Обобщение изученного материала по разделу «Треугольники»
Миронова Любовь Васильевна,
учитель математики ГБОУ школа № 297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Класс:
|
Предмет:
|
Дата проведения урока:
|
Тип урока:
|
|||
7 |
Геометрия |
27.01.15 |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
|||
Тема: |
Обобщение изученного материала по разделу «Треугольники» |
|||||
Цель |
Образовательная: создать условия для закрепления и обобщения знаний и умений по разделу «Треугольники» и навыков их применения при решении задач. Развивающая:создать условия дляразвития навыков организации и самоорганизации учебного сотрудничества, познавательной мотивации и творческой инициативы в конструировании, преобразовании предложенных задач. Воспитательная:создать условия дляформирования навыков самоконтроля, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения при работе в группе. |
|||||
Планируемый результат |
Универсальные учебные действия |
|||||
Личностные: создание условий формирования критичности мышления; воли и настойчивости в достижении цели, развитие инициативности, трудолюбия, ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Умение перенести опыт использования алгоритма решения задачи на реальную жизнь: условия - проблема – инициатива – решение. Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, преобразовывать учебно-практические задачи в познавательной деятельности, осуществлять деятельность по реализации плана и алгоритма решения задачи, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий. Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий; давать определения понятиям, применять и обосновывать выводы, заключения. Коммуникативные: понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, строить высказывания; Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (читательская компетентность): решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других дисциплин; высказывать свою точку зрения при помощи полученных знаний. |
||||||
Предметные результаты |
||||||
Определять необходимые и достаточные условия для применения полученных знаний о треугольниках при решении задач. |
||||||
Критерии достижения планируемых результатов (признаки успешности) |
Обучающиеся научатся использовать алгоритм решения задач на вычисление с аргументацией, использованием оснований и выводами. Организация продуктивной работы в парах, группах. |
|||||
Основные понятия |
Элементы треугольников, виды треугольников, признаки равенства треугольников, равнобедренный треугольник, свойства равнобедренного треугольника, медиана, биссектриса и высота треугольника. |
|||||
Организация пространства |
Межпредметные связи |
Формы, приемы, методы работы |
Ресурсы |
|||
русский язык физика история музыка искусство |
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах. Методы: системно – деятельностный метод, частично-поисковый и практический методы. Приемы: презентация работы, работа с деформированным текстом, работа с тестом. |
Компьютер и аудиовизуальные ресурсы (презентация), дидактический материал (карточки с задачами на готовых чертежах, лото, лист самоконтроля) |
||||
Этапы урока. Технология проведения |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Осуществляемые и формируемые действия |
Осуществляемые и формируемые действия |
Осуществляемые и формируемые действия |
||||
Iэтап. Организационный момент. Задачи этапа: Психологический настрой обучающихся на предстоящую деятельность. |
||||||
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами работаем в группах. Займите, пожалуйста, свои места, в соответствии с номером жетона, который вы взяли, войдя в класс, и подготовьтесь к уроку. Вам понадобятся только письменные принадлежности. Итак, у нас с вами сегодня сформировалось 3 группы. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу, поздоровайтесь, подарите свои улыбки. Повернитесь ко мне, давайте друг другу улыбнемся. Присаживайтесь. Перед вами на партах лежит оценочный лист (приложение 1). Впишите в него свою фамилию и имя, а так же с помощью нескольких слов опишите свое настроение на начало урока. Спасибо. |
|
Приветствуют учителя и друг друга, анализируют и описывают свое настроение на начало урока.
|
Проверяют свою готовность к уроку. |
|||
IIэтап. Исходная мотивация. Создание личностно-смысловых ситуаций. Погружение в проблему. Задачи этапа: Создание проблемной ситуации. Подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию цели и задач на предстоящую деятельность. |
||||||
Откроет наш урок математический кроссворд, разгадав который, вы сможете определить ключевое понятие урока, а так же попробуете сформулировать его тему. (Кроссворд прикреплен в центре магнитной доски и в дальнейшем будет являться частью кластера, а вопросы кроссворда размещены в презентации.)
Назовите ключевое понятие сегодняшнего урока. Попробуйте определить его тему, исходя из имеющихся знаний, связанных с данным понятием. |
Анализ предложенной задачи, организация диалога с обучающимися, подведение обучающихся к осознанию целей и задач урока. Планирование путей достижения цели, постановке познавательных задач. |
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Слушают собеседника, строят высказывания.
|
Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. Умеют планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания. |
|||
IIIэтап. Актуализация знаний. Задачи этапа: актуализация способов действий, достаточных для закрепления и обобщения полученных знаний. |
||||||
Ребята, какими знаниями вы овладели в процессе изучения раздела «Треугольники»? Что нового вы открыли, изучая этот раздел? Сейчас вы проверите, насколько хорошо каждый из вас освоил основные вопросы раздела «Треугольники», выполнив мини – тест (приложение 2). (В центре стола - папка с тестами, один из учеников, назначенный учителем, раздает учащимся тесты для выполнения.) Поменяйтесь, пожалуйста, своими тестами по часовой стрелке и оцените работу своего одноклассника. Количество баллов за тест соответствует количеству правильных ответов. Код ответа к мини – тесту (единый для всех) учитель вывешивает на доску (приложение 3). Занесите в свой оценочный лист количество баллов, полученных за мини – тест. Сложите, пожалуйста, все тесты обратно в папку. |
Осуществляют актуализацию полученных знаний.
|
Строят логические высказывания, соотносят их с полученными теоретическими знаниями. |
Осуществляют взаимоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их в соответствии с оригиналом. |
|||
IVэтап. Обобщение и систематизация знаний. Задачи этапа: приведение в систему полученных знаний. |
||||||
А сейчас я вам предлагаю разгадать анаграммы. Кто знает, что это такое?Какое слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? (На магнитной доске появляется следующая часть кластера «Элементы треугольника»). Ребята, сейчас мы с вами, работая совместно, создали одну из частей кластера, связанного с понятием треугольника – «Элементы треугольника». А теперь, каждая подгруппа будет собирать свою часть кластера из предложенного набора карточек в папке. Одна подгруппа соберет «Виды треугольников», другая – «Отрезки в треугольнике», а третья – «Признаки равенства треугольников». Ваша задача: соотнести понятия с определениями и чертежами и наклеить их на лист бумаги. По окончанию работы, каждая подгруппа будет представлять свою часть кластера, а остальные будут оценивать работу своих одноклассников.(В результате на магнитной доске появляются все части кластера приложение 4.) Если всё задание выполнено верно, то каждый участник группы получает 5 баллов. Если есть ошибки – 3 балла, если все неверно, то 0 баллов. Занесите результаты данной работы в оценочный лист. Неиспользованные карточки сложите обратно в папку. А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Электронная физминутка. |
Преобразуют познавательную задачу в учебно-практическую. Осуществляют поиск и выделение необходимой информациидля решения проблемы. |
Высказывают свое мнение в процессе групповой работы.
|
Обосновывают необходимые действия в соответствии с поставленными задачами. Предлагают необходимый набор учебного материала для решения практических задач. |
|||
Vэтап. Применение знаний и умений в практической деятельности. Решение задач. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задачи этапа: выполнение необходимых действий в соответствии с поставленными задачами. Формирование навыков самостоятельной и поисковой деятельности. |
||||||
Продолжат наш урок две игры. Одна из них «Лото» (приложение 5), другая – «Лотерея» (приложение 6). В «Лотерею» будут играть учащиеся индивидуально. (Учитель вызывает к доске учащихся разного уровня мотивации – по 3 человека. Учащиеся с низкой мотивацией к обучению раскручивают барабан, достают оттуда задание, написанное на желтой карточке, берут лист бумаги и садятся за первые парты выполнять его. Затем учащиеся, мотивированные к обучению, раскручивают барабан, достают оттуда задание, написанное на зеленой карточке и выполняют его на доске). Оставшиеся учащиеся будут играть в «Лото» в парах. (Учитель разбивает учащихся по парам, выдает каждой паре карту для заполнения «Лото» и конверт с набором карточек.) (Индивидуальную работу оценивает учитель по 5 – бальной системе и вносит в оценочный лист учащегося его результат. Работу в парах учащиеся оценивают самостоятельно по тому эталону и критериям, которые им выдаст учитель по окончанию их работы и вносят свой результат в оценочный лист.) Заполненную карту, образец ответа и неиспользованные карточки уберите, пожалуйста, в папку. |
Решают практические задачи и оформляют результаты деятельности в тетрадях, при этом применяют понятийный аппарат, понимают сущность алгоритма решения.
|
Вступают в диалог, строят взаимодействие, участвуют в обсуждении проблемы, строят монологические высказывания, договариваются о плане отчёта, обсуждают совместное представление полученного продукта. Тактично выслушивают оценивание, комментарии. |
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения. Контроль правильности ответов. |
|||
VIэтап. Применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Задачи этапа: представление результатов поисковой деятельности. |
||||||
Ребята, на протяжении всего времени, которое мы изучали раздел «Треугольники», вы выполняли различные творческие задания, связанные с данным понятием. Сегодняшний урок не исключение. Сейчас девочки предлагают вам посмотреть презентацию «Треугольники вокруг нас», которую они для вас подготовили.
|
Представляют результаты поисковой деятельности.
|
Излагают результаты деятельности, высказывают интересные идеи. |
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
|
|||
VIIэтап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Задачи этапа: актуализация способов действий, достаточных для выполнения домашнего задания. |
||||||
Наш урок приближается к своему завершению. Откройте, пожалуйста, дневник, запишите домашнее задание. Я вам предлагаю выбрать то задание, которое окажется вам по силам и покажется вам наиболее интересным. Если вы хотите получить «5», то придумайте настольную игру, в которую мы сможем с вами поиграть на внеклассном занятии. Игра должна быть связана с понятием «Треугольник». Если вы хотите получить оценку «4», то придумайте, пожалуйста, кроссворд о великих математиках, которые занимались изучением треугольников. Если вас устраивает оценка «3», то, уходя из класса, возьмите из коробки карточку с задачей, решите ее дома на отдельном листке. |
|
|
Оценивают свои возможности и в соответствии с этим осуществляют выбор домашнего задания. |
|||
VIIIэтап. Рефлексия. Задачи этапа: оценка результатов деятельности |
||||||
Ребята, наш урок подошел к концу. Положите перед собой оценочный лист, подведите, пожалуйста, итоги своей сегодняшней работы, обведите в кружок соответствующую отметку за урок. Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Опишите, пожалуйста, в нескольких словах свое эмоциональное состояние, свое настроение на конец урока. Все оценочные листы оставьте в центре своего стола. Спасибо вам за работу на уроке, до свидания! |
Определяют результаты учебной деятельности и организуют личную самооценку. |
Излагают письменно оценку своей деятельности в соответствии с нормой письменной речи. |
Излагают аргументированную оценку своей деятельности в соответствии с заданными критериями. |
|||
Литература
- Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев. Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных организаций – М: Просвещение, 2014;
- Т.А.Бурмистрова. Сборник рабочих программ Геометрия 7 – 9 классы. - М: Просвещение, 2011;
- Г. Ю.Ковтун. Геометрия 7 класс Технологические карты уроков по учебнику Л.С.Атанасяна и др. - Волгоград, 2014;
- Н.АТерешин., Т.Н.Терешина. Сборник задач по геометрии, 7-9класс - М: Просвещение, 2011;
- А.В.Фарков. Тесты по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна и др. Геометрия. 7 – 9 классы - М: «Экзамен», 2011;
- Е.М. Рабинович. Задачи и упражнения на готовых чертежах 7 – 9 классы - М: «Илекса», 2010;
- Б.Г.Зив. Задачи к урокам геометрии 7 – 11 классы - Санкт – Петербург «Мир и семья»,2010;
- Э.Н. Балаян. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ 7 – 9 классы. - Ростов – на – Дону, «Феникс», 2013;
- Е.Ю. Лукичева. ФГОС: Обновление содержания и технологий обучения (математика): учебно – методическое пособие – Санкт – Петербург, 2015;
- А.Г.Асмолов и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М: Просвещение, 2011;
- С.Г.Манвелов. Конструирование современного урока математики. - М: Просвещение, 2002;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http//standart.edu.ru,www.fgos.ru.