Использование современной образовательной технологии «Урок-мастерская»
Площадь
Эйхгорн Елена Владимировна
90 минут
Цели урока:
- Повторить свойства площадей;
- Познакомить учащихся с историческими аспектами понятия «площадь»;
- Вывести формулы площадей треугольника, параллелограмма, трапеции;
- Научить применять формулы площадей при решении геометрических задач.
- Формирование у учащихся анализа ситуации и способов решения проблемных ситуаций в процессе коллективной работы в группах.
Необходимые инструменты: листы-полетки, линейки с разметкой делений шириной 0,5 см, копировальная бумага.
На уроке используется презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Этапы урока
Часть 1.
Вступительное слово учителя
Учитель представляет учащимся тему занятия, говорит о целях урока и о задачах, которые предстоит решить учащимся в процессе урока. (2 минуты)
Повторение ранее изученного материала.
Мастерская по способам измерения площадей фигур.
-
Работа в парах.
- Вопрос-ответ по теме «Свойства площадей. Площадь прямоугольника»
- Каждый учащийся в тетради в клеточку изображает произвольный треугольник или четырехугольник. Ученики меняются тетрадями и вычисляют площадь фигуры с недостатком и избытком, принимая за единицу измерения одну клетку листа тетради.
- Обсуждение в парах. Взаимопроверка.
- Решение устных задач (см. приложение 1).
-
Работа в группах по 3-4 человека.
-
Каждой группе выдается чистый нелинованный лист бумаги с изображением двух фигур (см. приложение 2)
Проблема: Как найти площадь?
Выслушиваем варианты, идеи.
Учитель демонстрирует инструмент «полетка».
Проблема: Как им работать?
Выслушиваем ответы от групп. - Выполнение задания №1. Группы определяют с помощью полетки площадь предложенных им фигур. Представитель каждой группы записывает свои ответы в четыре графы сводной таблицы (на доске).
-
Каждой группе выдается чистый нелинованный лист бумаги с изображением двух фигур (см. приложение 2)
№ группы |
Площадь треугольника |
Площадь трапеции |
Площадь треугольника |
Площадь трапеции |
||
С недостатком |
С избытком |
С недостатком |
С избытком |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
- Группы выполняют задание №2 (см. приложение 3). Представитель каждой группы записывает свои ответы во вторую и третью графы сводной таблицы.
- Обсуждение результатов.
- Запись в тетрадях формулы Пика. Предупредить учащихся, чтобы оставили место для записи вывода (о ее правильности).
-
Работа в группах по 3-4 человека. Желательно группы переформировать.
- Группам выдаются задания №3 (см. приложение 3). Учащиеся выполняют рисунок от группы на отдельном нелинованном листе. Инструмент – линейка с разметкой делений 0,5 см.
- Представитель от каждой группы рассказывает о результатах работы. Обязательно от других групп должны прозвучать вопросы и замечания.
- Запись в тетрадях формулы древних вавилонян. Предупредить учащихся, чтобы оставили место для записи вывода (о ее правильности).
Часть 2.
Вывод формул площади треугольника, параллелограмма, трапеции.
-
Работа в парах.
Каждая пара получает задание №4 (см. приложение 4). Время выполнения задания 10-15 минут. -
Самостоятельная работа (по вариантам). Используя идею предыдущего задания , вывести формулу площади:
1 вариант – параллелограмма
2 вариант – трапеции. - Вывод формул по желанию с доказательством у доски.
-
Закрепление материала.
Устно: Решение задач на готовых чертежах;
Письменно в тетрадях: №№461,469,481 из учебника Атанасяна.
Подведение итогов урока.
Выводы по уроку. Оценивание работы групп и индивидуальной работы учащихся.
Домашнее задание:
- выводы к формулам, записанным на уроке;
- пп.51-53 (без следствия из п.52);
- вопросы 4,5,7 стр.129;
- №№460, 464(а/б), 468(в), 480(б/в).
Рефлексия, например, в виде соответствующего настроению учащегося смайлика в тетради или на доске при выходе из класса.