Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Устный счет на уроках математики в 5 - 6 классах

Матвеенко Светлана Юрьевна,
ГБОУ гимназия № 505 Санкт-Петерберга

Одна из основных задач школьного курса математики – формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии и других предметов.
Вычислительные навыки и умения можно считать сформированными, если учащиеся умеют бегло выполнять математические, действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближённые вычисления.
В последнее время учителя, проводя в жизнь идею развивающего обучения, ослабили внимание к развитию и закреплению у учащихся вычислительных навыков. Поэтому у школьников возникают трудности даже при умножении и делении десятичных и обыкновенных дробей, сложении и вычитании дробей с разными знаменателями и т. д. Школьники плохо выделяют целую часть из неправильной дроби, переводят десятичные дроби в обыкновенные, находят проценты от числа.
Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики. Недостаточное умение школьников производить вычисления создает дополнительные трудности при выполнении работ практического содержания. Ошибки, допускаемые учащимися в процессе вычислений в младших классах, не устраняются, как  правило, и к концу девятого класса.
Не секрет, что у детей с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Но чтобы ребенок быстро считал, выполнял простейшие преобразования, необходимо время для их отработки. 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны для развития вычислительных навыков, если нет системы устного счета. Устные упражнения должны применяться во всех подходящих случаях для устного счета.
Качество вычислительных умений определяется знанием алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного алгоритма и от понимания принципа его использования.
Вот основные умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся при выполнении устного счета:
- запоминание чисел;
- безошибочное применение таблиц сложения и умножения натуральных чисел;
- использование особенностей некоторых чисел;
- применение свойств действий над числами.
Чтобы овладеть умениями устного счета учащемуся достаточно уметь:
- складывать и умножать однозначные числа;
- прибавлять к двузначному числу однозначное;
- вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;
- складывать несколько однозначных чисел;
- складывать и вычитать двузначные  числа;
- делить однозначное или двузначное число на однозначное;
- производить действия с дробными числами.
Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, а также для закрепления и повторения изученного. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формулироваться проще. Ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приемах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков должны быть однообразнее. Формулировки заданий должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. В случаях, когда задания все-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям и рисункам на доске.
Различают 2 вида устного счета:
- первый – это тот, при котором учитель не только называет числа, с которыми надо оперировать, но и  демонстрирует их учащимся каким-либо образом (например, записывает на доске). Именно запоминание чисел, над которыми производятся действия – важный момент устного счета.
- второй – это тот вид, когда числа  воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом  не пользуются никакими записями и пособиями. Естественно, что второй вид устного счета сложнее первого. Но он эффективнее, если этим видом счета удается увлечь всех ребят. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика.
В методике математики различают устные и письменные приёмы вычислений. К устным относятся все приёмы для случаев вычислений в приделах 100, а также сводящиеся к ним за пределами 100. К письменным относятся приёмы для всех других случаев вычислений.
Устную работу на уроках я реализую в различных формах: опрос учащихся, математические диктанты, устный счет. Применяю такую форму, как контрольный устный счет. Во время проведения данной работы, учащиеся на время выполняют устные задания с написанием краткого ответа. Каждый ученик после выполнения такой работы получает оценку.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений:
-нахождение значений математических выражений;
-сравнение математических выражений;
-решение уравнений;
-решение задач.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно6 вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Если устные упражнения предназначены для подготовки к изучению нового материала, то их размещают в начале урока. Устные упражнения для закрепления изученного проводят после изучения нового материала. Не следует проводить устный счёт в конце урока, когда дети уже утомлены. Количество упражнений не должно быть излишним, чтобы не переутомлять детей.
Таким образом, устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет важную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Если мы научим учащихся правильно считать и быстро, не обращаясь ни к бумаге, ни к счетным устройствам, то тем самым воспитаем людей, способных быстрее усвоить и лучше выполнять учебные задания.
Литература:
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335 с
2. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1
3. Беримец В.И. “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»