Логарифмы. Свойства логарифмов
Проскурякова Ирина Васильевна
Цели урока:
Образовательная:
- знать и уметь записывать определение логарифма, основного логарифмического тождества;
- уметь применять определение логарифма и основное логарифмическое тождество при решении упражнений;
- научиться различать свойства логарифмов по их записи;
- научиться применять свойства логарифмов при решении заданий;
- закрепить вычислительные навыки;
- формировать навыки самостоятельной работы, работы с учебником, навыки самостоятельного добывания знаний;
- формировать самостоятельность мышления, мыслительных операций.
Воспитательная:
- - воспитывать стремление к достижению цели, умение доводить дело до конца;
- - воспитывать личную ответственность за порученное дело, добросовестное выполнение своих обязанностей;
- - воспитывать дисциплинированность, организованность.
Развивающие:
- - развивать умственные и познавательные способности учащихся;
- - развивать потребность в образовании, самообразовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении общего кругозора.
Оборудование: мультимедийное оборудование ,таблицы для устного счёта
Ход урока:
1. Организационный момент.(2мин)
Объявление темы урока постановка цели урока, задач и мотивации учебной деятельности.
2. Повторение пройденного материала(5 мин)
- Ребята, сегодня на уроке вам предстоит познакомимся со свойствами логарифмов-это новое понятие; вы должны научиться различать эти свойства по их записи; научиться применять эти свойства при решении заданий. Будьте внимательны и собраны. Успехов и отличных оценок!
А) Устно: (Слайд 1)
- Что называют логарифмом? Десятичным логарифмом?
- Чему равен логарифм произведения двух положительных чисел?
- Чему равен логарифм частного двух положительных чисел?
- Чему равен логарифм степени?
- Какая функция называется логарифмической ?
- Основное логарифмическое тождество?
3. Постановка целей и задач урока.(4 мин)
Сегодня на уроке мы будем:
1).Решать упражнения , применяя свойства логарифмов.
2).Применять определение логарифма при решении упражнений.
3).Решать самостоятельно задания , используя свойства и определение логарифмов.
Задачи урока определены. Для начала допишите выражение (на доске выписаны формулы) (3мин)
Слайд 2 Ответ:
- loga a = 1
- loga a = 0
- logaх p =
- аlog a x = x
- logaр х = р
Вы замечательно справились с примерами. А теперь поработаем устно, вычислите следующие задания, записанные на доске для того,чтобы перейти к более сложным заданиям.
Устные упражнения (4мин) (Слайд 3)
1) 2) log6 36
3) log 12 144 -1, 4) 7 1+ log 74
5) log2 log2 16 , 6).
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ответ |
-3 |
2 |
1 |
28 |
2 |
4 |
4). Историческая страничка о логарифмах.(3мин)
Изобретение логарифмов, название их и первые таблицы логарифмов принадлежат шотландскому любителю математики Джону Неперу (1550-1617), хотя раньше первые таблицы логарифмов составил также любитель математики – часовщик и мастер астрономических приборов швейцарец И.Бюрги (1552-1632). Однако таблицы Бюрги опубликованы в 1620г., а таблицы Непера появились в 1614г. Эти талантливые люди занимались вычислением логарифмических таблиц параллельно, но независимо один от другого. Из различных сиcтем логарифмов замечательны две: логарифмы с иррациональным основанием e≈2,7, которые носят название натуральных и логарифмы с основанием 10, называемые десятичными.
Таблицы логарифмов и логарифмическая линейка, сконструированная на их основе Оутредом (1574-1660), свыше 350 лет оставались надежным аппаратом для приближённых, но быстрых вычислений многие годы.
Сейчас вы немного отдохнули, получили информацию, где, когда и зачем применялись и применяются логарифмы.
Скажите ,что мы должны знать, чтобы выполнять действия с логарифмами?. (Свойства логарифмов)
У некоторых учащихся могут возникают затруднения, для этого необходимо задать вопрос: “ Что надо знать что бы выполнять действия со степенями?” (“Свойства степени”). Ещё раз задать вопрос о свойствах логарифмов.
Откройте тетради , запишите число , тему урока. Откройте задачник.
5. Работа по учебнику: № № 293(1),293(3),(4).(7мин)
6. Самостоятельная работа по вариантам. № 294(1,3) ,296(1,3) .(4мин)
7. Тестирование.(8 мин)
Для экономии времени тесты написаны на карточках. Учащиеся обводят номер правильного ответа , затем проверяют ответы, которые заготовлены на интерактивной доске и выставляют себе оценку в графе оценка. Заполненный тест сдают учителю.
1). Вычислить
1) 13; 2)25; 3)28; 4) 75
2). Вычислить
1) 1; 2) 5; 3) 0; 4) 4
3).Вычислить
1) 1; 2) -2; 3) 1; 4) -1
4).Вычислить
1) 1; 2) -1; 3) -2;4) 2
5). Вычислить
1) 1; 2) -0,1; 3) -0,5;4) 0,5
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Молодцы! Все справились с заданием хорошо. Теперь обменяйтесь проверочными листами возле каждого верно записанного свойства + , возле неверного - .
Сдайте проверочные листы для выставления оценки.
8. Подведение итогов. Логарифмы – это необходимые знания или нет? (4мин)
Примеры применения:
- Шкала Рихтера интенсивности землетрясений
- Шкала экспозиций в фотографии
- Звездные величины — шкала яркости звезд
- Шкала рН
- Шкала интенсивности звука — децибелы
9. Домашнее задание: № № 291(2,4),292(2),294(4),296(2,4).(3мин) (Слайд 4)