Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проценты

Клопова Наталья Владимировна,
методист, преподаватель, учитель
ГБОУ СПО «СПб УОР №2 (техникум)»

Задачи на проценты встречаются  в вариантах ОГЭ и ЕГЭ. Для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Проценты» предлагаю свою методическую разработку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся о способах решения задач на проценты.

Задачи:

  • Образовательные: умение применять различные способы решения задач на проценты.
  • Развивающие: развитие логического мышления, творческой деятельности, сравнение, умение делать выводы.
  • Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, самооценки.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, тесты, презентация 1 («1.pdf»), презентация 2 («2.pdf»).

План урока

  1. 1. Формулировка темы учащимися.

Создание проблемной ситуации преподавателем:

«Какую тему мы будем повторять сегодня на уроке?»

Запись на доске: статистика, число, вклад, показатель, часть, выборы,  скидка.

По возникшим ассоциациям учащиеся сами формулируют тему урока. Это позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока.

Поясняются тема, цели и задачи урока.

  1. 2. Повторение знаний.

Выполняется тест.

Тест «Проценты» (два варианта на листах).

 

 

1 вариант

2 вариант

1)    Один процент – это:

А) десятая часть числа;

Б) сотая часть числа;

В) какая-то часть числа;

Г) свой ответ.

2) Найти 1% от 300:

А) 3000;

Б) 30;

В) 3;

Г) свой ответ.

2) Найти 1% от 600:

А) 6000;

Б) 6;

В) 60;

Г) свой ответ.

3) Найти 5% от 130:

А) 65;

Б) 6,5;

В) 650;

Г) свой ответ.

3) Найти 3% от 240:

А) 720;

Б) 72;

В) 7,2;

Г) свой ответ.

4) Найти число, если его 20%    равны 3:

А) 12;

Б) 15;

В)  25;

Г) свой ответ.

4) Найти число, если его 25%    равны 14:

А) 56;

Б) 46;

В) 250;

Г) свой ответ.

5) Сколько процентов составляет число 23 от числа 100?

А) 23%;

Б) 230%;

В) 2,3%;

Г) свой ответ.

5) Сколько процентов составляет число 47 от числа 100?

А) 23%;

Б) 230%;

В) 2,3%;

Г) свой ответ.

6) Что больше: 5% от 200 или 50%  от 140?

А) 5% от 200;

Б) равны;

В) 50% от 140;

Г) свой ответ.

6) Что меньше: 20% от 150 или 50%  от 80?

А) 20% от 150;

Б) равны;

В) 50% от 80;

Г) свой ответ.

7) Записать десятичной дробью 8%:

А) 8,0;

Б) 0,8;

В) 0,08;

Г) свой ответ.

7) Записать десятичной дробью 4%:

А) 0,04;

Б) 0,4;

В) 4,0;

Г) свой ответ.

 

Учащиеся обмениваются тестами в паре. Проверка теста происходит с помощью мультимедийного проектора (файл «1.pdf»).

  1. 3. Систематизация задач на проценты (файл «2.pdf»).

План презентации:

  • Способы решения задач на проценты
  • Три основных вида задач на проценты
  • Нахождение процентов от числа
  • Нахождение числа по его проценту
  • Нахождение процентного отношения

Преподаватель предлагает студентам  рассмотреть три основных вида задач на проценты. Решают вместе по две задачи каждого вида (по действиям) и выводят правило решения каждого типа задач.

После рассмотрения основных видов задач преподаватель показывает, как можно решать задачи на проценты оставшимися способами (составляя пропорцию; составляя и решая уравнение; используя логические рассуждения).

Составление пропорции.

Задача: В Сочинской олимпиаде приняло участие 225 спортсменов из России, 33 участника завоевали медали. Определите процент медалистов.

Решение:

225 – 100%

33 – х%

 

Ответ: 14,7%.

Составление и решение уравнения.

Задача:

Банк начисляет 5% годового дохода. Первоначальный вклад равнялся 10 000 р. После начисления годового дохода вклад можно дополнить некоторой суммой. Найдите её величину, если общий вклад через 2 года должен равняться 21 000 р.

Решение:

10 000 : 100 х 5 = 500 рублей  - 5% доход через год;

10 000 + 500 = 10 500 рублей - вклад через год

(10 500 + х) + 0,05(10 500 + х) = 21 000

10 500 + х + 525 + 0,05х = 21 000

1,05х +11 025 = 21 000

1,05х = 9 975

х = 9 500

Ответ: 9 500 рублей.

 

Использование логических рассуждений.

Задача:

Семья состоит из мужа, жены и их дочери. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?

Решение:

 

М

Ж

Д

Доход

 

х

у

Z

х+y+z              (1)

1

2x

у

Z

1,67 (x+y+z)    (2)

2

х

у

z/3

0,96 (x+y+z)    (3)

Сравнивая (1) и (2) выражения получаем, что зарплата мужа составляет 67% от общего дохода.

Сравнивая (1) и (3) получаем, что 2/3 стипендии дочери – это 4% общего дохода. Значит, вся стипендия - 6% от общего дохода.

Получаем, 100 – (67 + 6) = 27% - зарплата жены от общего дохода.

Ответ: 27%.

 

  1. 4. Творческая работа.

Преподаватель даёт задание – придумать на каждый тип задач свою задачу. В конце урока группа выбирает лучшую задачу.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»