Роль игры в воспитательном образовании учащихся
Свеженцева Маргарита Петровна,
ГБОУ школа №561
Калининского района Санкт-Петербурга
Игра является уникальным механизмом передачи социального опыта – как практического, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Повышение эффективности обучения и воспитания можно получить за счет использования различных игр. Конечно, игра является средством отдыха и развлечения на занятиях, но и ценность игры заключается в социально-психологическом воздействии на играющих участников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются.
Использование игры на занятиях дает:
- свободу (игра не задача, а свободное развлекательное действие, игра идет только добровольно);
- разрушение повседневности;
- выход в другое состояние души (игра снимает напряжение и дает радость взаимообщения с играющими);
- увлеченность (в игре не частичной выгоды);
- возможность создать и сплотить коллектив;
- понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива;
- развитие воображения, интерес к знанию, развитие мыщления;
- понятие о чести (победа должна быть одержана по всем правилам);
- право на ошибку.
По типу процессов различают три вида игр – деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры.
На воспитательских занятиях можно и нужно использовать все три вида игр. Я расскажу только о ролевых играх.
Ролевая игра характеризуется наличием задачи и распределением ролей между участниками для решения этой задачи. Ролевая игра или игра-драматизация – это процесс, в котором участникам предлагается сыграть другого человека и разыграть определенную проблемную ситуацию. Важно, чтобы учащиеся приняли роль и были готовы ее исполнить. Принятие роли осуществляется на эмоциональном и поведенческом уровнях. Распределяя роли, воспитатель должен учитывать не только желание ученика, но и его психологические возможности. Иногда участники отказываются от предложенных ролей. Воспитателю при сложившейся ситуации необходимо иметь запасные варианты, уметь показать невыбранную роль интересной и значимой в данной игре.
Воспитатель рассказывает участникам игры, что они могут свободно экспериментировать и не бояться, что их поведение будет выглядеть глупым и неадекватным.
Ролевая игра интересна участникам, помимо воспроизведения самой роли, еще и тем, что в ней отсутствует система оценивания. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников. В ролевой игре нет мнения ведущего. Это обеспечивает естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В ролевой игре высок эмоциональный эффект, который строится на «проживании» новой роли в игровой обстановке.
Для того, чтобы игра прошла без негативного эмоционального взрыва со стороны участников, воспитатель очень четко формулирует проблему, которую нужно решить. При этом надо убедиться, что все участники понимают ее правильно, так как часто ученики свои неудачи объясняют нечеткостью инструкции. После этого организуется ситуация, размечается пространство и вводятся роли. Участники действуют в соответствии со своими ролями и правилами. За ходом игры наблюдает воспитатель и не вмешивается в действия участников, но ведет записи для последующего комментирования.
Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого участника. Воспитатель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих.