Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Приёмы смыслового чтения на уроках математики

Козлова Тамара Ивановна,
учитель математики ГБОУ лицей №179
Калининского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассмотрены основные приёмы развития смыслового чтения, выделены те приёмы, которые наиболее эффективны на уроках математики.
Процессы информатизации современного общества требуют, чтобы человек мог перерабатывать всё большее количество текстовой информации, анализировать и систематизировать её. Объём информации так велик, что в педагогике возникла потребность в новых методах обучения чтению.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Эта проблема заявлена в концепции модернизации образования в рамках ФГОС, где подчёркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается «метапредметный» или «надпредметный» характер этого умения и относит его к универсальным учебным действиям.[1]
Таким образом, целью моего исследования было изучить методики освоения учащимися смыслового чтения.
Объектом исследования являлась математическая подготовка учащихся в 5-11 классах.
Предмет исследования - развитие смыслового чтения у учащихся на уроках математики.
Понятие смыслового чтения отличается для преподавателей разных предметов.
Так учителя английского языка на своём форуме)  предполагают, что «смысловое чтение находится между семантическим (semantic reading) и критическим чтением. Семантическое чтение-это чтение знака, полное прочтение без добавок и приписок. Это тоже очень важное умение, которому следует обучать в контексте смыслового чтения, но вместе с тем существует ещё и критическое чтение, в котором читатель не только воспринимает содержание текста, но и выражает своё отношение к нему, что не включено в УУД смыслового чтения. Преподаватели английского языка заметили и национальные различия в понимании этого термина: «Работа с содержанием текста, не выходя за его пределы и не добавляя к содержанию текста своего видения - это типичный для запада способ интерпретации текста. Они аккуратно идут от строки к строке и от абзаца к абзацу, расшифровывая содержание каждого знака. Над текстом они обычно не поднимаются, это больше характерно для российской школы интерпретации текста. Еще в этом очень интересны восточные традиции. Там интерпретатор иногда настолько отрывается от оригинала, что фактически создает свой собственный текст. Сам автор произведения об этом возможно не писал. Вот так в понимании текста соединяются две стороны - точное понимание и свободная интерпретация».[2]
Обобщая рассмотренные  выше литературные данные, я, как преподаватель математики,  предлагаю взять за основу следующее определение. Смысловое чтение-это чтение, подразумевающее не только чтение знаков, но и вникание в смысл текста, построение иерархии текста (то есть выделение главного и второстепенного), максимально рациональное и эффективное использование этой информации с учетом субъективных особенностей читателя.
         После изучения методической литературы можно выделить следующие основные приёмы развития смыслового чтения:
1.Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы
2.Приём «Составления краткой записи задачи»
3.Приём «Составления вопросов к задаче и составление задачи»
4.Приём «Вопросы к тексту учебника»
5.Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» или «Ромашка Блума»
6.Приём «Тетрадь с печатной основой»
7. Приём «Инсерт»
8.Приём «Кластер»
9.Приём «Ключевые слова»
10.Приём «Верно или неверно утверждение»
11.Приём «Верите ли вы…»
12.Приём «Синквейн»
13.Приём «Знаю-Хочу узнать - Узнал (З-Х-У)
14.Приём «Фишбоун»        
Исследуя эти методы на своих уроках, я выделила наиболее эффективные приёмы.
1 Приём «Составление краткой записи задачи»
         «Составление краткой записи задачи»- один из основных приёмов смыслового чтения, которые используются на уроках математики. Первые навыки этого приёма ученики получают уже в начальной школе при решении текстовых задач, в средней школе появляются новые схемы краткой записи. В ходе изучения геометрии в 7 классе умение прочесть задачу и кратко записать её условие является одним из важнейших результатов обучения.
2. Приём «Использование тетради с печатной основой»
К использованию тетрадей с печатной основой в своей работе я отношусь достаточно осторожно. Во-первых, у школьников возникает устойчивая нехорошая привычка делать записи в книгах. Конечно, книги 18-19 века с пометками владельцев представляют большую ценность, нежели те же издания, но без рукописных записей. Но если эти записи делаются в учебниках, которыми будут пользоваться другие учащиеся, то такая книга очень неудобна для дальнейшего использования. Во-вторых, учащиеся, заполняя такую тетрадь, действуют слишком формально, не задумываясь. Тем самым идея смыслового чтения уничтожается.
Но есть тетради с печатной основой, которые я считаю необходимыми в работе учителя математики. Например, это линейка тетрадей-конспектов по геометрии с седьмого по одинадцатый класс к учебнику Л.С. Атанасяна. Авторы этого продукта А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.Ф. Крижановский.[3]
 В этих тетрадях с одной стороны в сжатой форме выделены основные понятия, теоремы, а с другой - отведены пустые места, для самостоятельной работы учеников. Здесь необходимо вписывать доказательства или решать интересные задачи. В помощь учащимся приведены подсказывающие рисунки, где выполнены дополнительные построения, необходимые для доказательства теорем или решения задач. Также к достоинствам этой тетради можно отнести  то, что в теорию добавлены теоремы, которые в учебнике Л.С. Атанасяна[4] выведены в задачи, и могут быть пропущены при изучении той или иной темы или в сознании учащегося не обладать такой же значимостью как основные теоремы. В то же время использование этих утверждений  значительно упрощает решение некоторых задач, в том числе и сложных заданий ОГЭ.
Таким образом, использование такой тетради-конспекта позволяет экономить рабочее время на уроке и при выполнении домашней работы; структурирует изучаемый материал; позволяет учащемуся работать самостоятельно, используя подсказки; дополняет учебник, выделяя некоторые задачи как теоремы.
3.Приём «Верные и неверные утверждения»
Одним из наиболее часто используемых мною приёмов смыслового чтения является приём «Верные и неверные утверждения». Значимость этого метода возросла после включения в ОГЭ по математике модуля «Геометрия». Задание 13 предполагает умение учащимися проводить доказательные  рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения [5].
Этот приём можно использовать на уроках математики с пятого по одинадцатый класс. Он позволяет быстро и в интересной для учащихся форме проверить знание основных определений и утверждений.
Метод можно использовать в начале урока на этапе актуализации знаний: учащимся предлагается ответить на вопросы. Ответ записывается в виде многозначного числа, состоящего из «0» и «1» («0-нет», «1-да»). Также эффективно использовать этот приём в качестве динамической паузы в середине урока. Например, ответ «да» отмечается подниманием руки (вставанием с места, поворотом и.т.д.), «нет» - учащийся не выполняет этих действий.
4. Приём «Синквейн»
После изучения этого вопроса в литературе и благодаря  интересному опыту, описанному в статье [6,7] я стала предлагать учащимся в качестве домашней творческой работы или на этапе рефлексии написание синквейна по изучаемой теме. Некоторые школьники с удовольствием приняли эту форму. Данный приём безусловно носит метапредметный характер, так как позволяет развить не только математические способности, но и проявить себя в гуманитарной области. Создание синквейнов, на мой взгляд, демонстрирует, насколько ученик понял какое-либо утверждение или понятие, то есть постиг его смысл. Более того, асоциативный характер синквейна позволяет считать, что произошло собственное понимание, то есть процесс рефлексивного восприятия смысла информации.  По содержанию этого приёма, очевидно, что его лучше применять на заключительном этапе изучения темы.
5.Составление различных формулировок для одного и того же утверждения или определения.
Известно, что успехи по геометрии тесно связаны со знанием русского языка. Этому я всегда нахожу подтверждение, когда начинаю изучать  со школьниками геометрию в седьмом классе. Учащиеся с хорошо поставленной речью быстро запоминают формулировки определений и теорем. Для развития умения математически грамотно выражать свою мысль я предлагаю ученикам следующее задание: придумать как можно больше различных формулировок  одного и того же утверждения, записать на листок. Далее проводится обсуждение предложенных утверждений или всем классом, или возможна работа в парах и группах. При такой форме работы сразу выявляется, насколько ученик понимает ту или иную тему. Например, первый признак равенства треугольников.
Формулировка из учебника [4]:
«Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны».
Варианты, предложенные ученицей 7 класса :
1.Если в двух треугольниках соответственно равны две стороны и угол между ними, то эти треугольники равны.
2. При соответственно равных двух сторонах и угла между ними в двух треугольниках, эти треугольники являются равными.
3.Равность двух треугольников может доказываться соответственной равностью двух сторон и угла между ними.
 
6. Задачи PISA
 Для оценки эффективности использования приёмов смыслового чтения на уроках математики помимо стандартных контрольных и тестовых работ  считаю  интересным опыт решения учениками задачи международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), так как часто они отличаются от типовых задач учебника и по содержанию и по формулировке вопроса.
В заключении можно сказать, что, несомненно, применение методов развития смыслового чтения позволит повысить эффективность обучения, помогает ученикам лучше справляться с огромным информационным потоком в современном мире.
 
Список литературы:
1.Эрдниев Б.П. Методика упражнений по математике. /– М.: Просвещение, 1970 2.Открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2014.  http://mathege.ru
3.Ершова А.П., Голобородько В.В., Крижановский А.Ф. Тетрадь-конспект по геометрии-7 ( по учебнику Л.С. Атанасяна и др)/ – М., Илекса, 2014.
4.Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. Геометрия 7-9/ –М., «Просвещение», 2014.
5. Официальный портал государственной итоговой аттестации. Демонстрационные версии. http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/demonstration/
6. Иванова Т.А., Перевощикова Е.Н., Григорьева Т.П., Кузнецова Л.И.; Под ред. Проф. Ивановой Т.А.. Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие Н.Н./- НГПУ, 2003.
7. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей/ Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»