При преподавании геометрии необходимо уделять внимание формированию базовых знаний курса стереометрии (угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.). Одновременно необходимо находить возможность восстанавливать базовые знания курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач.
Задача повышения качества математического образования требует введения в практику работы учителя современных образовательных технологий. В первую очередь, технология деятельностного подхода должна стать нормой на каждом уроке. Базовыми должны стать технологии новых стандартов: информационные и коммуникативные технологии (коммуникация - общение); технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира); технология, основанная на реализации проектной деятельности; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Суть проектирования технологии обучения на основе деятельностного подхода - деятельность учителя в учебном процессе, управление учебной деятельностью учащихся, совмещение поля деятельности учителя с полем деятельности учащихся так, чтобы каждый её элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в учебной деятельности. Основной результат - освоение обобщенных способов действий, достижение новых уровней развития личности.
1. Для организации подготовки школьников к экзамену учителю рекомендуется, прежде всего, выявлять целевые аудитории (группы):
· первая группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - преодоление нижнего рубежа (5-6 заданий);
· вторая группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - получить не очень высокие баллы (на уровне 50-60 по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;
· третья группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - получить высокие баллы (больше 60 по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов.
Для первой группы следует провести тренировочную работу, выявить сильные и слабые позиции математической подготовки каждого и работать над закреплением того, что уже получается. Число выбранных заданий должно быть не менее 8. Работа должна быть построена так, чтобы за месяц до итоговой аттестации закончить рассмотрение всех выбранных типов заданий с кратким ответом, совмещая работу с регулярным тематическим повторением и отработкой базовых математических навыков. Раз в месяц можно проводить зачетную работу. Общая цель - отработка решений выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что нижний рубеж им по силам.
Для второй группы учащихся необходимо уверенно выполнять с 1 по11 или 1 по 14 задания части I, в том числе и С1 или С2. Начать следует с проведения тренировочной работы, позволяющей выявить сильные и слабые стороны математической подготовки каждого. Затем можно организовать работу над теми задачами, которыене получаются, не забывая повторять те, в которых ученик уверен. Работа должна быть построена так, чтобы за два месяца до итоговой аттестации закончить рассмотрение всех типов заданий части IЕГЭ 2012 года, и к моменту итоговой аттестации закончить систематическое повторение тем, соответствующих выбранным заданиям части С. Раз в месяц можно проводить зачетную работу (домашнюю или аудиторную) по задачам части I. Для учащихся этой группы желательно регулярное проведение тренировочных работ, состоящих из заданий части Iи выбранных задач части II, в том числе, формируемых на базе работ, публикуемых на сайте Открытого банка математических задач. Общая цель такой работы - сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с задачами части I, повторить темы, дающие возможность решения определенных заданий части II.
Для третьей группы необходимо отработать умения уверенно выполнять с 1 по 13 или с 1 по 14 задания части I, задания С1, С2, а также определить, исходя из целей учащегося и его возможностей, задачи СЗ - С6, на которые ему следует обращать внимание при организации систематического повторения. Работа должна быть построена так, чтобы за два-три месяца до итоговой аттестации отработать устойчивое выполнение всех заданий части Iи приступить к работе с выбранными заданиями части II. Раз в месяц помимо выполнения тренировочных работ рекомендуется проводить домашнюю зачетную работу по задачам части I, регулярно решать задания повышенного уровня сложности.
Учителям математики рекомендуем использовать алгоритм планирования работы по подготовке к ЕГЭ, состоящий из четырёх основных этапов:
Подготовительный этап:
•тщательно изучить демоверсии ЕГЭ, кодификаторы с целью - понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году;
•оценить готовность учащихся к ЕГЭ, выявить проблемы, типичные как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;
•сформировать на основе подготовленного аналитического материала понимания у обучающихся специфики ЕГЭ;
•планировать работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;
•вести психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, осуществить помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий.
Второй этап - организация повторения:
· На этом этапе необходимо разработать план подготовки к ЕГЭ, который должен включать в себя список ключевых тем для повторения, что позволит параллельно с изучением нового материала системно повторять пройденное ранее.
Третий этап – организация и проведение мониторингов.
Четвертый этап - использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ. Использование соответствующих сайтов возможность составлять дифференцированные домашние задания (в результате учащиеся не могут списывать друг у друга или пользоваться решебниками), обеспечит обратную связь между учителем и учеником через форум, позволит следить за процессом выполнения работы и выявлять пробелы. При этом существенно экономится время учителя, т.к. компьютер проверяет работу и указывает на допущенные ошибки.
Хотя в педагогической и методической литературе много говорят об индивидуализации обучения, учете готовности ученика к восприятию материала, глубокой мотивации учащихся, дозировании заданий с учетом его потребностей и возможностей, но традиционно урок готовится в расчете на некоторого среднего школьника, что и приводит к невысоким результатам. Низкие результаты ЕГЭ свидетельствуют, прежде всего, о том, что в процессе обучения не уделяется должное внимание отработке базовых умений.
по материалам статьи Ульзутуевой С. А. и Дугаровой Ц. Д.