Автор Баричева Татьяна Ивановна,
преподаватель математики
ГОУ СОШ №506, г. Санкт-Петербург
В настоящее время много разговоров о модернизации школьного образования. Но инновационность в образовании нельзя сводить к бесконечным тестам, репетициям ИГА и ЕГЭ, чисто механическому внедрению интерактивных досок и мультимедийных средств.
Советская средняя школа давала фундаментальное образование и это общепризнано. Фундаментальность достигалась не только количеством предметов, сколько единообразием методики обучения, прочными межпредметными связями. Когда история «работает» на математику, математика на физику, физика на географию, география снова на историю в голове ученика возникает не мозаика знаний, а живая сеть, которая легко может обрасти любыми новыми знаниями. В этом плане представляется перспективным привязывать знания не только друг к другу, но и к окружающей среде, в которой живут школьники. Для большинства учеников это среда города – знакомые дома, улицы, живописные виды. Могут ли они помочь «связать» школьные знания? Могут ли они что-то рассказать о математике?
В нашей стране более 5 лет развивается культура аудиоэкскурсий и аудиогидов, среди тех, кто сделал в это большой вклад такие крупные издательства «1С» и «Вокруг света». Ими создано почти две сотни увлекательных прогулок по Москве, Петербургу и другим городам.
Аудиоэкскурсии фирмы «1С» (совместно с проектом Audiogid.ru) как мультимедийные продукты основаны на простой программе AGPlayer, которую можно найти на любом диске с аудиоэкскурсиями. Эта программа использует открытые форматы данных и поэтому с ее помощью можно самостоятельно создавать путеводители, одинаково удобные и для демонстрации на компьютере, и для прослушивания в обычном mp3-плеере или даже мобильном телефоне.
И здесь интересна не сама технология, а то, что любой желающий по образцу профессионально выполненных аудиопутеводителей фирмы «1С» может создавать собственные аудиоэкскурсии. А это открывает большой простор как для работы учителей, так и для проектной работы учеников. Ядро аудиоэкскурсии – это набор (а лучше маршрут) точек на карте, к которым привязаны озвученные тексты с возможностью иллюстративного сопровождения.
В настоящее время в ГОУ СОШ №506 (Санкт-Петербург) идет работа над проектом «Математический Петербург», разработана карта и несколько маршрутов, охватывающих почти 30 «опорных точек». И в школе, и на «натурной» прогулке, можно послушать рассказ о деятельности выдающихся математиков: Л. Эйлера, П.Л. Чебышева, М.В. Остроградского, С.В. Ковалевской, А.А. Маркова, В.А. Крылова, Г.Я. Перельмана.
Работа над проектом предполагает следующие этапы:
1. Разработка структуры мультимедийного аудиопутеводителя (создание маршрута или сети опорных точек)
2. Наполнение структуры путеводителя (написание текста, озвучивание текста учеником, подбор иллюстраций, программирование сценария, прорисовка карты).
3. Тестирование и публикация путеводителя (запись на диск и/или размещение в Интернете).
Как показали результаты первого этапа работы, дети с увлечением знакомятся одновременно и с историей математики и с историей родного города, «вовлекают» в исследовательские прогулки по городу с фотографированием достопримечательностей своих родителей.
Ожидается, что результатом проекта станет полноценная аудиоэкскурсия «Математический Петербург», которую можно будет использовать как на уроках математики, так и распространить среди учеников для самостоятельного изучения «на местности», достопримечательностей города, связанных с математикой. Все это в конечном счете должно придать ученикам ощущение математики не как скучного предмета абстрактных формул, а как живого знания, которое растворено в знакомом с детства городе.