Урок обобщающего повторения в. 6 классе
Задачи на проценты
Малапура Елена Анатольевна,
учитель
Цель: учитель
- повторение видов задач на проценты, способов их решения.
Задачи:
- Обобщить знания о видах задач на проценты и способах их решения; закрепить при решении задач практической направленности.
- Совершенствовать вычислительные навыки работы с десятичными дробями.
- Развивать умение анализировать и осмысливать свои знания, генерировать предположения, делать выводы, оценивать полученный результат.
- Развивать логическое и критическое мышление, умение работать в команде, уважение к мнению товарищей.
- Продолжить формирование представления о математике как о части общечеловеческой культуры.
Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе обобщения и закрепления материала методом создания проблемной ситуации, привлечения примеров из реальной жизни.
Планируемые результаты:
- предметные: перевод процентов в десятичные дроби и обратно, нахождение процента от числа и числа по проценту, решение задач на проценты;
- Личностные: воспроизведение знаний, умений, навыков достаточных для построения нового способа действий;
- Метапредметные: активизация готовности мышления, осознание потребности к новым действиям.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с проверкой результатов в классе, ИКТ.
Оборудование: доска, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Организационный момент | 2 мин. | Приветствие, просьба проверить все ли готово к уроку. | Приветствие, проверяют готовность к уроку. | Личностные (самоорганизация) |
II. Вводно-мотивационный |
10 мин. | 1. Раздает карточки с вопросами и вариантами ответов на них (слайд №2). 2. Просит начертить таблицу аналогичную слайду №3. И ответить на поставленные вопросы в первой строке. 3. Говорит, что в конце урока мы опять вернемся к этой таблице. |
1. Изучают вопросы. 2. Выбирают ответы. 3. Чертят и заполняют таблицу. (Вопросы: 1. Чтобы найти процент от числа надо… Ответы: а) … процент перевести в десятичную дробь и разделить ее на число. б) … процент перевести в десятичную дробь и разделить число на полученную десятичную дробь. в) … процент умножить на число. г) … процент перевести в десятичную дробь и умножить число на полученную десятичную дробь. д) …число разделить на процент. е) … процент перевести в десятичную дробь и умножить ее на число. 2. Чтобы найти число по заданному проценту надо…Ответы: а) … процент перевести в десятичную дробь и разделить ее на число. б) … процент перевести в десятичную дробь и разделить число на полученную десятичную дробь. в) … процент умножить на число. г) … процент перевести в десятичную дробь и умножить число на полученную десятичную дробь. д) … число разделить на процент. е) … процент перевести в десятичную дробь и умножить ее на число. 3.Чтобы найти процентное отношение двух чисел надо…Ответы: а) … большее число разделить на меньшее и результат записать в виде процента. б) … меньшее число разделить на большее и результат записать в виде процента. в) … часть от числа разделить на число и записать результат в виде процента. |
Личностные (вырабатывают внимательность к вопросам и ответам товарищей, учатся оценивать степень собственного понимания поставленных вопросов), регулятивные (оттачивают умения аргументированно давать ответ на поставленный вопрос с использованием известных теоретических фактов) |
III. Определение темы урока. Работа по теме урока. |
11 мин. | 1. Просит сформулировать тему урока исходя из поставленных вопросов. 2. Предлагает решить три основные задачи на проценты, дублируя текст на слайдах. (1.В книге 300 страниц. Оля прочитала 30% книги. Сколько страниц прочитала Оля? 2.Турист прошел 14 км, что составило 70% маршрута. Чему равен маршрут? 3.В классе 20 человек. Самостоятельную работу на «4» написали 5 человек. Какой процент учащихся написал самостоятельную работу на «4»?) 3. Предлагает сделать вывод об основных видах задач на проценты и способах их решения (слайд №7). |
1. Формулируют тему урока. 2. Решают, предложенные задачи, оформляя решение по заранее оговоренной схеме (сначала заполняются данные в таблицу, шаблон которой заготовлен на доске, обсуждают способ решения и оформляют его). 3. Называют виды задач и способы их решения. |
Регулятивные (анализируют и доказывают свою точку зрения), познавательные (вспоминают правила, приемы решения задач), коммуникативные (вступают в диалог с учителем, прислушиваются к мнению одноклассников) |
IV. Физ. минутка | 2 мин. | Предлагает выполнить несколько упражнений на разминку. | Выполняют предложенные упражнения. | Личностные (учатся переключать внимание, расслабляться и сосредотачиваться) |
V. Закрепление изученного материала | 15 мин. | 1. Предлагает переместиться в плановый отдел большого завода и помочь разобраться специалистам в сложившейся ситуации. Предлагает решить три разноплановых задачи практического содержания. Сюжет каждой задачи обсуждается со всем классом. Разбираются непонятные слова и термины. ( 1. Применяя интенсивную технологию, бригада изготовила сверх плана 250 деталей, перевыполнив тем самым план на 5%. Сколько деталей изготовила бригада? 2. Себестоимость изготовления одной детали равна 650 р. Внедрение новой технологии позволило снизить себестоимость на 2%. Какова стала себестоимость такой детали? 3. При плане 35 деталей в день рабочий сделал 42 детали. На сколько процентов он выполнил норму? На сколько процентов он перевыполнил норму?) |
1. Самостоятельно пытаются заполнить известные таблицы для задач практического содержания. 2. Делают вывод о необходимости их дополнения новыми строчками. 3. Оформляют решение после обсуждения сюжета задачи в тетрадях и на доске. |
Личностные (учатся радоваться и сопереживать за своих товарищей) регулятивные (проводят анализ известных фактов и пытаются аргументированно их применить при решении новых задач, учатся проводить самопроверку и самооценку выполненных заданий, познавательные (расширяют кругозор, развивают интерес к математике, создают структуру знаний), коммуникативные (прислушиваются к высказываниям учащихся, комментариям учителя). |
VI. Рефлексия |
3 мин. | 1. Просит еще раз ответить на вопросы, заданные в начале урока. 2. Предлагает сравнить ответы с правильными (слайд № 11). 3. Оценить знания по теме при помощи смайликов. |
1. Отвечают на вопросы. 2. Сравнивают ответы. 3. Оценивают себя. |
Личностные (учатся высказывать свое отношение к узнанному, увиденному, услышанному, самооценка), регулятивные (анализировать и выявлять проблемы) |
VII. Домашнее задание. | 2 мин. | Задает домашнее задание, дает комментарии по его выполнению, следит за тем, чтобы все успели его записать. | Открывают дневники и записывают д/з. | Личностные (самоорганизация) |