Устные вычисления на уроках математики
Свеженцева Маргарита Петровна,
учитель математики ГБОУ школа 561
Санкт-Петербурга
Устные вычисления имеют большое практическое применение. В курсе математики имеется много возможностей развивать и совершенствовать навыки устного счета, приобретенные обучающимися в предшествующих классах.
Учителю необходимо определить уровень трудности заданий для устного счета в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Выполнение вычислений в уме требует большого умственного напряжения и быстрее приводит к утомлению, чем письменные вычисления, и в следствии этого приводит к ошибкам. Поэтому учитель не должен перегружать учащихся работой, связанной с устными вычислениями. Устный счет – очень нужный и важный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос делает урок логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала. Во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен материал предыдущего урока, набор заданий для устного счета позволяет подготовить учащихся к восприятию нового материала, упражнения устного счета позволяют учащимся довести навык выполнения до автоматизма, во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным.
Полезно время от времени проводить математические диктанты и другие виды самостоятельных работ, в которых учащиеся, выполняя вычисления в уме, записывают только полученный ответ. Составляя тексты математических диктантов и самостоятельных работ, которые предназначены для тренировки устного счета, следует определить примерный уровень требований, предъявленный к навыкам устных вычислений. Например, в упражнениях на сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей лучше ограничиться данными, содержащими не более двух знаков значащих чисел; в действиях с обыкновенными дробями при сложении и вычитании – дробей с равными знаменателями или один знаменатель кратен второму, при умножении и делении дробей использовать в числителях и знаменателях однозначные числа.
В математические диктанты можно включать несложные упражнения и в несколько действий, например: «Число 13 умножить на 7, из полученного результата вычесть 39 и результат разделить на 4», «Из квадрата дроби ¾ вычесть 1, полученное число умножить на 8 и к полученному результату прибавить 4».
Большое применение имеют различные дидактические материалы: карточки, таблицы, специальные тетради на печатной основе. Например, карточка с материалом для устных вычислений по теме «Дроби»:
|
А |
В |
С |
1 |
2|3 |
1|6 |
-1,8 |
2 |
5/12 |
-1/3 |
3/5 |
3 |
3/8 |
0,7 |
6/7 |
4 |
2,4 |
7/9 |
0,9 |
С помощью такой карточки можно предлагать учащимся различные задания в одно действие. Вычисления выполняются устно, записывается только ответ. Для быстрого отыскания данных учащимися можно выбирать данные из одной строки или столбца: «Найдите сумму чисел А1 и В2; С1 и С4. Найдите разность чисел В2 и В4, А3 и С3. Найдите произведение чисел А2 и А4, С2 и С4. Найдите частное чисел А1 и А3, В» и В3. Возведите в квадрат каждое из чисел 2 столбца, каждой из чисел третьей строки». Подобных упражнений может быть составлено достаточно много. Но, предлагая учащимся самостоятельную работу на устный счет, достаточно задать по два примера каждого вида. На выполнение такой работы отводится примерно 5-8 минут. Работа может быть задана в нескольких вариантах равной трудности.
Подобные карточки могут быть использованы для проведения и письменной самостоятельной работы, при этом задания должны быть немного усложнены и содержать несколько видов операций.
Навыки устных вычислений формируются в результате длительной и целенаправленной тренировки.