Милющина Ирина Викторовна,
учитель математики
Формирование алгоритмической культуры существенно облегчает усвоение материала учащимися.
В курсе школьной математике есть много возможностей для формирования, изучения и применения алгоритмов.
Впервые алгоритмическая культура начинает формироваться ещё в начальной школе. Учащиеся изучают простейшие алгоритмы выполнения арифметических операций: они овладевают навыками выполнения последовательных действий при решении задач, при выполнении упражнений с учётом чёткого выполнения порядка действий.
Следующий уровень формирования алгоритмической культуры начинается у учащихся в 5-6-ых классах. В этот период вводятся геометрические и алгебраические компоненты, расширяется понятие числа, обобщаются свойства и законы действия над ними. Начинается также изучение действий над простейшими алгебраическими выражениями, и вычисляются их значения. Учащиеся решают простейшие уравнения и задачи на составление уравнений. Вводится табличный способ записи вычислений.Умение формулировать и применять алгоритмы важно для развития математического мышления и математических умений. Учащиеся 5-6-ых классов ещё не могут сами составлять алгоритмы, поэтому учитель сам продумывает алгоритм и образец его применения.
В учебную деятельность органически вписывается пропедевтика формирования алгоритмической культуры учащихся. Этот подход к обучению создаёт реальные предпосылки для дальнейшего систематического ознакомления учащихся с простейшими случаями применения базовых алгоритмических структур при конструировании алгоритмов, например в форме блок-схемы. Этот наглядный приём изображения алгоритмов можно использовать при выполнении действий над натуральными числами, целыми, дробными. Что позволяет на доступном уровне демонстрировать и доводить до осознанного усвоения важнейшую линию курса математики – сравнения и обобщение свойств чисел и операций над ними.
Кроме блок- схем, алгоритм можно записать в виде плана.
Алгоритм должен быть по возможности наиболее кратким. С ним учащиеся работают значительно охотнее. При первом применении алгоритма они, читая и применяя, постепенно запоминают его. В алгоритм желательно включать указания, побуждающие учащихся контролировать свои действия. Это позволяет предупреждать типичные ошибки. Указания в алгоритме необходимо давать в таком виде, чтобы они содержали все объяснения, которые мы хотим услышать от ученика. Действия учащихся по контролю неоднократно повторяются, и поэтому, постепенно свёртываясь, они входят в сформированную обобщённую ассоциацию как её необходимый компонент.
Умение применять алгоритмы развивают устную и письменную речь учащихся в такой мере, что они переходят к более сложным умениям - самостоятельному составлению новых алгоритмов. В одних случаях составлять алгоритмы легко, а в других сложно, так как необходимо предусмотреть пути предупреждения типичных ошибок, и способ наглядного оформления решения, и основное содержание объяснений. Применение составленных алгоритмов позволяет перейти к следующему уровню- к самостоятельному составлению алгоритмов. В 5 классе при изучении темы «Порядок выполнения действий» учащиеся составляют программы вычислений . (1) Умение учащихся оформить свои рассуждения и весь ход решения задачи в виде таблицы или блок-схемы существенно дисциплинирует мышление учащихся, становится необходимым практическим качеством, способствует более быстрому и сознательному овладению алгоритмическим языком в будущем.
Примеры алгоритмов.
Запись алгоритмов может быть различной: в виде таблицы, графика, формулы, в словесной форме.
Задание № 1
Из данных чисел выпишите чётные числа, которые делятся на 3 без остатка: 2, 15, 16, 20, 21, 24, 45, 60, 63, 70.
Задание №2
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
|
ПЛАН |
ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНА |
|
-14- (+20) |
-1,3 – 2,5 |
||
1.
2.. |
Выбираем действие
Применяем соответствующее правило: а) чтобы вычесть число, надо прибавить противоположное ему число; б) чтобы сложить числа с одинаковыми знаками, надо поставить их общий знак и приписать к нему сумму модулей. |
Вычитание
-14 + (-20)
-34 |
Сложение
-1,3 + (-2,5)
-3,8 |
Задание №3
Нахождение НОК
|
ПЛАН |
ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНА |
1
2
3
4 |
Разложить числа на простые множители
Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел Добавить к ним недостающие множители из разложений остальных чисел
Найти произведение выписанных множителей
|
75 и 60 75=355 60= 2233
355
35522
35522= 300 |
Задание № 4
Сложение смешанных чисел 4+ 2
|
ПЛАН |
ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНА |
1 |
Привести дробные части к общему знаменателю |
|
2 |
Отдельно выполнить : а) сложение целых частей
б) сложение дробных частей
в) если при сложении дробных частей получается неправильная дробь, то необходимо выделить целую часть из этой дроби и прибавить её к полученной части |
4+2=6
+=
=1
6+1=7
|
Литература:
1.Математика : Учеб. Для 5кл. общеобразовательных учреждений/
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.—М.: Мнемозина,2008.