Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Милющина Ирина Викторовна,
учитель математики

 

Формирование алгоритмической культуры существенно облегчает усвоение материала учащимися.

      В курсе школьной математике есть много возможностей для формирования, изучения и применения алгоритмов.

       Впервые алгоритмическая  культура начинает формироваться ещё в начальной школе. Учащиеся изучают простейшие  алгоритмы выполнения  арифметических  операций: они  овладевают  навыками  выполнения  последовательных  действий  при  решении  задач,  при  выполнении упражнений  с  учётом  чёткого  выполнения  порядка  действий.

        Следующий  уровень  формирования  алгоритмической  культуры   начинается  у  учащихся  в  5-6-ых  классах.  В  этот период  вводятся  геометрические и алгебраические    компоненты,  расширяется  понятие  числа,    обобщаются свойства  и  законы  действия  над  ними.  Начинается также изучение  действий  над  простейшими  алгебраическими  выражениями,  и  вычисляются  их  значения.  Учащиеся  решают  простейшие  уравнения  и    задачи  на  составление  уравнений.  Вводится  табличный  способ  записи  вычислений.Умение формулировать и применять алгоритмы важно  для развития математического мышления и математических умений. Учащиеся 5-6-ых классов ещё не могут сами составлять алгоритмы, поэтому учитель сам продумывает алгоритм и образец его применения.

   В  учебную  деятельность  органически  вписывается  пропедевтика  формирования  алгоритмической  культуры  учащихся.  Этот  подход  к   обучению  создаёт  реальные  предпосылки  для  дальнейшего  систематического  ознакомления  учащихся  с  простейшими  случаями  применения  базовых  алгоритмических  структур  при  конструировании  алгоритмов,  например  в  форме  блок-схемы.  Этот  наглядный  приём  изображения  алгоритмов  можно  использовать  при  выполнении  действий  над  натуральными  числами,  целыми,  дробными.  Что  позволяет  на  доступном  уровне  демонстрировать  и  доводить  до  осознанного  усвоения  важнейшую  линию  курса  математики – сравнения  и  обобщение  свойств  чисел  и  операций  над  ними.

           Кроме  блок- схем,  алгоритм  можно  записать  в  виде   плана.

Алгоритм  должен  быть  по  возможности  наиболее  кратким.  С  ним  учащиеся  работают  значительно  охотнее.  При  первом  применении  алгоритма  они,  читая  и  применяя,  постепенно  запоминают  его.  В  алгоритм  желательно  включать  указания,  побуждающие  учащихся  контролировать  свои  действия.  Это  позволяет  предупреждать  типичные  ошибки. Указания в алгоритме необходимо давать в таком виде, чтобы они содержали все объяснения, которые мы хотим услышать от ученика. Действия  учащихся  по  контролю  неоднократно  повторяются,  и  поэтому,  постепенно свёртываясь,  они  входят  в  сформированную  обобщённую  ассоциацию  как  её  необходимый  компонент.

             Умение  применять   алгоритмы  развивают  устную  и  письменную  речь  учащихся  в  такой  мере,  что  они  переходят  к  более  сложным  умениям -  самостоятельному  составлению новых  алгоритмов.  В  одних  случаях  составлять  алгоритмы  легко,  а  в  других  сложно,  так  как  необходимо  предусмотреть  пути  предупреждения  типичных  ошибок,  и  способ  наглядного  оформления  решения,  и  основное  содержание  объяснений. Применение  составленных алгоритмов позволяет перейти к следующему уровню- к самостоятельному составлению алгоритмов. В 5 классе при изучении темы «Порядок выполнения действий» учащиеся составляют программы вычислений . (1) Умение учащихся оформить свои рассуждения и весь ход решения задачи в виде таблицы или блок-схемы существенно дисциплинирует мышление учащихся, становится необходимым практическим качеством, способствует более быстрому и сознательному овладению алгоритмическим языком в будущем.

 

Примеры алгоритмов.           

  Запись  алгоритмов   может  быть  различной:  в  виде  таблицы,  графика,  формулы,  в  словесной  форме.

 

 Задание № 1

 

Из  данных  чисел  выпишите  чётные  числа,  которые  делятся  на  3  без  остатка:  2, 15, 16, 20, 21, 24, 45, 60, 63, 70.

 

 

 

 

 

Задание №2

Сложение  и вычитание  положительных  и  отрицательных  чисел.

 

ПЛАН

ПРИМЕНЕНИЕ  ПЛАНА

-14- (+20)

-1,3 – 2,5

1.

 

2..

Выбираем  действие

 

Применяем

соответствующее

правило:

а) чтобы  вычесть число, надо прибавить противоположное ему число;

б) чтобы сложить числа с одинаковыми знаками, надо поставить их общий знак и приписать к нему сумму модулей.

Вычитание

 

 

 

 

-14 + (-20)

 

 

 

-34

Сложение

 

 

 

 

-1,3 + (-2,5)

 

 

 

-3,8

 

 

Задание №3

Нахождение НОК

 

                         ПЛАН

ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНА

 

1

 

 

2

 

3

 

 

4

 

Разложить числа на простые множители

 

 

Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел

Добавить к ним недостающие множители из разложений остальных чисел

 

Найти произведение выписанных множителей

 

 

 

          75 и 60

75=355

60= 2233

 

355

 

 

35522

 

35522= 300

                                                   

 

 

Задание № 4

Сложение смешанных чисел 4+ 2

 

             ПЛАН

ПРИМЕНЕНИЕ  ПЛАНА

1

Привести дробные части к общему знаменателю

  

2

Отдельно выполнить :

а) сложение целых частей

 

б) сложение дробных частей

 

в) если  при сложении дробных частей

   получается неправильная дробь, то необходимо выделить целую часть из этой дроби и прибавить её к полученной части

 

4+2=6

 

+=

 

=1

 

6+1=7

 

 

Литература:

1.Математика : Учеб. Для 5кл. общеобразовательных учреждений/

    Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.—М.: Мнемозина,2008.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»