращением учебных часов естественно научной направленности, с расширением программных требований, педагоги не включают в урок работу с текстом из-за недостатка времени, занимаются «начиткой» материала.
2. Отсутствуют предметно ориентированные тексты и алгоритмы работы с ними., а так же алгоритмы работы с текстами школьных учебников
 
Мы адаптировали существующие методики к требованиям  современного урока физики, разделив их в соответствии с основными этапам урока на три группы: начало урока/ актуализация  и проверка знаний учащихся; основная часть, в качестве расширения полученный новых знаний;  рефлексия, закрепление знаний.
 
Работа с текстом на разных этапах урока

 
  1. Начальный этап урока. Повторение пройденного /актуализация знаний.
 
 «Задай вопрос», учащимся предлагается подготовить 3-5 вопросов по теме предыдущего урока. 
        К положительным сторонам данного метода можно отнести: 
  • Создается комфортабельная среда для ученика, снижение уровня тревожности: учащиеся имеют «подушку безопасности в виде собственных вопросов и знания ответов на них», на первоначальном этапе учащиеся задают вопросы в выбранной самостоятельно паре. Нет жесткого задания - пересказать параграф, создание иллюзии свободы выбора, ты вроде бы можешь не учить все, но знать ответы на 10 вопросов по материалу параграфа (5 своих и 5 чужих), даже если они предварительно договорятся с друг другом, невозможно без его неоднократного прочтения.
  • Возможность дальнейшее развитие: «Выход из мини группы и переход к вопросам разным учащимся из класса
  • Формирование адекватное самооценки: учащиеся выбирают себе в напарники учащегося, сравнимого по силе и способностям, так как более сильные ученики могут задать и сложные вопросы, а откровенные лентяи не подготовить свои вопросы и есть риск нарваться на неизвестное. »
  • Простор для творчества – поиск неординарных и интересных вопросов по данной теме. Оригинальные вопросы приветствуются.
  • Стимуляция память (надо помнить еще и вопросы. На первоначальном этапе вопросы могут быть записаны на отдельных листах)
  • Постановка грамотной устной речи
       Возможные затруднения:
  • - первоначально занимает много времени на уроке.  Решение: соблюдение традиций урока (учащиеся будут готовы к тому, что их ждет), четкая позиция учителя/регламент,
  • - неумение задавать вопросы Решение: практика; данному виду опроса должна предшествовать предварительная работа на нескольких уроках по отработке этого навыка.  
  • Результат: изучение одного и того же текста на разных уровнях, соответствующих индивидуальным возможностям учащихся; трансформация текста, в ряде случаев выход за его пределы, повышение познавательной активности учащихся.
 «Змейка» игровая технология
Актуальна в 7-8 классах. Работа осуществляется внутри колонки. Учащиеся используя материал повторяемого параграфа должны назвать по очереди по какому-то одному факту, понятию, закономерности. Например:
Повторение темы «сила»: 1-й   сила имеет направлении, 2-й сила имеет значение, сила обозначается и т.д. Начинать нужно с самого слабого ученика, что бы он почувствовал свою сопричастность, для получения результата работы команды. Один наблюдатель на колонке – его функции контролировать, чтобы понятия не повторялись и вести учет. Здесь найдется место для наших активных «торопыжек», с нехваткой усидчивости – ведь можно двигаться вдоль парт, подпрыгивая от нетерпения, пытаться подсказать, и одновременно отслеживать информацию, удерживать в памяти.   Побеждает та колонка, которая назовет больше фактов раньше.
Из плюсов данной методики можно выделить
  • повторение материала,
  • работают все, каждый вносит свой вклад(начинаем со слабых учеников)
  • комфортная среда, работа без принуждения.
        С другой стороны нужно быть готовым к
  • эмоциональной возбудимости учеников по окончании работы,
  • уйти от рассматриемой темы, противопоставить этому можно жесткий контроль со стороны учителя
  • малая накопляемость оценок
 
 
  1. Работа с текстом во время изучения нового материала: Метод Кейсов, эвристический метод. Данный вид деятельности направлен на расширение уже сформировавшегося знания и  выявление нового
 
 
Любой закон, любой понятие или определение может восприниматься учеником как набор слов, не несущих в себе смысловую нагрузку. Для уменьшения этой ситуации предлагаю определить соподчиненность  слов в предложении. Определить подлежащее, как главное в предложении, сказуемое как процесс, дополнение – условие примененияи т.д. , провести детальный анализ.
В данной технологии  происходит
  • установление межпрежметных связей.
  • выявление причинно-следственных связей,
  • формирование умения сравнивать и критически оценивать.
         Так же  здесь же можно начать отрабатывать умение учеников поставить правильный вопрос.
Существует и ряд трудностей:  можно  потерять «молчунов», при бурном рассуждении так легко на заднем плане затеряться и спокойно спать с открытыми глазами. Противодействие – иметь под рукой заготовку с письменным заданием, дублирующем классную работу, с очень четким прописанным алгоритмом деятельности такого ребенка: переписать, выделить главные члены предложения, задать вопрос к второстепенным, выписать основою сравнить и т.п.…; другим фактором можно назвать есть трудности в оценивании работы учащихся на уроке. Решение: введение системы поощрительных баллов
Пример:
первый закон Ньютона очень часто воспринимается учащимися как набор последовательных слов, истинный смысл ускользает, в данном случаи помогает выделить в тексте грамматическую основу. Разобрать текст по законам разбора предложения в русском языке с выделением дополнений и смысловыми вопросами. В процессе эвристической беседы выяснили условия сохранения скорости тела, определили наличие группы систем отсчета, движение тел в которых подчиняется этому условию, сформулировали и записали. Задание для учащихся:  сравнить с определением в учебнике. В чем сходство, различие, правильно ли мы определили, сохранилась ли основа /основы предложения, в чем разница: Сравните с формулировкой в других источниках (можно даже разрешить воспользоваться ин-том, интересный эффект получается, когда в итоге они сталкиваются с гораздо более нагроможденным определением)
Можно упростить с одной стороны и усложнить с другой, предложив учащимся изначально для сравнение несколько формулировок.  Внести игровой элемент, предложив защитить свою формулировку, отстоять ее право быть «главной» :
Учебнике А.В.Перышкин Е.М.Гутник,
  Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела.
Определение М.М. Балашова, физика 9: 
Существуют системы отсчета называемые инерциальными, относительно которых тела, достаточно удаленные от других тел, движутся равномерно и прямолинейно.
Авторский вариант : в обработке А.Н.Крылова:
Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномернопрямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить состояние
 
Работа с вопросом
 
Часто задавая учащимся один вопрос, мы получаем ответ на совершенно другой и искреннее возмущение «Ну я же написал». А раз есть такая проблема её обязательно следует обсудить с учащимися, например при анализе ошибок в какой-либо работе, или непосредственно на уроке, сразу же после возникновения такой ситуации, иногда даже можно спровоцировать учащихся на неправильный ответ для последующего разбора. При этом полезно что бы и вопрос и ответ были представлены на доске, для выделения наглядной работы с ними, возможности подчеркнуть , выделить  и т.д., так же это позволяет определить неполноту ответа учащегося, обращаясь к классу- а кто к этому ответу может задать свой, расширяющий первоначальное понятие вопрос?
Например
Вопрос в работе: Когда тело находится в состоянии невесомости?
Ответ: Когда оно падает?
Вопросы от учеников:
Куда падает?,
А если тело в космосе?
А если падает с парашютом.
  Отмечу , что в этом случаи вопросы ,задаваемые детьми носят конкретный характер и здесь целесообразно попытаться их объединить в более общие конструкции, систематизировать , показать переход от частного к общему. при этом , желательно что бы они(дополнительные  вопросы) и так же фиксировались на доске. Кульминацией этого получается наиболее полный ответ на вопрос, сформулированный учащимися самостоятельно.
При подобной деятельности происходит  формирование критического мышления, умения задать вопрос, видеть логические связи
Сложности: без должного контроля может занять время. Противодействие: не поддаваться на провокации учащихся,   четко направлять беседу.
-
 
Работа с текстом при решении задач.
 
Здесь нам опять приходит на помощи разбор предложения. Учащиеся часто машинально переносят и текста задачи цифры, не понимая сути. Поэтому и задачу требуется начать с элементарного ответа на вопрос: что же происходит в задаче, с последующей визуализацией, а при необходимости и подробного разбора.
Пример
Физика 9 класс ОГЭ часть А 7-е задание (из банка заданий):
Бутыль с водой мас­сой m стоит на полу лифта. Что произойдёт с дав­ле­ни­ем воды на дно бу­ты­ли при дви­же­нии лифта с уско­ре­ни­ем a вверх из со­сто­я­ния покоя?
Вопросы к учащимся:
 О чем задача, что там происходит? расскажите мне… (лифт, в нем стоит бутылка, а лифт начал движение? Куда), зарисуйте, а спрашивают о чем? И т.д.
Плюсом данной методики является  возможность дальнейшего диалога и анализа, а так же формирование навыка перевода информации в другой вид.
 
 

 
  1. Работа на закрепление материала
 
В этой части урока и можно начать планомерно приучать учащихся задавать вопросы по изученной теме. С анализом и естественно ответом на него. Но ответ может быть и отложен, предложен учащимся для домашнего исследования, если он выходил за рамки изученного на уроке. Окончание урока можно оживить предложив мини конкурс на самый лучший, самый емкий, самый длинный вопрос – на сколько хватит фантазии. В процессе происходит :
  • закрепление материала
  • самостоятельная деятельность, возможности проявить себя
  • выявление сложных для учащихся моментов
Следует обратить внимание, что в процессе работы может
  • возникнуть большое количество репродуктивных вопросов, мало анализирующих, а что будет если (следует изменение какого-либо из параметров) …. Решение: постепенно приучат учащихся к подобным вопросам, вводить поощрительные баллы.
  • у учащихся есть реальная возможность отсидеться Решение: предложите некоторым сразу же сделать это в письменной форме, обыграть их как вопросы на телевидение к известным специалистам на программу хочу вс. е знать
 Когда я начала практиковать это на уроке произошел забавный случай, я попросила учащихся подготовить 3 вопроса по пройденному материалу, любых и быть готовыми дать на них ответ, все активно зашуршали страницами, и собственно здесь и выяснилось, что большая часть учащихся была не в состоянии задать вопрос, даже самый простой. Их вопросы сводились к. продолжите фразу «тела будет двигаться по криволинейной если...Но больше всех активность проявлял самый слабый учащийся, в результате он не выдержал и выплеснул свои эмоции: «д…, это же так легко, там же в конце все написано…» Да, он просто воспользовался вопросами к тексту в конце параграфа, но он оказался единственным, кто это сделал, и к тому же нашел за это время ответы на эти вопросы, и даже – озвучил, практически не подсматривая. Вот так, правда здесь следуя отметить, что в рамках индивидуального подхода к учащимся, с учебником ему уже приходилось работать и достаточно много, хоть и не всегда успешно.
 
Игровые технологии
 
Игра Верю/Не верю
 
Оптимально использовать на завершающем этапе урока, в качестве рефлексии. Учащиеся задают друг другу вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли Вы, что…»  Возможность использования учебника, записей в тетради дает уверенность, повторение материала и его переработка.  В данной игре регламент по времени обязателен. Можно рассматривать в качестве закрепления учебного материала
 
 
 
 
 
 
 
 
Ссылки на источники: 
1.  Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
2. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
 3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб.2006 г. 
4.Селяева Л. А. Приемы работы с текстом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65217.htm.
5. Гин: Приемы педагогической техники, «Вита-Пресс», М.2000
6.С Горбушин: Как можно учить физике: методика обучения физике: Учебное пособие / Горбушин С.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 484 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010991-6 -

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»