Методическая разработка лекционного занятия
Исследование функций и построение эскизов графиков
Голушкова Наталия Николаевна,
преподаватель ГБОУ среднего профессионального образования
«Медицинский колледж № 3 Санкт-Петербурга
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Технолгическая карта занятия.
3. Этапы лекционного занятия.
4. Приложение.
Введение дисциплины «Математика» в среднем профессиональном образовательном учреждении медицинского профиля стало возможным в результате реформирования системы профессионального образования в России и реализации принципов гумманизации и демократизации образования. Данная дисциплина определена Федеральным Государственным образовательным стандартом нового поколения.
Тема «Дифференциальное исчисление» является одной из ключевых тем курса. Изучив ее, учащиеся смогут применить свои знания на практике к решению прикладных задач.
Цель данного лекционного занятия - формирование новых теоретических знаний по теме «Дифференциальное исчисление».
Метод обучения, используемый на данном занятии репродуктивный, что позволяет излагать новый для студентов лекционный материал с опорой на поэтапное формирование умственных действий.
На занятии используется неиммитационная технология в виде проблемной лекции, в которой ставится медицинская проблема, которую можно решить ,используя знания математики, знания полученные на лекции, затем нужно будет применить на практическом занятии.
В соответствии с тематическим планом и рабочей программой на эту тему отведено 2 акад. часа (90 мин.) аудиторных часов и 1 акад. час. Закрепление теоретических знаний и формирование практических умений осуществляется на практическом занятии, на которое отведено 2 академических часа.
Деятельность учащихся оценивается на практическом занятии.Оценку на практическом занятии получает каждый учащийся.
Технолгическая карта занятия.
СПб ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 3»
ЕН.01. «Математика»
Специальность: 310205 «Стоматология ортопедическая»
Курс: 1.
Группа: З-11.
Тема занятия: «Дифференциальное исчисление».
Вид занятия : лекционное .
Продолжительность: 90 мин.
Место проведения: аудитория № 5.
Преподаватель Голушкова Н.Н.
1.Цель занятия: Формирование представлений роли и месте дифференцирования в высшей математике и медицине.
2.Задачи занятия: Показать студенту возможности дифференцирования в решении прикладных задач медицины.
Учебная:
- Формирование теоретических представлений об инструментарии дифференцирования для решения прикладных задач.
Развивающая: -Развитие логического мышления.
3.Уровни требований для развития общих и формирования профессиональных компетенций:
Учащийся должен знать:
Методы и способы дифферен
Учащийся должен уметь:
Находить производные и дифференциалы 1 и 2 порядков.
Использовать производные для решения прикладных задач.
Формируемые компетенции или элементы компетенций:
ЭОК-1 - Э1.1. Проявлять интерес в изучении основной и доп. литературы.
Э1.4. Добросовестно выполнять учебные обязанности при освоении дисциплины.
Э1.5.Эффективно и своевременно выполнять самостоятельную работу.
ЭОК-4 -Э4.2.Самостоятельно находить источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета.
4.Ход занятия.
Содержание |
Время |
Вводная часть. Этап мотивации и актуализации знаний. |
|
1. Организационный момент. |
2 мин |
2. Формулировка темы и ее обоснование. |
6 мин |
Ход занятия |
|
Изложение лекционного материала. |
55 мин |
Заключительная часть. Этап анализа усвоения учебного материала. |
|
1.Подведение итогов лекции. |
15мин |
2.Задание на самоподготовку |
10 мин |
Итого |
90 мин. |
5.Материально – техническое оснащение занятия.
Наименование |
Количество |
Учебники: 1.Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для средних спец. учеб. заведений М.:Высш.шк.,2010.-495с. 2. Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика. Компьютерные технологии в медицине. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. 3.М.Г. Гилярова «Математика для медицинских колледжей» Ростов н./Д: Феникс, 2014. -410-(Медицина).
|
1
1
1 |
Оснащение занятия: (используемые технические средства) ПК преподавателя Телевизор Мультимедийная система. Дидактический материал: Презентация |
1 1 1 1 |
6. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы:
Раздел темы |
Литература |
Уставная инструкция |
Вопросы для самоконтроля |
Исследование функций с помощью элементов дифференциального и интегрального исчисления, построение эскизов графиков функций, вычисление площадей плоских фигур. |
Богомолов Н.В. «Практические занятия по математике»: Учеб. пособие для средних спец. учеб. заведений. М.:Высш.шк.,2010.-495с. 1.Функция. Область определения и множество значений функции. Глава 4. §1. 2. Непрерывность функции. Глава 5. §§5,6. 3.Асимптоты. Глава 5.§7. 4.Производная. Глава 7. 5.Приложения производной к исследованию функций. Глава 8.
|
Учащийся изучает материал по учебнику, исследует предложенную функцию и строит график. |
1. Какие основные правила существуют для определения области определения функции? 2.Любые ли точки разрыва можно локализовать? 3.Как находить асимптоты? 4.Каковы значения первой производной при возрастании и убывании функции? 5.Возможно ли применение второй производной для нахождения точек перегиба? 6.Как находить максимальное и минимальное значение функции. Где затем можно применить свойства?
|
7. Перечень основной и дополнительной литературы:
Основные источники:
1.Богомолов Н.В. «Математика» Учебник для ссузов, М.: Дрофа.,2009.
2.Богомолов Н.В., Самойленко П.И., «Практические занятия по математике», Учеб. пособие для средних спец. учеб. заведений, М.:Высш.шк.,2010.
3.В.П.Омельченко, А.А.Демидова «Математика: компьютерные технологии в медицине: Учебник» Ростов н./Д: Феникс,2008.
4. Гилярова М.Г. « Математика для медицинских колледжей» Ростов н./Д: Феникс,2011.-410с.
Дополнительные источники:
1. Башмаков М. И «Алгебра и начала анализа» 10-11класс, М., 2002г.
2. Крамар В.С. «Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа», М., 1990г.
3. http://www.school-collection.edu.ru , http://mk3math.narod.ru/
№ п./п. |
Этапы занятия |
Вре- мя (мин) |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
Цель деятельности Методическое обеспечение |
|
Вводная часть. Этап мотивации и актуализации знаний. |
||||||
1 |
Организа- ционный момент. |
2 |
Приветствие учащихся. Обращает внимание на внешний вид. Проверяет готовность студентов к занятию. Отмечает отсутст- вующих |
Приветствуют преподавателя. Занимают рабочие места. Слушают преподавателя. |
Организовать и дисциплини- ровать учащихся. Создать рабочую обстановку. |
|
2 |
Формули- ровка темы и ее обосно- вание. |
6 |
Сообщает тему занятия. Сообщает план занятия. |
Записывают в лекционные тетради дату, тему и план занятия Осмысливают тему и план занятия. |
Раскрытие теоретической и практической значимости данной темы. Подготовка учащихся на целенаправ- ленную деятельность. Активация внимания учащихся ПК. Слайд презентации. |
|
3 |
Опреде ление целей и задач проблем ной лекции. |
2 |
Ставит перед учащимися цели и задачи занятия. Формулирует проблему, которую предстоит решить. |
Осмысливают и записывают цели и задачи занятия в лекционные тетради. |
Форми- рование познава- тельного интереса к учебной деятельности. Формули- рование конечного результата работы учащихся на занятии |
|
Основная часть. Этап сообщения новой учебной информации. |
||||||
4 |
Изучение нового мате- риала |
55 |
Излагает новый материал. Демонстрирует таблицы и дает пояснения.
|
Слушают препода- вателя. Конспек- тируют.
|
Форми- рование новых теоретических знаний. Формирование практических умений на базе теоретических знаний ПК. Слайд презентации |
|
Заключительная часть. Этап анализа усвоения учебного материала. |
||||||
5 |
Подведе- ние итогов лекции. |
15 |
Обращаясь к плану лекции, делается вывод, что овладение дифференци- рованием позволяет решать многие прикладные задачи. Отвечает на вопросы учащихся, предлагая просмотреть конспект. |
Просматри- Вают конспекты. Осмысливают, анализируют, полученные знания. Просматри- вают конспект. Задают вопросы. |
Анализ полученных знаний. Побуждение учащихся к осмыслению и осознанию полученных знаний. ПК. Слайд презентации |
|
6. |
Задание на само- под- готовку . |
10 |
Предлагает записать задания по самопод- готовке к следующему занятию. Сообщает тему следующего занятия, литературу, источники. Сообщает контрольные вопросы. Отвечает на вопросы учащихся. |
Записывают задания самостоя- тельной вне- аудиторной работы Записывают тему следующего занятия, литературу. Задают вопросы. |
Организация подготовки к след. занятию. Активизи- ровать само- подготовку. Обратить внимание на основные контрольные вопросы. Отработка навыков сам. работы с конспектом, учебной и дополни- тельной литературой. Воспитание ответствен- ного отношения к выполнению самостоя- тельной вне- аудиторной работы. ПК. Слайд презентации |
|
Приложение
Проблема ,которую необходимо решить на лекции.
В результате компьютерного мониторинга группы пациентов была сформирована математическая модель лечения стоматита. (например, y=x3-6x2 +9x-3; x- в неделях, y- в условных единицах).
Определить неделю, когда необходимо проводить наиболее интенсивное лечение?