Применение таблиц при решении текстовых задач на ЕГЭ по математике
(по материалам открытого банка заданий)
Ефремов Дмитрий Борисович,
учитель математики средней школы
при Посольстве России в Швеции
Начиная с 2010 года в практике проведения ЕГЭ по математике, исключены задания с выбором ответов, что повлияло на результаты, показанные выпускниками. В течение шести последних лет, в период с 2010 по 2015 год, неизменно одним из самых трудных заданий группы с записью краткого ответа являлась текстовая задача из курса алгебры 7-9 классов. В 2010-м году процент правильных ответов составил 47, в 2011 – 68, в 2012 – 53, в 2013 – 47, в 2014 – 27, в 2015-43.
В основном не более половины всех выпускников успешно справлялись с этим заданием. Причины неуспеха много раз были озвучены на совещаниях, написаны в методических рекомендациях для учителей. Не претендуя на исключительность, хотелось бы обратить внимание на решение текстовых задач с поэтапно-акцентированным составлением математической модели в виде выражения, уравнения или системы уравнений. Рассуждения, занесенные в таблицу, способствуют пониманию решателя в какой последовательности и что искать. Для ученика принцип прост: «заполни все ячейки таблицы», все компоненты которой связаны соотношением АхВ=С.
Универсальность этих формул помогает учащимся в прямом смысле увидеть следующий шаг решения. По двум данным компонентам любой строки таблицы всегда можно найти третий, что приводит к последовательному ее заполнению. Во всех приведенных задачах математическая модель составлена после заполнения последней ( или последних двух) ячейки таблицы, данные которой присутствуют в выражении, уравнении или системе уравнений.
Применение таблиц может ускорить решение текстовой задачи, что позволит сэкономить время для других заданий ЕГЭ.