Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

 

Лобанова Ирина Владимировна,учитель математики ГБОУ

Петергофская гимназия императора Александра II

 

 « Ум сугубо математический будет правильно

работать, только если ему заранее известны

все определения и начала».

Блез Паскаль

 

Школа – это не тридевятое царство, а ученики и учителя не сказочные герои. При чем тут  ЕГЭ? При том, что успешность в обучении и сдачи экзамена складывается не только из прочных знаний по предметам, но и из запаса общих представлений ребенка.

Трудно припомнить какой-нибудь образовательный проект, который вызывал бы столько противоречивых мнений и оценок, как проект внедрения Единого государственного экзамена в качестве универсального механизма оценки качества образования в российской школе. Эксперимент по сдаче ЕГЭ длился 7 лет прежде, чем новая форма государственного экзамена стала обязательной.

Очень трудно и болезненно проходила адаптация и к структуре, и к объему ЕГЭ. И только все начинает успокаиваться, и входить в привычное русло. И вдруг снова изменения. Экзамен 2010 года, который существенным образом отличается от тех, которые использовались для итоговой аттестации выпускников средней школы и к которой многие уже привыкли.

В чем же главная причина смены концепции КИМ по математике? Наиболее видимый признак обновления, обсуждаемого и в прессе, и среди педагогов – отказ от задач с выбором ответа. Почему?

Первое: традициям российского математического образования такие задания не соответствуют, таких заданий в российской школе никогда не было, и появились они именно в связи с ЕГЭ и перспективам развития образования они не соответствуют.

Второе: в существующем комплексе заданий надо было что-то менять, т.к. «порог незнания» был равен 4 задачам из 10 задач с выбором ответа.

Задания с выбором ответа могут использоваться в учебном процессе, в текущем контроле, и для опроса во время урока, потому что тест, в том числе с заданиями с выбором ответа, предполагает в целом коротко-временное решение задач. Но конечной точкой обучения математике является все-таки полная запись решения, даже краткий ответ является некоторым промежуточным звеном. Среди заданий базового уровня, рассчитанных на всех учащихся, геометрии становится больше.

            Еще один важный фактор, влияющий на содержание экзамена – административный. Он таков: экзамен по математике и экзамен, не влияющий на школьную отметку.Это дало возможность разгрузить экзаменот дифференциации школьной отметки- тройки, четверки, пятерки. И значит, школа не имеет права, нормативно, учитывать результат ЕГЭ, выставляя школьную отметку, и выпускники по результатам экзамена получают только баллы. И единственным школьным порогом считается – решил выпускник, необходимое количество задач, установленных государством или нет.

            Вариант 2010 года составлен был под выполнение двух целей:

  • определение порога прохождения государственной итоговой аттестации(двойка-«не двойка»)
  • и ранжирование учащихся для поступления в вуз.

            Из интервью Ященко Ивана Валерьевича: « До 2010 года дифференциация самых сильных шла загадочным образом: 100 баллов- все решено, 90 баллов – потеря одного первичного балла, например, вся часть  С сделана хорошо, но эксперты нашли какую-то шереховатость ; 86 баллов-это потеря еще одного первичного балла, все задачи решил, но где-то во 2 и 4 заданиях допустил совсем небольшие неточности. Вариант же 2010 года построен был так, что вся шкала от 85 до 100 баллов это две последние задачи. 100-200 человек по России дифференцируются целиком последней задачей. Поэтому последняя задача  С6 рассчитана именно на 100-200 человек решивших, из 500 человек по стране, которые вообще способны приступить к ее решению. Поэтому ответ всем, кто спрашивает, как нам наших детей подготовить к решению задачи С6 : никак. Более того, школьных часов недостаточно, чтобы научить решать эти задачи. Задача С5 – это классическая задача с параметром уровня предпоследних задач ведущих вузов. Задача С4 – планиметрия, состоящая из двух случаев: одного- уровня чуть выше классической школьной пятерки, советской двадцатилетней давности; второй - уже не тривиальный, это разбор всех случаев…»

            И вот наступил 2012 год. ЕГЭ для образования уже давно не эксперимент, а итоговый и обязательный элемент обучения. И что-же новое ожидает нас?

 

1.      В 2012 году задания части А по-прежнему отсутствуют, а в части В впервые включена задача по разделу «Вероятность и статистика», а также еще одна задача по курсу геометрии. Также без изменения сложности несколько расширена тематика задачи С3 – в этой задаче также может присутствовать система неравенств. Наибольшие изменения произошли в визуальном представлении, дизайне  и формулировке условий самих заданий С1-С6, а также – в связанных с такими изменениями критериях оценивания. Критерии стали «мягче». С1-решить уравнение; выбрать корни – и каждый пункт оценивается по 1 баллу. С3- система, где решение каждого неравенства по 1 баллу, а вся система 3 балла. С6-разбита на несколько пунктов: а, б, в - пример и оценка. И выполнение каждого пункта оценивается разным количеством баллов. Задание С1- задание к решению которого приступает наибольшее число учащихся, и задание, которое различает базовый и профильный уровни подготовки учащихся.Обсуждались различные версии формулировки задания С1, не использующие разбиения на пункты а) и б). Основным аргументом при итоговом выборе явилось требование проверки стандартного для общеобразовательной школы умения решать простейшие тригонометрические уравнения.

     «В принципе, каждый шаг к ужесточению требований, к созданию дополнительных препятствий, чтобы люди не обманывали, является позитивным, хотя бы потому, что может какому-то количеству людей придет в голову, что проще выучить и честно сдать экзамен, чем придумывать различные обходные пути»- отметил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко.

2.      Обещают 7 степеней защиты и никаких шансов списать. Веб-камеры помогут уменьшить число нарушений при проведении ЕГЭ.

3.      Общественными наблюдателями больше не могут быть учителя и представители СМИ.

4.      Впервые заранее установлено минимальное количество баллов: 24 балла.

5.      Впервые в этом году при поступлении в вуз не нужно будет предоставлять бумажное свидетельство по ЕГЭ, все данные будут уже занесены в единую базу( стимулом к созданию федеральной информационной системы послужил скандал в Российском государственном мед. университете им. Пирогова, когда в списках абитуриентов 75% не существует).

6.      За разглашение сведений о проведении ЕГЭ, о заданиях как ученики, так и просто лица, причастные к сдаче, будут привлечены к административной ответственности. Но пока размер штрафа не определен.

            Глава Рособрнадзора Любовь Глебова объявила о старте эксперимента по отделению процедуры проведения ЕГЭ от Минобрнауки. Первые независимые центры по сдаче государственного экзамена появятся в Ангарске (Иркутская область), Димитровграде (Ульяновская область) и Заречном (Пензенская область) - по правилам эксперимента их должны будут контролировать напрямую региональные власти, без участия работников образования.

            Власти пообещали привлечь экспертов, которые предложат модели независимой сдачи экзамена. Причем в каждом городе будет опробован свой особенный вариант. Интересно, что в качестве экспертов выбираются все те же сотрудники местных органов образования- фактически они должны будут предложить, как в будущем без них обойтись.

            Первый этап проекта рассчитан на два года- за это время эксперты должны будут предложить разные подходы к проведению независимой аттестации.

            Затем начнется процесс апробации предложенных моделей и в других регионах, и переход от эксперимента в штатный режим. Через несколько лет, скорее всего, при поступлении в вузы  появится некий повышающий коэффициент по профильным предметам, чтобы баллы по профильному предмету имели бы другой вес по сравнению с непрофильными предметами.

            На 2012-2013 все останется как есть, а вот в 2013-2014 изменения, скорее всего, появятся.

            Некоторые данные по предыдущим годам:

В 2010 году за экзамен получили 100 баллов- 161 человек, а в 2011 году – 213 человек.

В 2010 году % выпускников, не преодолевших минимальный порог – 1,9%,  в 2011 году – 1,9%(после пересдачи).

 

            В заключение хотела привести несколько высказываний о ЕГЭ с форума – родителей, учащихся, студентов, учителей, и передумала, и расскажу следующую притчу:

- А знаешь ли ты, приятель,- сказал Осел Попугаю,- что, если я топну копытом, земля разлетится на тысячу кусочков?

- Знаю,- кивнул Попугай,- но кто ее потом будет собирать? Ты да я, больше некому.

- И не говори,- согласился Осел, осторожно опуская копыто на землю,- и к чему нам лишние хлопоты???

Использовала следующие источники информации:

  1. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена, еge.edu.ru
  2. Министерство образования и науки РФ, mon.gov.ru
  3. Федеральный институт педагогических измерений, www.fipi.ru
  4. РосОбрНадзор, www.obrnadzor.gov.ru
  5. Интервью с И.В.Ященко «Поймать управляемость», изд.дом Первое сентября,Математика,№20, 2009г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»