Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

работы учащихся на уроке

1. Фамилия, имя, отчество автора разработки

Сунцова Людмила Витальевна, учитель математики Государственного бюджетного  специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIIвида) № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга

2. Программа, по которой работает учитель:рабочая программа по математике для 6 класса, составленная на основе программы для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл/Сост.Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – 3-е изд, стереотип. –М.: Дрофа, 2002.») и ориентированная на использование учебника «Математика -6» авт. Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурга.

Урок разработан  для учащихся коррекционной школы VIIвида с диагнозом «Задержка психического развития церебрально-органического генеза». Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект триединой цели урока сформулирован следующим образом: создать условия для изучения основного свойства дроби через расширение представлений учащихся о Всемирном дне животных. В связи с практической ориентированностью урока основным результатом урока должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций. Урок невозможен без ее коррекционной направленности.

Тема урока «Основное свойство дроби».

Цели урока:

Образовательная: создать условия:

*     для изучения основного свойства дроби через расширение представления учащихся о Всемирном дне животных;

Воспитательная: продолжить работу по воспитанию:

*    навыков учебного труда;

*    культуры устной и письменной математической речи;

*    интереса к Всемирному дню животных через математику;

*    взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата;

*    внимания, аккуратности, самоконтроля.

Развивающая: продолжить развитие:

*    информационной компетенции;

*    ценностно-смысловых компетенций;

*    учебно-познавательных компетенций;

*    коммуникативной компетенции;

*    компетенций личностного самосовершенствования;

*    общекультурных компетенций

Коррекционная: продолжить:

*    развитие личностных компонентов познавательной деятельности (память,  мышление, внимание,  связную речь, активность, самостоятельность);

*    создание климата психологического комфорта через предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;

*    корректировку познавательных процессов с учащимися через парно-групповую работу

*    социально-трудовую адаптацию учащихся (развитие зрительного и цветового восприятия, темпа деятельности, формирование учебных умений)

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок – деловая игра

Педагогические технологии, используемые на уроке: элементы проектной технологии через  исследовательскую деятельность на решение проблемы; технология обучения в сотрудничестве (работа в подгруппах), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии

Дидактические материалы и средства обучения: печатные (учебники, памятка (Приложение 1)), экранные (презентация к уроку в виде слайдов), звуковые (аудиозаписи музыки к программе ),

Оформление урока  слайды, компьютер, памятка для оформления макета страницы справочника

 

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап: организационный этап.

Задачи: создание психологически комфортных условий для совместной деятельности, формирование ответственного отношения к учению, воспитания гуманизма, готовность учащегося к рефлексии своего настроения на начало урока

Приветствие учащихся и присутствующих гостей:Добрый день. (слайд1)

 

Организация внимания всех учащихся: сегодня на уроке у нас гости. Работаем так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.

 

Фиксация отсутствующих учащихся на уроке:

-порицание, если ученик отсутствует без уважительных причин;

- сочувствие, если учащийся болеет.

- приветствие учащегося, который после болезни пришел на урок.

 

Проверка подготовленности учащихся к уроку:

Посмотрите, всё ли в порядке:

Книжка, дневник и тетрадка.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

Думать, решать, считать.

 

Сегодня 4 октября 2011 года. Запишите дату урока в свои тетради.

Приветствуют учителя и присутствующих гостей

 

Включение учащихся в деловой ритм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают целевые и смысловые установки для своих действий

 

 

 

 

 

Записывают дату урока в своих тетрадях.

Рефлексия настроения:(слайд2)

оцените свое настроение на начало урока, выбранный вариант впишите  рядом с датой проведения урока

 

Целевая установка: какое домашнее задание было у вас?

Учащиеся оценивают свое настроение.

 

 

 

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя: используя Интернет  найти информацию: перечислить праздники, которые отмечают 4 октября. Составить небольшой рассказ о своем любимом животном.

2 этап: проверка домашнего задания

Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, создание атмосферы важности работы, осуществленной   учащимися на данном этапе, продолжить формирование у учащихся навыков правильного воспроизведения своих знаний, умение вести разговор.

Проверка домашнего задания: (слайд3)

- выявление факта выполнения домашнего задания;

- выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками  и принятие мер, чтобы домашнее задание было выполнено на следующий урок.

Комментирование ответов учащихся, словесная оценка проделанной работы учащимися

Активная деятельность всего класса в ходе проверки выполнения домашнего задания

 

 

Самоконтроль: убеждаются в правильности выполнения домашнего задания

Подведение итога выполнения домашнего задания:

(слайд4)

Всемирный день животных.

Отмечать этот день было решено во Флоренции (Италия), в 1931 году, на проходившем там международном конгрессе сторонников движения в защиту природы

Этoт пpaздник cвязaн c имeнeм cвятoгo Фpaнциcкa — пoкpoвитeля cвящeнныx живoтныx, кoтopoгo пoчитaют пpeимyщecтвeннo в кaтoличecкиx cтpaнax.  B Poccии oтмeчaeтcя c 2000 гoдa пo инициaтивe Meждyнapoднoгo фoндa зaщиты живoтныx. Всемирный День защиты животных призван объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных.

Пусть в нас всегда будет присутствовать чувство доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Поэтому  наш урок будет посвящен Всемирному дню животных.

Слушают рассказ учителя

3 этап: проверка знаний и умений учащихся

Задачи: организовать познавательную активность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала через   повторение  темы «Обыкновенные дроби» за 5 класс различными методами, создание при опросе  нестандартных ситуаций, привлечение учащихся к активному участию в поиске полных и правильных ответов на поставленные вопросы, проверка степени сформированности  общеучебных  навыков и умений, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность);

(слайд5)

На фотографии Мухаммад и его пернатый друг – Гоша. Задание от них:  посмотрите на слайд и скажите:  какие математические объекты присутствуют на слайде?

Учащиеся отвечают на вопрос: обыкновенные дроби

(слайд6)

Стихотворение от  ослика (фотография сделана в зоопарке):

 Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте.

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую непременно

Надо звать …

 

 

Слушают учителя, припоминают название «числитель дроби», «знаменатель дроби», «обыкновенная дробь»

(слайд7)

Экспертиза результатов знаний учащихся, полученных в 5-ом классе, путем проведения устного счета:вычислить устно.

 

Привлечение учащихся к исправлению ошибок.

 

Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях и умениях.

Слушают целевую установку учителя.

 

Мыслительная деятельность:анализ полученного задания, припоминают правила сложения, вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, умножение обыкновенных дробей, Практическая деятельность: репродукция знаний  учащихся путем устного ответа

4 этап: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Задачи: сформулировать основное свойство дроби через постановку перед учащимися учебной проблемы; продолжить развитие зрительного и цветового восприятия

готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией, полученной из учебника, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее, в том числе вербально;

(слайд8) Ретрансляция информации:итак, мы знаем, что обыкновенную дробь можно получить, если что-то целое разделили на bчастей и взяли таких частей a.)

Постановка перед учащимися учебной проблемылюбимым щенком Нардиком: могут ли дроби  и  быть равными?

 

Работа с учебником:

Стр.35 № 211:

Объясните по рисунку

 равенство дробей.

Организация внимания.

Организация  процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала

Мыслительная деятельность: слуховое восприятие задания, осмысление полученного задания, его анализ

 

Зрительное восприятие: рассматривают рисунок

 

 

 

Практическая деятельность:

работают с текстом учебника, используя слайд для наглядности

5 этап: этап усвоения новых знаний

Задачи: сформулировать основное свойство дроби, используя нестандартные формы и способы обучения;  вычленение в изучаемом свойстве наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;  использование элементов проектной деятельности для оформления опорного конспекта изучаемого свойства;

(слайд9)

Целевая установка от Светы и попугая Гоши: посмотрите внимательно на эти дроби.

Сравните числители и  знаменатели в каждой паре.

(Организация обсуждения результатов.)

 

Постановка вопроса:  (формировать умение анализировать определение): что вы заметили?

 

Внимательно слушают учителя, активно участвуют в беседе.

(Показателем выполнения  поставленных задач является  правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие всего класса в подведении итога данной работы: для получения равных дробей можно числитель и знаменатель делить на одно и тоже число или умножить на одно и то же число)

(слайд10)

Вывод: (развитие произвольного внимания учащихся): если числитель и знаменатель дроби  умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Это свойство очень важное и его называют основным свойством дроби.

Тема нашего урока так и называется «Основное свойство обыкновенных дробей».

Открываем тетради, записываем тему урока.

 

Целевая установка:Открыли учебник на стр. 34 и прочитали данное свойство.

 Отметили важные слова в этой формулировке. (Числитель, знаменатель и равная дробь.)

Постановка вопроса:Сколько операций с обыкновенной дробью мы можем выполнить, чтобы получить равную ей дробь?

 

Да, вы правы. При умножении  мы приводить дроби к новому знаменателю, а при делении выполняем операцию, которая называется  сокращением  дроби.

Внимательно слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

Запись темы урока в тетрадь

 

Читают свойство, находят ключевые слова:числитель, знаменатель, равная дробь.

 

Можно умножить числитель и знаменатель дроби на не равное нулю одно и тоже число, а можно разделить.

(слайд11)

Нардик со своей любимой игрушкой -  попугаем предлагают всем вам физкультминутку: (Цель: восстановить умственную работоспособность, препятствовать нарастанию утомляемости, повысить эмоциональный настрой учащихся, снять статические нагрузки).

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули

– ветер срывает листву.

В сторону руки, плавно помашем

– птицы на юг так летят.

 Как они сядут, тихо покажем

– руки сложили вот так.

 

Выполняют задание физкультминутки с целью заботы о собственном здоровье

6 этап: этап проверки понимания учащимися нового материала.

Задачи: установить, усвоили или нет учащиеся связь между понятиями: числитель, знаменатель, равенство дробей, устранить обнаруженные пробелы.

(слайд12)

Целевая установка  Насти и любимой кошечки Мурки:  используя основное свойство дроби, объясните, почему верны равенства.

(Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; обращение  к классу с предложением  дополнить, уточнить или исправить ответ ученика)

 

Слушают задание учителя, припоминают основное свойство дроби, отвечают на поставленные вопросы учителя.

(Основной критерий выполнения задачи: уровень осознанности нового материала большинством учащихся)

7 этап: этап закрепления нового материала.

Задача: умение работать с математическим текстом (анализировать, исследовать ,извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии,  используя различные формы закрепления знаний; развитие интересов к математическому творчеству и математических способностей

(слайд13)

Целевая установка от Мухаммада и  его собственного коня, подаренного ему дедом на день рождения: решите задачу и вы узнаете,  спорим ли мы с сестрой

 

Слуховое восприятие проблемной ситуации.

(слайд14)

На завтрак Мухаммад съел  плитки шоколада, а Света  -   плитки шоколада.  Будет ли спор между детьми?

(Создание нестандартной ситуации при использовании знаний. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; обращение учителя к классу с предложением дополнить, уточнить или  исправить ответ ученика), проверка понимания сущности нового понятия – основного  свойства  дроби.

 

Мыслительная деятельность: Учащиеся читают задачу, записывают условие, анализируют, устанавливают связь между компонентами задачи.

 

Исследовательская  деятельность:  решают задачу (припоминают основное свойство дроби, конкретизируют его в новой ситуации)

 

(слайд15)

Отвечают на поставленный вопрос: спора между детьми не будет, так как они съели одинаковое количество шоколада, потому что данные дроби равны.

(слайд16)

Целевая установка от Нардика:разработайте проект макета страницы справочника , посвященной основному свойству дроби.

 

1.Подготовительный этап: знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся.

2. Планирование работы: предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Организация обсуждения макета страницы:

1. Название страницы?

2. Какую информацию можно поместить на данной странице?

3. Сколько операций мы можем выполнить, чтобы получить равную ей дробь?

3. Организация исследовательской деятельности: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

4. Организация работы по подведению итогов деятельности учащихся

Учащиеся в парах выполняют задание, используя компьютер,

используя памятки по разработке макета страницы справочника,

 

 

Обсуждение материала, который будет помещен  на макете страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

Оформление результата

 

Представление готового продукта

8 этап: этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задачи: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

(слайд17)

Эту белочку ребята  сфотографировали в Петергофе. Целевая установка:выучить основное свойство дроби. Письменно выполнить задание: стр.38 № 287

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Слуховое восприятие.

 

Запись домашнего задания в дневники

9 этап: подведение итогов урока.

Задачи: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

(слайд18)

Рефлексия настроения: оцените свое настроение на конец  урока рядом с датой проведения урока

Постановка вопроса: что нового узнали на уроке?

 

Учащиеся проводят рефлексию своего настроения.

 

Отвечают на вопрос учителя.

(слайд19)

Оценка работы класса и отдельных учащихся.

Подают свои дневники учителю для выставления оценок за работу на уроке

 

Методическое обеспечение урока

и методические аспекты организации урока

Структура урока подчинена триединой цели: образовательной, воспитательной,  коррекционно-развивающей,  содействовала достижению конечного результата.  В ходе урока  использовала  различные педагогические технологии:

üпроектная технология (мотивация самостоятельной деятельности учащихся на исследовательскую работу с целью коллажирования информации, работа в группах для составления макета страницы справочника);

üздоровьесберегающие технологии (темп работы, дозировка домашнего задания соответствовали  психофизическим возможностям учащихся, на уроке соблюдались необходимые гигиенические условия, применялись способы поддержания работоспособности учащихся (физкультминутка, смена видов деятельности));

ü личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы (обучение в процессе общения учащихся друг с другом, учащихся и учителя), в результате которого возник контакт социального общения;

ü  информационно-коммуникационные технологии (учащиеся работали на компьютере,  учитель создавал условия для активной совместной и самостоятельной  работы учащихся, дети  извлекали информацию из различных источников: учебник, справочный материал, электронный носитель. Учащиеся собирали, систематизировали, обрабатывали полученную информацию, интегрировали ее и использовали при решении поставленных проблемных задач);

ü технология обучения в сотрудничестве (совместная работа в подгруппах способствовала  познавательной деятельности,  коммуникации, поскольку в этом случае дети  могли рассчитывали на помощь и со стороны товарищей, и со стороны учителя. Обучение в сотрудничестве повысило индивидуальную ответственность каждого учащегося и дало равный шанс на успех).

Современные технологии, использованные  на данном уроке, активизировали учебно-познавательную деятельность учащихся, сделали урок эмоционально-насыщенным, сочетая традиционные и игровые приемы обучения. Творческое применение педагогических инноваций прослеживается через составление макета страницы справочника, через развивающие задания и использование обучающих программ.

Домашнее задание предыдущего урока способствовало социокультурной образованности школьников, привитию этических правил через  составление мини-рассказов о семейных традициях с использованием фотографий любимых животных  и просмотром  их на слайдах. 

На данном уроке правильно определен объем, сложность домашнего задания, умело проведен инструктаж. Сочетания методов преподавания, стимулирования и контроля можно считать оптимальным для данной темы, подготовленности класса в условиях коррекционной школы. Групповые и индивидуальные формы учебного процесса обеспечивали дифференцированный подход к учащимся. Рационально использовались средства наглядности и технические средства обучения.  При общении с учениками  соблюдался педагогический такт.

Урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты, каждый учащийся получил за урок положительную оценку.

 

Список использованной литературы при подготовке к уроку:

1. http://rimc.moy.su/publ/7-1-0-7 использование проектной технологии в школе

2. http://www.openclass.ru/node/47746 здоровьесберегающие технологии в школе

3. http://festival.1september.ru/articles/530530/ формирование компетенций

4. http://psychlib.ru/mgppu/b05/b05-001-.htm  социометрия

5.Яковлева Н.Н. «Коррекционная направленность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме: методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2010»

6. Шевченко С.Г., Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей кл.коррекционно-развивающего обучения.- М.:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 2001

7. Конаржевский Ю.А.. Анализ урока / М.: Центр «Педагогический поиск». 2003г

8. Минусовка к телепередаче «В мире животных».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»