Проценты
Клопова Наталья Владимировна,
методист, преподаватель, учитель
ГБОУ СПО «СПб УОР №2 (техникум)»
Задачи на проценты встречаются в вариантах ОГЭ и ЕГЭ. Для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Проценты» предлагаю свою методическую разработку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся о способах решения задач на проценты.
Задачи:
- Образовательные: умение применять различные способы решения задач на проценты.
- Развивающие: развитие логического мышления, творческой деятельности, сравнение, умение делать выводы.
- Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, самооценки.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, тесты, презентация 1 («1.pdf»), презентация 2 («2.pdf»).
План урока
- 1. Формулировка темы учащимися.
Создание проблемной ситуации преподавателем:
«Какую тему мы будем повторять сегодня на уроке?»
Запись на доске: статистика, число, вклад, показатель, часть, выборы, скидка.
По возникшим ассоциациям учащиеся сами формулируют тему урока. Это позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока.
Поясняются тема, цели и задачи урока.
- 2. Повторение знаний.
Выполняется тест.
Тест «Проценты» (два варианта на листах).
1 вариант |
2 вариант |
1) Один процент – это: А) десятая часть числа; Б) сотая часть числа; В) какая-то часть числа; Г) свой ответ. |
|
2) Найти 1% от 300: А) 3000; Б) 30; В) 3; Г) свой ответ. |
2) Найти 1% от 600: А) 6000; Б) 6; В) 60; Г) свой ответ. |
3) Найти 5% от 130: А) 65; Б) 6,5; В) 650; Г) свой ответ. |
3) Найти 3% от 240: А) 720; Б) 72; В) 7,2; Г) свой ответ. |
4) Найти число, если его 20% равны 3: А) 12; Б) 15; В) 25; Г) свой ответ. |
4) Найти число, если его 25% равны 14: А) 56; Б) 46; В) 250; Г) свой ответ. |
5) Сколько процентов составляет число 23 от числа 100? А) 23%; Б) 230%; В) 2,3%; Г) свой ответ. |
5) Сколько процентов составляет число 47 от числа 100? А) 23%; Б) 230%; В) 2,3%; Г) свой ответ. |
6) Что больше: 5% от 200 или 50% от 140? А) 5% от 200; Б) равны; В) 50% от 140; Г) свой ответ. |
6) Что меньше: 20% от 150 или 50% от 80? А) 20% от 150; Б) равны; В) 50% от 80; Г) свой ответ. |
7) Записать десятичной дробью 8%: А) 8,0; Б) 0,8; В) 0,08; Г) свой ответ. |
7) Записать десятичной дробью 4%: А) 0,04; Б) 0,4; В) 4,0; Г) свой ответ. |
Учащиеся обмениваются тестами в паре. Проверка теста происходит с помощью мультимедийного проектора (файл «1.pdf»).
- 3. Систематизация задач на проценты (файл «2.pdf»).
План презентации:
- Способы решения задач на проценты
- Три основных вида задач на проценты
- Нахождение процентов от числа
- Нахождение числа по его проценту
- Нахождение процентного отношения
Преподаватель предлагает студентам рассмотреть три основных вида задач на проценты. Решают вместе по две задачи каждого вида (по действиям) и выводят правило решения каждого типа задач.
После рассмотрения основных видов задач преподаватель показывает, как можно решать задачи на проценты оставшимися способами (составляя пропорцию; составляя и решая уравнение; используя логические рассуждения).
Составление пропорции.
Задача: В Сочинской олимпиаде приняло участие 225 спортсменов из России, 33 участника завоевали медали. Определите процент медалистов.
Решение:
225 – 100%
33 – х%
Ответ: 14,7%.
Составление и решение уравнения.
Задача:
Банк начисляет 5% годового дохода. Первоначальный вклад равнялся 10 000 р. После начисления годового дохода вклад можно дополнить некоторой суммой. Найдите её величину, если общий вклад через 2 года должен равняться 21 000 р.
Решение:
10 000 : 100 х 5 = 500 рублей - 5% доход через год;
10 000 + 500 = 10 500 рублей - вклад через год
(10 500 + х) + 0,05(10 500 + х) = 21 000
10 500 + х + 525 + 0,05х = 21 000
1,05х +11 025 = 21 000
1,05х = 9 975
х = 9 500
Ответ: 9 500 рублей.
Использование логических рассуждений.
Задача:
Семья состоит из мужа, жены и их дочери. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?
Решение:
|
М |
Ж |
Д |
Доход |
|
х |
у |
Z |
х+y+z (1) |
1 |
2x |
у |
Z |
1,67 (x+y+z) (2) |
2 |
х |
у |
z/3 |
0,96 (x+y+z) (3) |
Сравнивая (1) и (2) выражения получаем, что зарплата мужа составляет 67% от общего дохода.
Сравнивая (1) и (3) получаем, что 2/3 стипендии дочери – это 4% общего дохода. Значит, вся стипендия - 6% от общего дохода.
Получаем, 100 – (67 + 6) = 27% - зарплата жены от общего дохода.
Ответ: 27%.
- 4. Творческая работа.
Преподаватель даёт задание – придумать на каждый тип задач свою задачу. В конце урока группа выбирает лучшую задачу.