1. Фамилия, имя, отчество автора разработки
Сунцова Людмила Витальевна, учитель математики Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIIвида) № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга
2. Программа, по которой работает учитель:рабочая программа по математике для 6 класса, составленная на основе программы для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл/Сост.Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – 3-е изд, стереотип. –М.: Дрофа, 2002.») и ориентированная на использование учебника «Математика -6» авт. Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурга.
Урок разработан для учащихся коррекционной школы VIIвида с диагнозом «Задержка психического развития церебрально-органического генеза». Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект триединой цели урока сформулирован следующим образом: создать условия для изучения основного свойства дроби через расширение представлений учащихся о Всемирном дне животных. В связи с практической ориентированностью урока основным результатом урока должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций. Урок невозможен без ее коррекционной направленности.
Тема урока «Основное свойство дроби».
Цели урока:
Образовательная: создать условия:
* для изучения основного свойства дроби через расширение представления учащихся о Всемирном дне животных;
Воспитательная: продолжить работу по воспитанию:
* навыков учебного труда;
* культуры устной и письменной математической речи;
* интереса к Всемирному дню животных через математику;
* взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата;
* внимания, аккуратности, самоконтроля.
Развивающая: продолжить развитие:
* информационной компетенции;
* ценностно-смысловых компетенций;
* учебно-познавательных компетенций;
* коммуникативной компетенции;
* компетенций личностного самосовершенствования;
* общекультурных компетенций
Коррекционная: продолжить:
* развитие личностных компонентов познавательной деятельности (память, мышление, внимание, связную речь, активность, самостоятельность);
* создание климата психологического комфорта через предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;
* корректировку познавательных процессов с учащимися через парно-групповую работу
* социально-трудовую адаптацию учащихся (развитие зрительного и цветового восприятия, темпа деятельности, формирование учебных умений)
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок – деловая игра
Педагогические технологии, используемые на уроке: элементы проектной технологии через исследовательскую деятельность на решение проблемы; технология обучения в сотрудничестве (работа в подгруппах), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии
Дидактические материалы и средства обучения: печатные (учебники, памятка (Приложение 1)), экранные (презентация к уроку в виде слайдов), звуковые (аудиозаписи музыки к программе ),
Оформление урока– слайды, компьютер, памятка для оформления макета страницы справочника
Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 этап: организационный этап. Задачи: создание психологически комфортных условий для совместной деятельности, формирование ответственного отношения к учению, воспитания гуманизма, готовность учащегося к рефлексии своего настроения на начало урока |
|
Приветствие учащихся и присутствующих гостей:Добрый день. (слайд1)
Организация внимания всех учащихся: сегодня на уроке у нас гости. Работаем так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.
Фиксация отсутствующих учащихся на уроке: -порицание, если ученик отсутствует без уважительных причин; - сочувствие, если учащийся болеет. - приветствие учащегося, который после болезни пришел на урок.
Проверка подготовленности учащихся к уроку: Посмотрите, всё ли в порядке: Книжка, дневник и тетрадка. Прозвенел сейчас звонок. Начинаем мы урок. Предстоит тебе опять Думать, решать, считать.
Сегодня 4 октября 2011 года. Запишите дату урока в свои тетради. |
Приветствуют учителя и присутствующих гостей
Включение учащихся в деловой ритм
Выбирают целевые и смысловые установки для своих действий
Записывают дату урока в своих тетрадях. |
Рефлексия настроения:(слайд2) оцените свое настроение на начало урока, выбранный вариант впишите рядом с датой проведения урока
Целевая установка: какое домашнее задание было у вас? |
Учащиеся оценивают свое настроение.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя: используя Интернет найти информацию: перечислить праздники, которые отмечают 4 октября. Составить небольшой рассказ о своем любимом животном. |
2 этап: проверка домашнего задания Задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, создание атмосферы важности работы, осуществленной учащимися на данном этапе, продолжить формирование у учащихся навыков правильного воспроизведения своих знаний, умение вести разговор. |
|
Проверка домашнего задания: (слайд3) - выявление факта выполнения домашнего задания; - выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер, чтобы домашнее задание было выполнено на следующий урок. Комментирование ответов учащихся, словесная оценка проделанной работы учащимися |
Активная деятельность всего класса в ходе проверки выполнения домашнего задания
Самоконтроль: убеждаются в правильности выполнения домашнего задания |
Подведение итога выполнения домашнего задания: (слайд4) Всемирный день животных. Отмечать этот день было решено во Флоренции (Италия), в 1931 году, на проходившем там международном конгрессе сторонников движения в защиту природы Этoт пpaздник cвязaн c имeнeм cвятoгo Фpaнциcкa — пoкpoвитeля cвящeнныx живoтныx, кoтopoгo пoчитaют пpeимyщecтвeннo в кaтoличecкиx cтpaнax. B Poccии oтмeчaeтcя c 2000 гoдa пo инициaтивe Meждyнapoднoгo фoндa зaщиты живoтныx. Всемирный День защиты животных призван объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных. Пусть в нас всегда будет присутствовать чувство доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Поэтому наш урок будет посвящен Всемирному дню животных. |
Слушают рассказ учителя |
3 этап: проверка знаний и умений учащихся Задачи: организовать познавательную активность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала через повторение темы «Обыкновенные дроби» за 5 класс различными методами, создание при опросе нестандартных ситуаций, привлечение учащихся к активному участию в поиске полных и правильных ответов на поставленные вопросы, проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность); |
|
(слайд5) На фотографии Мухаммад и его пернатый друг – Гоша. Задание от них: посмотрите на слайд и скажите: какие математические объекты присутствуют на слайде? |
Учащиеся отвечают на вопрос: обыкновенные дроби |
(слайд6) Стихотворение от ослика (фотография сделана в зоопарке): Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте. Под чертою – знаменатель. Дробь такую непременно Надо звать … |
Слушают учителя, припоминают название «числитель дроби», «знаменатель дроби», «обыкновенная дробь» |
(слайд7) Экспертиза результатов знаний учащихся, полученных в 5-ом классе, путем проведения устного счета:вычислить устно.
Привлечение учащихся к исправлению ошибок.
Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях и умениях. |
Слушают целевую установку учителя.
Мыслительная деятельность:анализ полученного задания, припоминают правила сложения, вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, умножение обыкновенных дробей, Практическая деятельность: репродукция знаний учащихся путем устного ответа |
4 этап: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Задачи: сформулировать основное свойство дроби через постановку перед учащимися учебной проблемы; продолжить развитие зрительного и цветового восприятия готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией, полученной из учебника, анализировать и отбирать необходимую информацию, сохранять и передавать ее, в том числе вербально; |
|
(слайд8) Ретрансляция информации:итак, мы знаем, что обыкновенную дробь можно получить, если что-то целое разделили на bчастей и взяли таких частей a.) Постановка перед учащимися учебной проблемылюбимым щенком Нардиком: могут ли дроби и быть равными?
Работа с учебником: Стр.35 № 211: Объясните по рисунку равенство дробей. Организация внимания. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала |
Мыслительная деятельность: слуховое восприятие задания, осмысление полученного задания, его анализ
Зрительное восприятие: рассматривают рисунок
Практическая деятельность: работают с текстом учебника, используя слайд для наглядности |
5 этап: этап усвоения новых знаний Задачи: сформулировать основное свойство дроби, используя нестандартные формы и способы обучения; вычленение в изучаемом свойстве наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; использование элементов проектной деятельности для оформления опорного конспекта изучаемого свойства; |
|
(слайд9) Целевая установка от Светы и попугая Гоши: посмотрите внимательно на эти дроби. Сравните числители и знаменатели в каждой паре. (Организация обсуждения результатов.)
Постановка вопроса: (формировать умение анализировать определение): что вы заметили?
|
Внимательно слушают учителя, активно участвуют в беседе. (Показателем выполнения поставленных задач является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие всего класса в подведении итога данной работы: для получения равных дробей можно числитель и знаменатель делить на одно и тоже число или умножить на одно и то же число) |
(слайд10) Вывод: (развитие произвольного внимания учащихся): если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь. Это свойство очень важное и его называют основным свойством дроби. Тема нашего урока так и называется «Основное свойство обыкновенных дробей». Открываем тетради, записываем тему урока.
Целевая установка:Открыли учебник на стр. 34 и прочитали данное свойство. Отметили важные слова в этой формулировке. (Числитель, знаменатель и равная дробь.) Постановка вопроса:Сколько операций с обыкновенной дробью мы можем выполнить, чтобы получить равную ей дробь?
Да, вы правы. При умножении мы приводить дроби к новому знаменателю, а при делении выполняем операцию, которая называется сокращением дроби. |
Внимательно слушают учителя
Запись темы урока в тетрадь
Читают свойство, находят ключевые слова:числитель, знаменатель, равная дробь.
Можно умножить числитель и знаменатель дроби на не равное нулю одно и тоже число, а можно разделить. |
(слайд11) Нардик со своей любимой игрушкой - попугаем предлагают всем вам физкультминутку: (Цель: восстановить умственную работоспособность, препятствовать нарастанию утомляемости, повысить эмоциональный настрой учащихся, снять статические нагрузки). Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер срывает листву. В сторону руки, плавно помашем – птицы на юг так летят. Как они сядут, тихо покажем – руки сложили вот так. |
Выполняют задание физкультминутки с целью заботы о собственном здоровье |
6 этап: этап проверки понимания учащимися нового материала. Задачи: установить, усвоили или нет учащиеся связь между понятиями: числитель, знаменатель, равенство дробей, устранить обнаруженные пробелы. |
|
(слайд12) Целевая установка Насти и любимой кошечки Мурки: используя основное свойство дроби, объясните, почему верны равенства. (Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; обращение к классу с предложением дополнить, уточнить или исправить ответ ученика) |
Слушают задание учителя, припоминают основное свойство дроби, отвечают на поставленные вопросы учителя. (Основной критерий выполнения задачи: уровень осознанности нового материала большинством учащихся) |
7 этап: этап закрепления нового материала. Задача: умение работать с математическим текстом (анализировать, исследовать ,извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии, используя различные формы закрепления знаний; развитие интересов к математическому творчеству и математических способностей |
|
(слайд13) Целевая установка от Мухаммада и его собственного коня, подаренного ему дедом на день рождения: решите задачу и вы узнаете, спорим ли мы с сестрой |
Слуховое восприятие проблемной ситуации. |
(слайд14) На завтрак Мухаммад съел плитки шоколада, а Света - плитки шоколада. Будет ли спор между детьми? (Создание нестандартной ситуации при использовании знаний. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; обращение учителя к классу с предложением дополнить, уточнить или исправить ответ ученика), проверка понимания сущности нового понятия – основного свойства дроби. |
Мыслительная деятельность: Учащиеся читают задачу, записывают условие, анализируют, устанавливают связь между компонентами задачи.
Исследовательская деятельность: решают задачу (припоминают основное свойство дроби, конкретизируют его в новой ситуации)
|
(слайд15) |
Отвечают на поставленный вопрос: спора между детьми не будет, так как они съели одинаковое количество шоколада, потому что данные дроби равны. |
(слайд16) Целевая установка от Нардика:разработайте проект макета страницы справочника , посвященной основному свойству дроби.
1.Подготовительный этап: знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. 2. Планирование работы: предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно) Организация обсуждения макета страницы: 1. Название страницы? 2. Какую информацию можно поместить на данной странице? 3. Сколько операций мы можем выполнить, чтобы получить равную ей дробь? 3. Организация исследовательской деятельности: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. 4. Организация работы по подведению итогов деятельности учащихся |
Учащиеся в парах выполняют задание, используя компьютер, используя памятки по разработке макета страницы справочника,
Обсуждение материала, который будет помещен на макете страницы.
Проводят исследования, решая промежуточные задачи. Оформление результата
Представление готового продукта |
8 этап: этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задачи: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
|
(слайд17) Эту белочку ребята сфотографировали в Петергофе. Целевая установка:выучить основное свойство дроби. Письменно выполнить задание: стр.38 № 287 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Слуховое восприятие.
Запись домашнего задания в дневники |
9 этап: подведение итогов урока. Задачи: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
|
(слайд18) Рефлексия настроения: оцените свое настроение на конец урока рядом с датой проведения урока Постановка вопроса: что нового узнали на уроке? |
Учащиеся проводят рефлексию своего настроения.
Отвечают на вопрос учителя. |
(слайд19) Оценка работы класса и отдельных учащихся. |
Подают свои дневники учителю для выставления оценок за работу на уроке |
Методическое обеспечение урока
и методические аспекты организации урока
Структура урока подчинена триединой цели: образовательной, воспитательной, коррекционно-развивающей, содействовала достижению конечного результата. В ходе урока использовала различные педагогические технологии:
üпроектная технология (мотивация самостоятельной деятельности учащихся на исследовательскую работу с целью коллажирования информации, работа в группах для составления макета страницы справочника);
üздоровьесберегающие технологии (темп работы, дозировка домашнего задания соответствовали психофизическим возможностям учащихся, на уроке соблюдались необходимые гигиенические условия, применялись способы поддержания работоспособности учащихся (физкультминутка, смена видов деятельности));
ü личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы (обучение в процессе общения учащихся друг с другом, учащихся и учителя), в результате которого возник контакт социального общения;
ü информационно-коммуникационные технологии (учащиеся работали на компьютере, учитель создавал условия для активной совместной и самостоятельной работы учащихся, дети извлекали информацию из различных источников: учебник, справочный материал, электронный носитель. Учащиеся собирали, систематизировали, обрабатывали полученную информацию, интегрировали ее и использовали при решении поставленных проблемных задач);
ü технология обучения в сотрудничестве (совместная работа в подгруппах способствовала познавательной деятельности, коммуникации, поскольку в этом случае дети могли рассчитывали на помощь и со стороны товарищей, и со стороны учителя. Обучение в сотрудничестве повысило индивидуальную ответственность каждого учащегося и дало равный шанс на успех).
Современные технологии, использованные на данном уроке, активизировали учебно-познавательную деятельность учащихся, сделали урок эмоционально-насыщенным, сочетая традиционные и игровые приемы обучения. Творческое применение педагогических инноваций прослеживается через составление макета страницы справочника, через развивающие задания и использование обучающих программ.
Домашнее задание предыдущего урока способствовало социокультурной образованности школьников, привитию этических правил через составление мини-рассказов о семейных традициях с использованием фотографий любимых животных и просмотром их на слайдах.
На данном уроке правильно определен объем, сложность домашнего задания, умело проведен инструктаж. Сочетания методов преподавания, стимулирования и контроля можно считать оптимальным для данной темы, подготовленности класса в условиях коррекционной школы. Групповые и индивидуальные формы учебного процесса обеспечивали дифференцированный подход к учащимся. Рационально использовались средства наглядности и технические средства обучения. При общении с учениками соблюдался педагогический такт.
Урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты, каждый учащийся получил за урок положительную оценку.
Список использованной литературы при подготовке к уроку:
1. http://rimc.moy.su/publ/7-1-0-7 использование проектной технологии в школе
2. http://www.openclass.ru/node/47746 здоровьесберегающие технологии в школе
3. http://festival.1september.ru/articles/530530/ формирование компетенций
4. http://psychlib.ru/mgppu/b05/b05-001-.htm социометрия
5.Яковлева Н.Н. «Коррекционная направленность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме: методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2010»
6. Шевченко С.Г., Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей кл.коррекционно-развивающего обучения.- М.:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 2001
7. Конаржевский Ю.А.. Анализ урока / М.: Центр «Педагогический поиск». 2003г
8. Минусовка к телепередаче «В мире животных».