Статья
К вопросу о преемственности
Бабичева Галина Николаевна,
учитель математики высшей категории, методист
ГБОУ лицей № 623 им.И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга,
При переходе учащихся из начальной школы в среднее звено учителю математики необходимо задуматься о том, чтобы этот переход был осуществлен более мягко, учащиеся чувствовали себя на уроках комфортно и с большим интересом продолжали изучать математику уже в средней школе.
Применение некоторых технологий в учебном процессе для учащихся пятых классов позволяет не только повысить интерес учащихся, но и выйти на новый уровень преподавания предмета в школе. К таким технологиям, конечно, относятся применение игровых методик и методик, связанных с вопросами, выходящими за рамки школьного учебника: Виленкин Н.Я. «Математика, 5 класс». Например, особое внимание в работе учителя с учащимися пятого класса может привлечь математический калейдоскоп, связанный с фокусами, касающимися ленты Мёбиуса. Проводимые на глазах учащихся эксперименты с этой лентой вызывают такой неподдельный интерес к предмету, что учащиеся пятого класса могут проводить исследования, связанный с листом Мёбиуса, самостоятельно, уже с пятого класса закладывая основы научно-исследовательской работы.
Неотъемлемым элементом преподавания математики в пятом классе является вопрос решения комбинаторных задач. Лонгэтюдное рассмотрение этого вопроса на уроках математики растягивается на несколько лет с пятого по одиннадцатый классы. Введение в пятом классе понятия факториала натурального числа позволяет выполнить не только образовательную, но и воспитательную функцию – самостоятельное выполнение домашних заданий учащимися пятого класса без помощи родителей. Многие родители просто не знают этого понятия, и учащиеся дома превращаются в учителя, объясняя родителям алгоритм его вычисления.
Примеров применения факториалов в курсе математики пятого класса много:
1. Сколько существует способов размещения пяти человек в пятиместном микроавтобусе? (Решение: 5! = 1*2* 3*4*5=120 способов)
2. Сколько существует способов размещения пяти человек в пятиместном микроавтобусе, если Петя сядет на место №1 у окна? (Решение: 4! = 1*1*2* 3*4= 24 способа)
3. Сколько существует способов размещения пяти человек в пятиместном микроавтобусе, если Петя сядет на место №1 у окна, а Коля – на место №2 рядом с Петей? (Решение: 3! = 1*1* 3*2*1= 6 способов)
4. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 2, 4 и 6 без их повторения? (Решение: 3! = 1*2*3=6 чисел)
5. Сколько четырехзначных чисел можно составить из цифр: 0, 2, 4, 6 без их повторения? (Решение: 3*3! = 3*3*2*1 = 3*6 = 18 чисел)
6. Вычислить: а) (8! : 8!! – 3!) * 5!!=
б) 6!! + 6! + 6 : 3!! =
в) 7! – 7!! – 7 * 2! =
7. Найти неизвестное число Х:
а) 1000 – 5! * Х = 400
б) (10 005 – 5!!) : Х = 10
в) (1000 – Х) + 5!! = 40
г) (1000 – 5!) : Х = 10
В целом, применение этих методических приемов позволяет сделать переход учащихся из начальной школы в среднюю более щадящим, почти незаметным для учащихся пятого класса, повышает интерес учащихся к предмету, позволяет избежать стрессовых ситуаций в связи со сменой учителя и новыми требованиями, предъявляемыми к ним учителями математики средней школы.