Обобщение передового педагогического опыта
Подготовила: заместитель заведующего по методической работе Орлова Наталья Николаевна ГБДОУд\с № 20 Василеостровского района СПб «Формирование умения детей анализировать пространственные отношения» Для обучения ориентировки в окружающем пространстве, с точкой отсчёта «от себя» у детей формируются навыки зрительного восприятия, закрепляется умение выделять различные ориентиры (световые,цветовые, звуковые и осязательные). Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Создаются простейшие модели пространственных отношений между игрушками,предметами и их заместителями. Воспринимая форму, особенности строения каждого предмета и его качества, дети вырабатывают навыки, способствующие переходу к моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заменителей (мебель- детали строительного материала). Затем переносят полученный опыт для игры в групповых комнатах детского сада. Это работа преследует следующие цели: • учить соотносить предмет и его части; • формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесном обозначением; • упражнять детей в словесном определении пространственных отношений; • закреплять умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно-практической, познавательной ,коммуникативной деятельности ; • развивать внимание, память мышление (анализ, синтез, обобщение); • закрепить полученные знания детей, используя в речи предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.
«Формирование умения детей анализировать пространственные отношения». Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его завит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий ( рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного), влияющих на восприятие и мышление. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать,хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Основное усилие педагога должно быть направленно на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Обучение наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве связана с разделами « Величина», « Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчёта. Соотносит объекты с частями собственного тела: вверху- где голова, внизу - где ноги. Дошкольник осваивает « схему» собственного тела, которая является для него системой отсчёта. Позднее происходит переход ребёнка от « непосредственной» ориентировки в пространстве к ориентировке, которая приобретает некоторую гибкость, заключающуюся в возможности менять « точку отсчёта». Работа над формированием умения ориентироваться в пространстве является одним из средств умственного воспитания ребенка и подготовки его к школе. Выделение, сравнение, сопоставление связано с развитием наблюдательности. Язык детей обогащается точными словесными обозначениями, соответственно тем новым представлениям, которые они усваивают. В средней группе мы учим детей определять по отношению « к самим себе», где расположен тот или иной предмет: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Основой различения для ребенка служит различение частей своего тела и определения сторон « на себе». В начале учебного года выяснем, в какой мере дети умеют ориентироваться « на себе», развиваем и закрепляем данное умение. В этих целях используются вопросы: « Где у тебя голова (ноги, грудь, спина, левая и правая рука)?», упражнения игрового характера: « Угадайте, какая щека у вас правая, какая левая (ухо, глаза)?». Одновременно дети упражняются в различении парных взаимно-обратных направлений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа; так как формирование представления об одном из них опирается на представление о другом. Эта работа в группе проводится фронтально, индивидуально и с подгруппами. Все дети и воспитатель сидят или стоят лицом в одну сторону, в этом случае не нарушается однородность в их восприятии пространства. Продолжительность упражнений не превышает 3-5 минут. Например, вперёд-значит, лицомко мне, сзади-значит, за спиной. Большое внимание уделяется упражнениям в различении левой и правой руки, так как ориентировка в левом и правом даётся детям данного возраста с известным трудом. Заучивание названий левая и правая в этом возрасте не приводит к успеху. Упражнения на различение рук используются также на физкультурных, музыкальных и других занятиях. Основой запоминания является использование упражнений в повседневной деятельности. Для усвоения направлений: вперёд, назад, налево, направо Применяют игры с использованием стрелок-указателей. Незаметно прячем игрушку и говорим детям, что найти её поможет стрелка, острый конец которой показывает куда нужно идти. Для усвоения понятий вверх и вниз используем игры с подвесным шариком и игру « Где звенит колокольчик?». Ребенок, открыв глаза сначала должен показать направление руками, а затем назвать его. Научив детей ориентироваться « на себе» и указывать вперёд, назад, переходим к упражнениям в определении предметов « от себя» (впереди, перед, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Вначале детям предлагаем определить расположение только двух игрушек или вещей, находящихся от них в противоположных направлениях:впереди-сзади, справа-слева. После этого количество предметов увеличиваем до четырёх. Сначала предметы располагаем на небольшом расстоянии от ребенка. Постепенно это расстояние увеличиваем. Для закрепления знаний на ряду со специальными упражнениями используем жизненные ситуации. При этом нельзя подменять словесное обозначение пространственных направлений называнием предметных ориентиров. Так как это неизбежно приводит к ситуативности пространственных представлений. Для формирования передвигаться в заданном направлении используем дидактические игры « Путешествие», « Куда пойдёшь, то и найдёшь», « Дойди до флажка», «Найди игрушку по описанию», « Где кто (что) находится?», « Где собачка?», « Где спрятался Петрушка?». Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве - отыскивание различных предметов и игрушек организуем не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко-близко. А также большое внимание уделяем развитию у детей ориентировки на плоскости. С первых занятий предлагаем найти верхнюю и нижнюю полоски счётной карточки. Разложить на ней определённое количество предметов вверху и внизу, слева и справа. Если дети затрудняются определить местоположение предметов, предлагаем положить одну руку на один край карточки (листа), а другую на другой. Просим определить какая рука правая, какая левая (справа-там, где правая рука, а слева-там, где левая рука). Для детей младшего дошкольного возраста опыт в восприятии графических изображений ещё очень мал. Особенно трудно для них устанавливать связь между реальным предметом и картинкой, между несколькими картинками. Для того чтобы облегчить детям восприятие графических изображений предлагаем разрезной материал, который служит заменителем реальных предметов. Дети могут взять их в руку, повернуть, приложить, находя для них нужное место. Такая игра более доступна для детей, чем действие только с графическим материалом. При выполнении задания помочь кукле « пришить» лапку игрушечному мишке, дети могут приложить по очереди каждую лапку к картинке, и увидеть какая из них подходит. Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, с одной стороны развиваем познавательный интерес у детей и помогаем « догнать» товарищей, с другой-воспитываем у ребенка уверенность в своих силах.
Список литературы: 1. Программа воспитания и обучения в детском саду Под ред. Васильевой М.А.,Гербовой В.В.,Комаровой Т.С.М. 2005. 2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду М.2005. 3. Воспитание и обучение в средней группе детского сада М. 2006. 4. Математика для дошкольников Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. М.Просвещение 1997. 5. Математика- это интересно И.Н.Чеплашкина 6. Математика для малышей Е.В.Сербина 7. Дошкольная педагогика №7 2008. 8. Дошкольное воспитание №10 2007. 9. Дошкольное воспитание №10 2008. 10. Дошкольное воспитание №11 2008. 11. Е.В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет» 12.Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей» изд-во «Академия развития