Методическая разработка урока в 7 классе
Решение задач с помощью уравнений
Маринкина Юлия Руслановна
Тип урока: урок применение знаний и умений
Технология : развивающее обучение, элементы технологии обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология, элементы технологии критического мышления, информационно- коммуникационная технология
Цели урока:
Сформировать умение анализировать условие задачи, сформировать навыки ведения учебно- познавательной деятельности по решению задач с помощью уравнений
Способствовать развитию логического мышления, развивать навыки смыслового чтения, умение строить речевые высказывания в устной форме
Способствовать развитию коммуникативных навыков, организованности и дисциплинированности
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП |
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1. |
Информационно- коммуникационная технология |
Использование презентаций Power Point на этапе актуализации знаний (повторение изученного материала) |
2. |
Развивающее обучение |
Решение задач по мере усложнения(работа в группах) |
3. |
Технология обучения в сотрудничестве |
Работа в группах. Строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество |
4. |
Технология критического мышления |
Рефлексия деятельности. Осуществляют самооценку своей работы, работы в группе. Оценивают результат работы |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Форма организации |
Формируемые умения |
Деятельность преподавателя и обучающихся |
Деятельность обучающихся в терминах УУД (ФГОС) |
1.Организационный |
Фронтальная, индивидуальная |
Показывают навыки владения изученным материалом, отрабатывают навыки решения уравнений, вычислительные навыки, умение ставить перед собой цели и определять задачи |
Преподаватель организует деятельность учащихся по выполнению предложенных заданий, учащиеся, отвечая на вопросы преподавателя формулируют цели и задачи урока |
Решают уравнения разного уровня сложности, объясняя ход решения, планируют учебное сотрудничество со сверстниками |
2.Работа в группах |
Групповая, индивидуальная |
Развивают навыки смыслового чтения, умение планировать последовательность действий, развивают логическое мышление, стоят цепочку рассуждений |
Преподаватель организует и контролирует работу учащихся в группах, учащиеся работают в группах на принципах взаимообучения и сотрудничества, могут стать экспертами и обучать других участников |
Структурируют текст, включая умение выстраивать последовательность событий, устанавливают причинно- следственные связи, учатся основам саморегуляции в учебной и познавательной форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, вступают в диалог, стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве |
3.Колективноеобсуждение |
Коллективная, индивидуальная |
Строят речевые высказывания в устной форме, осуществляют сравнение, оценивают правильность решения |
Преподаватель организует коллективное обсуждение решённых задач, учащиеся предъявляют решения задач, обсуждают решения |
Адекватно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации, участвуют в коллективном обсуждении, ориентируются в системе моральных норм и ценностей, понимают относительность мнений и подходов к решению задачи |
4.Рефлексия |
Индивидуальная, групповая |
Анализируют итоги деятельности, делают выводы, осуществляют самонаблюдение, самооценку |
Преподаватель организует рефлексию урока, учащиеся отвечают на вопросы, анализируют, высказывают своё мнение |
Вступают в диалог, осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач |
Оборудование и материалы для урока: компьютер, интерактивная доска, презентации для урока, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный момент
Дежурный сообщает фамилии отсутствующих в классе
Актуализация знаний
Учащимся предлагается решить уравнения, представленные на слайдах
1) 0,1х-4=0 Ответ: 40
2) Ответ:15
3) Ответ: 2; 1
4) Ответ: решений нет
5) Ответ: любое число
6) Ответ: -0,5
Ответ: -1,4; 1,4
2. Работа по теме урока
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждой группе предлагается решить четыре задачи разного уровня сложности, с последующим представлением решения ( задачи представлены на раздаточном материале)
Задача №1
Первый тракторист вспахал на 36 кв м больше, чем второй. Сколько вспахал каждый из них, если вместе они вспахали 392 кв м?
Решение:
Пусть х (кв м) – вспахал второй тракторист, тогда (х+36) (кв м) вспахал первый , известно, что вместе они вспахали 392 (кв м.)
Составим уравнение:
х+(х+36)=392
х=178
178( кв м) вспахал второй тракторист
178+36=214 (кв м) вспахал первый тракторист
Ответ: 178 (кв м) и 214(кв м)
Задача №2
За 9 часов по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 часов против течения. Найти собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч?
Решение:
Обозначим за х (км/ч) собственную скорость теплохода
Тогда получим уравнение
9(х+2)=11(х-2)
х=20
Ответ: собственная скорость теплохода 20 км/ч.
Задача №3
Длина прямоугольника на 25% больше его ширины . найти площадь прямоугольника, если его периметр равен 54 см?
Решение:
Пусть х(см)- ширина прямоугольника, тогда (х+0,25х) (см)- длина прямоугольника, зная, что периметр равен 54 см , составим уравнение
2(х+(х+0,25х))=54
х=12
12 (см)- ширина прямоугольника
Тогда 12+0,25*12=15(см)- длина прямоугольника
S=a*b
S=12*15=180 (кв см)
Ответ : 180 кв см
Задача №4
Среднее арифметическое восьми чисел равно 5,2. После того как к этому набору чисел добавили некоторое число, среднее арифметическое этого набора чисел стало 5,7. Найти это число?
Решение :
1)находим сумму восьми чисел: 5,2*8=41,6
2) составляем уравнение, используя определение среднего арифметического, обозначив за х- добавленное число
(41,6+х):9=5,7
х=9,7
ответ: искомое число 9,7
После окончания работы в группах, перед обсуждением решений, проводим динамическую паузу
3. Обсуждение решений
Каждая группа выносит на обсуждение решение одной из предложенных задач. Анализируется ход решения и верность полученного результата. Группы сравнивают своё решение с предложенным, по необходимости вносятся коррективы и предложения.
4.Рефлексия.
Анализируем работу на уроке. Учащиеся формулируют конечных результат своей работы. Дают оценку своей работе и работы группы, обсуждают возможные трудности.
Домашнее задание: выполнить №154 и №165 по учебнику