Лебедева Светлана Дмитриевна,
учитель математики ГБОУ НПОПЛ №110
"Автосервис" СПб
Часто мы с вами сталкиваемся проблемой, когда учащиеся мало активны на уроке, занимаются посторонними делами, одним словом, «витают в облаках», и это еще в лучшем случае. Это происходит по нескольким причинам: им не интересен изучаемый предмет, им сложно понять то, о чем говорит учитель и тому подобное.
Швейцарский педагог, один из лидеров нового воспитания, А.Ферьер (1879-1960гг.) излагает притчу о том, как люди создали школу по наущению дьявола,
«И сотворили школу так, как велел дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его заперли в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой - то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы! Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его начали обучать теориям и идеям. Он старается понять - ему велят учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.
…И вот что произошло. Как хотел дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились и счастья и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
…И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».
Не правда ли очень похоже на то, что происходит в современном учебном заведении? Ребята теряют интерес к обучению, появляется неуверенность в себе, создаются комплексы.
В школьной практике и методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:
1) словесные - рассказ, лекция, беседа, чтение
2) наглядные - демонстрация наглядных пособий
3) практические
1. Словесные.
Можно предложить учащимся прочитать в учебнике определение «Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником», вдумываясь в это определение. Призыв «вдумайтесь!» для большинства учащихся бесполезен. Чтобы в действительности побуждать учащихся к вдумчивому чтению, лучше дать конкретное задание. В нем следует указать, что и как должен сделать учащийся, например: «Прочитайте в учебнике определение прямоугольника и установите, можно ли его видоизменить таким образом: параллелограмм у которого есть прямой угол, называется прямоугольником». Ясно, что такое задание учащиеся без вдумчивого чтения, без анализа, сопоставления обеих формулировок выполнить не могут. В таком случае учащиеся лучше запомнят определение, чем при чтении без конкретного задания.
Под активизацией познавательной деятельности надо понимать совместную деятельность преподавателя и учащегося по созданию и реализации условий, что бы обучающийся мог осознанно понимать предлагаемый материал. Учитель не должен изъясняться догмами, зачастую зачитываемыми по бумажке, а ставить проблемы, которые должен решать вместе с ребятами.
Пример.
1. «Если две пересекающиеся прямые одной плоскости, параллельны двум пересекающимся прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны». А если в это определение я подставлю «две параллельные прямые», они ведь тоже определяют плоскость, выполнится ли условие параллельности плоскостей? Как будем решать? Может голосованием? Не получилось единого решения? Тогда будем рассуждать… Одним махом я ввела определение, подготовила почву для доказательства, заставила высказаться 5-6-ти ученикам. Уж это-то определение ребята запомнят надолго.
2. Можно ли сказать, что квадрат это ромб? Что надо добавить к этому определению?
А, что квадрат есть прямоугольник, параллелограмм? Что добавляем? А какими свойствами обладают эти четырехугольники? А какие еще добавятся для квадрата? А результат: учеников заинтересовала, дала возможность высказаться, повторили предыдущие темы, проанализировали, запомнили.
3. Ученики приходят учится после 9-го класса, с чувством неприязни к геометрии, их ведь, как в школе созданной дьяволом заставляли все учить, а не понимать. На первом же уроке стараюсь ломать стереотипы. « Все знают, что такое треугольник?». Понятно уж что - что а это то уж они, считают, что знают. С наслаждением наблюдаю, как они с видом всезнаек выдают определение: «Это геометрическая фигура, состоящая из трех углов», в глубине души ребята считают, что если сказать волшебные слова «геометрическая фигура», то все остальное уже будет хорошо. И тут я с коварными словами: «А если я это нарисую?» Понятно, что рисую три не связанных между собой угла. Все в шоке. Другое определение - еще рисунок, не тот который они ожидают. В урок включаются все, лица умные, глаза горят…Добилась чего хотела, они поняли, что геометрию надо понимать, а не тупо заучивать.
Мой педагогический стаж, страшно сказать, больше 25-ти лет. Сильно заучивать теоремы, придумывать задачи не надо, а вот создать изюминку в каждой теме это интересно и учащимся и мне. Ведь именно степень активности ребят является реакцией на методы и приемы работы ПЕДАГОГА, показателем его МАСТЕРСТВА.
Для более продуктивной работы ученика с учебником, была написана «Памятка по работе с математическим текстом». (См. приложение)
В результате прочтения текста учебника можно вместе с учащимися составить алгоритм, например, алгоритм решения квадратного уравнения:
1).Выпишем коэффициенты а, в и с.
2).Найдем дискриминант и т.д.
Или составить опорные конспекты, которые можно записывать в отдельную тетрадь, или на картонку, которую затем ученик имеет перед глазами, во время прохождения изучаемой темы, что способствуют визуальному запоминанию.
Это метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
К словесным методикам относится и метод проблемного изложения, основой которого является создание проблемной ситуации, когда ученики выдвигают свои гипотезы, решение той или иной проблемы. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, синтеза, анализа, сравнения, обобщения.
2. Наглядные методы.
1). Частично-поисковый. Организуется работа класса так,
чтобы часть новых знаний они добывали сами.
2). Метод опорных конспектов. В виде схем, рисунков,
таблиц. (См. приложения).
3. Практические методы.
Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу. Сюда относятся:
- прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, исторических данных, нестандартных задач и примеров;
- прием семантизации - возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, «логический разбор» (геометрия, серединный перпендикуляр, знакопостоянство функции);
- прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи его с другими учебными дисциплинами, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
- эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят их к ответу. Обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
- прием схематизации - алгоритмы и схемы.
Каждый учитель всегда требует (или должен требовать), чтобы учащийся объяснял выполняемые упражнения. Однако, многие учащиеся работают у доски молча или с трудом, объясняя решение задачи. Алгоритмический метод дает возможность исправить такое положение, а так же помогает выполнить упражнение в полном соответствии с образцом, данным учителем.
Алгоритм дается ученику с первого момента решения задач данного типа. Учащиеся читают его и одновременно выполняют упражнения. Порядок выполнения должен быть по возможности кратким так как с таким дети охотнее работают хорошо запоминают и после выполнения нескольких упражнений многие учащиеся перестают читать отдельные указания, свободно воспроизводя их по памяти.
Алгоритм построения параболы:
1.Определяем направление ветвей по коэффициенту перед х2.
2. Находим координаты вершины.
3. Определяем корни функции.
4. Находим координаты симметричных точек.
Этот алгоритм можно упростить таким образом (схематично, что легче запомнить ученику):
1. ;
2. y0; x0;
3. y= 0;
4.
В заключении, еще хочется сказать, что при проведении самостоятельных, проверочных работ в классе зачастую наблюдается списывании. Главные причины списывании заключаются в следующем:
Кто-то из учащихся не знает решении, не уверен в своих знаниях, а в классе всегда находятся учащиеся готовые «помочь другу».
Для того чтобы избежать списывания надо:
1. что бы работа была посильной для всех учащихся без исключения. Каждый ученик должен быть уверен в том, что выполнить работу верно и в срок;
2. сильные учащиеся должны быть загружены работой полностью.
3. вариантов должно быть больше двух. Желательно – 2 для сильных, 4 – для средних, 2 – для слабых. Нумерацию карточек я использую сплошную, количество вариантов знаю только я.
Приложение 1
Памятка по работе с математическим
текстом
1. Вдумчивочитатьматематическийтекст- этозначит:
• отмечатьосновныеидеи(мысленноиликарандашом);
• следитьзатем, какониразвиваются, доказываются;
• выделятьосновныепонятияистаратьсяпонять, какони взаимосвязаны;
• разбиратьрешенныевтекстепримерытак, чтобыкаждыйшаг былпонятен.
2. Попробуйте, не глядя в учебник, самостоятельно воспроизвестирешенияразобранныхпримероввтетради.
3. Еслиматериалкажетсятрудным, прочитайтетекстповторно.
4. Главное причтенииматематическоготекста- овладеть новымиидеями, которыезатембудутприменятьсяпривыполнении заданийучебника.
5. Еслиответынаконтрольныевопросыирешениезаданийк пунктуневызываюттрудностей, томожносчитать, чтоматериал пунктаусвоен.
6. Еслипривыполнениизаданийвозниклитрудности, ещераз прочитайтеобъяснительныйтекстирассмотритеразобранные примеры.