Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка урока

Применение тригонометрии в решении задач

Коркина Елена Григорьевна

Цель урока:

•      Образовательная.

 Показать взаимосвязь различных разделов математики на примере применения тригонометрии в решении нестандартных задач.

•      Развивающая.

 Развитие логического мышления учащихся, исследовательского подхода учащихся при поиске решения задач, элементы внутренней дифференциации в д/з.

Краткая аннотация:

Урок связан с ОЭР учителей, апробацией идеи комплексного подхода, решения задач в курсе математики (алгебры и геометрии). Урок направлен на применение базовых знаний в решении нестандартных конкурсных задач, на развитие логического мышления учащихся, творческое применение знаний. Урок содержит элементы математического моделирования.

Ход урока:

  1. Устная работа с основными понятиями и формулами;
  2. Математический диктант «Простейшие тригонометрические уравнения»;
  3. Применение тригонометрии в решении геометрической задачи с элементами математического моделирования;
  4. Анализ и оценка математического диктанта;
  5. Решение на доске и в тетрадях уравнения;
  6. С использованием специальной замены переменной;
  7. Подведение итогов урока;
  8. Домашнее задание.

I. Вступительное слово учителя;

II. Математический диктант.

Решить уравнение:

I вариант

  1. cosx = 0
  2. sinx = 1
  3. tgx = -1
  4. cosx = √2/2
  5. sinx = π

IIвариант 

  1. sinx = 0
  2. cos x = -1
  3. tgx = 1
  4. sin x = 1/2
  5. cos x= 2 π

Ответы:

I вариант

  1. x = π/2 + πk , kЄz
  2. x = π/2 + 2πk , kЄz
  3. x = 3π/4 + πk , kЄz
  4. x = ± π/4 + 2πk , kЄz
  5. решений нет

II  вариант

  1. x = πk , kЄz
  2. x = π + 2πk , kЄz
  3. x = π/4 + πk , kЄz
  4. x = π/6 + 2 πk , kЄz

            x = π/2 + 2πk , kЄz

5.  решений нет

Дежурный стер некоторые части формул, записанные на доске. Восстановите их:

—  1 – cost = 2…

—  2cost – 1 = cos…

—   = … sin t/2

—  sin (x + y) = sinx … + siny …

—  sin α – sin β = 2 …(α-β)/2* …(α+β)/2

Ответы:

—  1 – cost = 2sin2 t/2

—  2cost – 1 = cos2t

—                 =  Ι sin t/2 Ι

—  sin (x + y) = sinx cosy + siny cosx

—  sinα – sinβ = 2 sin (α-β)/2*cos (α+β)/2

Исправьте ошибки:

—  sin2 α/2 = (1+cosα)/2

—  sin x sin y = 1/4 (cos (x-y) + cos (x+y))*cosα + cosβ =  -2

—  cos(α+β)/2*cos(α-β)/2

 

       
  круг.png   круг3.png

Найти на единичной окружности точку, соответствующую числу: 1, -2, π/4, -2π/3, 3,14

Указать несколько чисел вида

α = π /4+ 2πk , kЄz

β = π /6+ πk , kЄz

Ответы:

(- 7π/4; π/4; 9 π/4)

(-5 π/6; π/6;  7π/6)

Указать несколько чисел, принадлежащих отрезку [0;π]

t = 3π /10 +4 π k/5, kЄz

Ответы:

k=0    t = 3π/10 Є [0;π]

k= -1  t= - π/2 Є [0;π]

k=1     t = 11π/10 Є [0;π]

t = -π /6 +4 πk/3, kЄz

Ответы:

k=0      t = -π/6 Є [0;π]

k=1      t = 7π/6  Є [0;π]

Задача:

трапеция.png
В трапеции ABCDс основанием ADи ВС известно, что AC=AD, AB=CD и угол CADравен углу CDM, где M– середина BC.  Чему равны углы трапеции?

Дано:
ABCD – трапеция
AD, BC – основания трапеции
AB=CD
AC=AD
Угол CAD = угол CDM
MЄ BC, BM=MC

Найти: углы трапеции.

Ответ:

Углы при большем основании равны 75 ˚, углы при меньшем основании  равны 105˚

  1. Ввели обозначение (параметр, неизвестную величину), т.е. подготовили задачу к переводу на язык формул;
  2. Составили уравнение, т.е. составили математическую (точнее аналитическую) модель заданной ситуации;
  3. Решили уравнение (разобрались с составленной моделью);
  4. С помощью решенного уравнения ответили на вопрос задачи, т.е. интерпретировали результат решения уравнения применительно к заданной в условии геометрической задаче.

Все перечисленные этапы составляют классическую схему математического моделирования для изучения реальных ситуаций:

Сначала ситуация формализуется, т.е. вводятся переменные и составляется математическая модель (функция, уравнение, система уравнений, неравенство);

Затем составленная математическая модель решается;

Полученный результат интерпретируется применительно к исходной ситуации.

Домашнее задание:

Задание 1. Решить уравнение

 = 4x3 -3x

Задание 2. Сколько корней на отрезке [0;1] имеет уравнение

8x(1-2x2)(8x4 - 8x2 + 1) = 1?

Задание 3. Решить уравнение.

 + 2x2 = 1

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»