Статья
Устная работа на уроках математики
Андреева Людмила Валериевна,
преподаватель математики Федерального государственного
казенного общеобразовательного учреждения
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства оборона Российской Федерации»
В Кронштадтский морской кадетский корпус поступают дети из разных регионов Российской Федерации. Набор осуществляется с 5 класса. Проводимая входная диагностика показывает разный уровень подготовленности учащихся.
Преподаватель должен ставить перед собой задачу - овладеть искусством дифференцированного подхода в обучении и достижения обязательного уровня подготовки обучающихся. Для более прочного, глубокого изучения и усвоения учебного материала следует больше решать различных задач.
Одним из средств способствующих лучшему усвоению математики являются устные упражнения. Умение быстро и верно выполнять действия без записей на бумаге или на счетном устройстве, воспитывает обучающихся качественно делать учебные задания. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность обучающихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышает интерес к изучаемому материалу. Такие задания позволяют преподавателю судить о степени усвоения материала, помогают выявить ошибки допускаемые учащимися. Безусловно, они не могут полностью заменить письменные работы по математике, поэтому в учебном процессе необходимо сочетать оба этих вида работ.
Иногда для облегчения решения трудной письменной задачи целесообразно подобрать несколько устных простых задач и вопросов, которые помогут осуществить решение трудной задачи. То есть, предложенные устные простые задачи и вопросы послужат переходным мостиком к решению трудной письменной задачи. Разумно сделать это в начале урока. Проводимые в начале урока устные упражнения помогают обучающимся быстро включаться в работу, а в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряженности и усталости, вызванных письменной работой. В ходе выполнения этих упражнений обучающиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность устно отвечать. При этом они сразу проверяют правильность своего ответа.
В отличие от письменных упражнений содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований и громоздких вычислений. Они составлены с таким расчетом, что отражают важные элементы курса.
Устным заданиям по математике, как одной из форм обучения, всегда уделялось внимание. Однако в учебниках трудно предусмотреть достаточное количество заданий, необходимых для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся конкретного класса. Поэтому у каждого преподавателя есть возможность творческого подхода к разработке урока и подбора таких упражнений, которые необходимы для успешного усвоения предмета.