Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программа. Элективный курс по выбору предпрофильной подготовки

Математическая модель реальных явлений

Баженова Нина Васильевна

Пояснительная записка

Элективный курс – предназначен для знакомства с решением задач, не  входящих в обязательную программу изучения математики для учащихся 9 –х классов. Направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся, на реализацию внутрипредметных связей, служит для внутрипрофильной дифференциации и построении индивидуального образовательного пути.

Современное развитие науки в том, что некоторые развитые в одних областях, получают применение в других науках. Такие как современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия развиваются на вероятностно-статистической базе.

Теория вероятностей неразрывно связана с нашей повседневной жизнью. Ребенок ежедневно сталкивается с вероятными ситуациями, событиями.

Перед ним встает проблема выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценки степени риска или успеха и т. д.

Данная программа, скорректированная на основе изучении основного курса, направлена на систематизацию и расширение знаний учащихся, раскрытие связей между математическими знаниями и повседневной жизнью человека, увеличение самостоятельности учащихся в приобретении знаний при работе с различными источниками информации.

 

Цели курса.

- Развить представление об универсальности вероятностно-статистических законов описания научной картины мира.

- Формирование целостной естественно-математической базы по истории развития теории вероятности и статистики.

- Знакомство учащихся с математической моделью реальных явлений и дать им возможность установить вероятностные законы опытным путем.

- Формирование навыков перевода различных задач на язык математики.

 

Ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой.

Формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету математики.

В течение курса учащиеся знакомятся:

- с основными принципами и законами математического моделирования;

- способами решения логических задач.

Учащиеся смогут выполнять самостоятельно небольшие исследовательские работы.

Курс направлен на развитие логического мышления и умение создавать математические модели, на расширение математического кругозора учащихся.

Занятия проводятся в виде лекций, бесед и практических работ. Итоговая аттестация – в виде защиты рефератов или исследовательской работы.

Курс рассчитан на 17 часов, из которых:

4 часа – лекции;

4 часа – занятия-беседы;

 4 часа – практических работ;

3 часа – решение логический задач;

 2 часа – защита рефератов или исследовательских работ.

 

 

 

Тематическое планирование

 

п\п

Тема занятия

Кол. час.

Форма занятия

Теория  практика

  1.  

Вводная лекция

Роль математики в практической жизни

человека. Математика и искусство.

1

 

 

Лекция

 

  1.  

Что изучает теория вероятности.

События. Эксперименты со случаем.

1

 

 

1

Лекция

Практическое занятие

  1.  

События элементарные и не очень.

 

1

Беседа.

Решение задач

  1.  

Вероятность и комбинаторика.

1

 

Лекция

  1.  

Подсчет шансов в многоэтапных

экспериментах.

 

1

Беседа

  1.  

Моделирование случайных

экспериментов

1

 

1

Беседа.

Практическое занятие

  1.  

Случайные числа и компьютер.

 Точка тоже бывает случайной.

1

 

1

Беседа.

Решение задач

  1.  

Вероятностное пространство.

Аксиоматическое определение вероятности

1

 

 

1

Лекция

Решение задач

  1.  

Статистическое оценивание и прогноз.

 

1

Практическое занятие

  1.  

Исследовательская работа.

 

2

Консультация

  1.  

Итоговое занятие

 

2

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

 

 

1.Теория вероятности.

Что изучает теория вероятностей.

Ввести понятие случайных событий, невозможных событий, достоверных событий. Дать понятие абсолютной и относительной частоты. Сформулировать статистическое и классическое определение вероятности.

 

2. Вероятность и комбинаторика.

Ввести понятие комбинаторики, многоэтапного эксперимента, выбор без возвращения и выбор с возвращением.

 

3. Знакомить  учащихся с моделированием случайных экспериментов с использованием таблицы случайных чисел. Дать геометрическое определение вероятности.

 

4.Вероятностное пространство.

Ввести аксиоматическое определение вероятности, показать учащимся, как проводить статистическое оценивание и прогнозирование частоты повторения интересующего нас события в будущем.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Занимательно о физике и математике. Выпуск 50.  //Библиотека Квант.- М.: Наука .- 1987.

Метод перебора. Ф.А. Бартенев, А.П. Сабин. А.И. Орлов. «Все», «некоторые» и отрицание.

      Ф.А. Бартенев и И.Л. Никольский. О пользе нелепостей.

 

2.Твое свободное время. В.Н. Болховитинов, Б.И. Колтовой, И.К. Лаговский.

3.Математика и искусство. А.В. Волошинов.

4. Кибернетика, логика, искусство.// Радио и связь.- М.- 1981

5. Вероятность и статистика. Е.А. Бунимович, В.А. Булычев.//Дрофа.-М.-2002.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»