Система работы со слабоуспевающими учениками в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации
Подоминогина Татьяна Владимировна,
учитель математики высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 4, г.Екатеринбурга
В условиях информационного общества математическое образование становится важным фактором адаптации личности к существующим реалиям, что, соответственно инициирует необходимость постановки таких целей математической подготовки школьников, которые будут адекватны новым требованиям. Основными целями школьного математического образования становятся интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования; воспитание личности в процессе освоения математики, формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности. Реализация названных целей вызывает необходимость в обновлении системы школьного математического образования, которая призвана обеспечить гармоничное сочетание интересов личности и общества.
К сожалению не все учащиеся способны овладеть математическими навыками на уровне, который от них требуется. Работа со слабоуспевающими учащимися всегда остро стояла в процессе образования. Безусловно, дети, испытывающие трудности в обучении математике, требуют индивидуального подхода, но в рамках традиционного обучения это трудновыполнимая задача. И тут стоит перед учителем задача в создании каждому ученику ситуации успеха, для развития мотивации и стремления к достижению цели, конкретно подготовится к успешной сдаче экзаменов. Каждый учитель в такой ситуации определяет методы подходящие для него и для ученика.
В своей практике работы со слабоуспевающими учениками я использую такие методы как:
-
парный метод;
-
открытые уроки для родителей.
Основа «парного метода» моей работы лежит в следующем. Анализируя дидактические единицы, составляющие экзаменационную работу ОГЭ 9 класса по математике, можно сделать вывод, что основные темы взяты из 8 класса. В связи с чем, формируется группа слабоуспевающих учащихся из 8 класса и слабоуспевающих учащихся из 9 класса в равных количествах и каждому учащемуся 8 класса ставится в пару учащийся 9 класса. С полученными парами выстраивается работа в одном случае (с восьмиклассником) по отработке материала, а в другом (с девятиклассником) по актуализации и закреплении материала. В паре учащиеся начинают разбирать задания ОГЭ, помогая друг другу и поддерживая друг друга.
Открытые уроки для родителей нацелены в первую очередь на то, чтобы помочь родителям выстроить систему работы со своим ребенком. Не все родители могут позволить нанять репетитора для своего ребенка, так же не все родители могут помнить школьный материал по математике, в связи с чем перед родителями встает проблема в помощи своим детям в подготовке к экзамену. Посещая открытые уроки, родители, получают следующее:
- актуализируют школьный материал по математике, вследствие чего, могут дома помочь ребенку в отработке материала;
- получают опыт того, как можно объяснить дома материал своему ребенку.
Безусловно, это не все способы, которые я использую в своей практике работы со слабоуспевающими учениками. Устойчивые положительные результаты обучения достигнуты, благодаря использованию разнообразных приемов и технологий обучения (модульного обучения, проектной технологии, проблемного обучения), наличию системы мониторинга, позволяющего осуществить дифференцированный подход, учитывать индивидуальные особенности учеников (индивидуальная образовательная траектория учащихся), внедрению разнообразных форм работы на уроке: групповой, индивидуальный, дифференцированный – способствующих развитию у учащихся интереса к изучению математики. В результате все учащиеся справляются с базовым уровнем ГОС.