Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Вариативные способы активизации деятельности учащихся
на уроке через учебно-познавательную задачу

Киселевич Инна Александровна,
учитель математики школы № 568
 
Оглавление:
  1. Введение. Характеристика подростка в современном мире.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  3. Методы активизации познавательной  деятельности:
    1.  Технология: метод  проекта.
    2.   Технология диалогового взаимодействия.
  4. Заключение.
1. Введение.
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора становится одним из условий дальнейшего общественного прогресса. Поэтому, перед общеобразовательной школой ставится задача -  подготовить социально активного  гражданина, способного самостоятельно мыслить и принимать решения, а также работать в команде; быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Выпускники школ с традиционной системой обучения эти задачи, к сожалению, решить не всегда могут. В реальных ситуациях они не умеют применять знания, которые получили при изучении различных естественнонаучных дисциплин; создают конфликтные межличностные отношения; могут  психологически и эмоционально быть неустойчивыми к жизненным проблемам. Невозможно в учебники заложить все, что происходит и с большой скоростью изменяется. Вся модель системы образования стала устаревать. Поэтому возникает необходимость вводить  новые требования к образованию и его результатам, требуется разработка новых образовательных стандартов.
  ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает развитие личности ребенка на основе активной познавательной  деятельности. Основной педагогической задачей школы является создание условий, при которых ученик начинает активизировать свою деятельность. Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.
 
2. Активизация познавательной деятельности.
 Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.  При этом возникает вопрос: как сделать урок любимым и увлекательным,  какими способами можно активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащегося.  Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к предмету: это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся:
 -  нетрадиционные  формы уроков – в виде лекций, пресс - конференций, семинара, соревнования, театрального представления, экскурсии, работы в группах и т.д. Такие уроки заставляют активнее мыслить, проявлять инициативу и свои личностные качества,  а также овладевать универсальными учебными действиями;
- применение различных технологий на уроке. Информационные и коммуникативные  технологии; технологии, основанные на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых  для изучения окружающего мира); технологии, основанные на реализации проектной деятельности; технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения и т.д. Все они нацелены на взаимодействие обучающихся, вовлечение их  в учебный процесс, а не только на пассивное восприятие материала.  
- использование на уроках современных технических средств. Широкое применение компьютеров  при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь шанс для ребят быть любимым.
Для меня, как учителя математики стоит проблема – сначала, как заинтересовать ученика своим предметом, а далее  как  активизировать деятельность учащихся, как вовлечь каждого ученика в активный учебно-познавательный процесс на всех уровнях усвоения материала.  Я думаю, решить данную проблему мне помогает применение на уроках новых педагогических технологий.
Методы активизации познавательной деятельности вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных качеств учащихся; развивают из познавательные силы: активность, самостоятельность; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Одним из действующих средств мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся является решение учебно-познавательных задач.
«Учебно-познавательная задача позволяет школьнику делать для себя открытия, оказывать преобразующее действие на окружающих. При этом происходит не только обогащение опыта познания окружающей действительности, но и расширение представлений  о своих индивидуальных возможностях, что предопределяет изменения самого действующего субъекта, развитие его личностных качеств».
Для решения учебно-познавательных задач у учащихся в своей практике я применяла следующие технологии:
- игровые;
-проблемного обучения;
- метод проектов;
- технология диалогового взаимодействия;
- здоровьесберегающие технологии;
-информационно-коммуникационные технологии.
3.1 Технология: метод проектов.
Метод проектов – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит   в предоставлении учащимся самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Для ученика  метод проектов это возможность раскрыть свой творческий потенциал; деятельность, которая позволяет раскрыть себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу. Для учителя -  это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать умения и навыки проектирования. Работа над проектом стимулирует творчество ребят, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение данной технологии особенно привлекательным для многих учителей, в том числе для меня. Поэтому, на данном этапе я разберу учебно-познавательную задачу через технологию проекта и проанализирую, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе решения задачи, и какие образовательные результаты мы можем ожидать.
Технология проекта предусматривает несколько этапов её проведения:
  1. Необходимость социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена учащимися, то есть  - проведена исследовательская работа.
  3. Оформление результатов в виде готового продукта .
  4. Рефлексия.
Текст задачи: Исследовать треугольник на предмет нахождения суммы его углов. Показать практическое применение данного исследования.
 
  1. Установление проблемы.
В 7 классе, из геометрических фигур самое большое внимание уделяется треугольнику. Свойства данной фигуры человек узнал ещё в глубокой древности, так как она имела большое применение в практической жизни (в строительстве, земледелии). Много важного про треугольник было узнано. Но как находить углы треугольника? С одной стороны, можно измерять углы при помощи транспортира. Но этот метод не всегда точен. Существует ли способ нахождения углов треугольника, если один или два угла уже заданы. Таким образом, детям не хватает знаний по данной теме. Вот в этом и состоит проблема.
На данном этапе учитель использует побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Дети учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, задачу совместно с учителем. Формируются регулятивные УУД – прогнозирование, познавательные УУД  – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;  коммуникативные УУД  – управление поведением партнёра, оценка его действий, личностные УУД  – личностный выбор, оценивание усваиваемого содержания.
  1. Исследовательская, поисковая работа.
Ребята рассаживаются в 3 группы. Первая группа рисует треугольники с тупым углом, вторая с прямым, третья – с острыми. Каждый человек в группе измеряет при помощи транспортира сумму углов треугольника. Они устанавливают, что сумма углов любого треугольника колеблется около цифры 180 . Дальше предлагается некоторая помощь в исследовании. Заранее приготовить модели треугольников. Первой и второй группе попросить отрезать углы у треугольника и приложить их вершинами к одной точке (возможно, некоторые догадаются, каким образом, а именно совмещая вершины так, чтобы углы образовали развернутый угол). Третьей группе предлагается путем перегибания треугольника собрать все углы в одну точку. Учащиеся опытным путем устанавливают, что эти углы образуют развернутый угол, который равен 180 .  Напрашивается вывод: что сумма углов треугольника будет 180 . Чтобы убедиться в этом и при том для любых треугольников, ребятам надо еще провести соответствующие рассуждения, то есть доказать справедливость утверждения, подсказанного  опытом. В дальнейшем, при доказательстве, учащиеся с подсказки учителя применяют знания, полученные на предыдущих уроках. Каждой группе даются карточки, на которых нарисован треугольник с дополнительными построениями (проведена прямая, проходящая через вершину и параллельная одной из сторон; в другой карточке за вершину треугольника продолжается луч). Попробовать доказать утверждение, что сумма углов в треугольнике равняется 180 . Доказательство может происходить  тремя способами: применяя теорему о равенстве накрест лежащих углах, при пересечении двух параллельных прямых секущей; теорему о сумме односторонних углов, при пересечении двух параллельных прямых секущей; применение знаний о развернутом и смежных углах.  Ребята практически самостоятельно выводят доказательство теоремы о сумме углов в треугольнике.
На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание. Происходит открытие нового знания. Формируются познавательные УУД.  Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Формируются коммуникативные УУД.
  1. Представление готового продукта.
Каждая группа представляет своё собственное доказательство теоремы. На специальном (больше альбомного) листе  она записывает своё доказательство теоремы, а потом представитель от группы рассказывает  его перед всем классом. Происходит творческое усвоение необходимой информации.
На данном этапе дети учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи, учатся слушать и вступать в диалог, уверенно держать себя во время выступления. Формируются коммуникативные УУД.
Рефлексия.
В диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, осознание своей учебной деятельности. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
 
Проходя теорему о сумме углов треугольника, ребята узнают и практическое применение данного знания. Например, в строительстве. При проектировании крыши. Крыша – элемент жилого дома. Она защищает дом от воздействия атмосферной влаги. Конструкция двухскатных крыш в разрезе представляет собой равнобедренный треугольник ( углы при основании равны). Угол наклона определяют в зависимости от материала, которым кроют крышу – от угла наклона зависит давление на несущую конструкцию – стропила. Например, черепичная крыша должна иметь уклон не менее 30 градусов, а крыша из кровельного железа – 16-22 градуса.
Но, возникает следующая проблема, такая как, например нахождение площади крыш (треугольников), нахождение сторон треугольников. Данную задачу предстоит решить на следующих занятиях.
Я считаю, что решение учебно-познавательной задачи методом проекта позволяет активизировать учебную деятельность учащихся. У ребят возникает познавательная активность, которая стимулирует самостоятельную поисковую работу. В процессе решения все ребята принимают активное  участие в работе, открывают для себя что-то новое не в качестве сторонних наблюдателей, а исследователей.  Образовательный процесс делается осмысленным и интересным способствующим воспитанию нравственно-трудовых качеств, использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

 
  1.  Технология диалогового взаимодействия.
 Для активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся я применяю также технологию диалогового взаимодействия.  
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.  При диалоговом взаимодействии  организуется такое общение, что у детей не возникает боязнь вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, ошибаться, искать и находить пути исправления ошибок. В данной технологии наиболее успешным является работа в группах или парах. Такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность в усвоении знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. При этом также развиваются личностные качества ребенка: коммуникативность, толерантность, умение вести диалог и выслушивать точку зрения собеседника, появляется уверенность в себе и своих возможностях.
 В организации учебно-познавательной деятельности учащихся большое значение имеет технология обучения их решению задач разных типов разными способами.  На своем уроке в шестом классе я применила технологии диалогового обучения, при решении следующей учебно-познавательной задачи. 
 
Задача:
Построенный в древности Александрийский маяк, который называли одним из семи чудес света, выше башен Московского кремля, в 1,7 раза, но ниже здания Московского Университета на 119 метров. Найдите высоту каждого из этих сооружений, если башни Московского кремля на 49 метров ниже Александрийского маяка. Почему Александрийский маяк считается одним из семи чудес света древнего мира?
Решение:   Возьмём за х высоту башен Московского кремля, тогда высота Александрийского маяка – 1,7 х. Разность между высотой Александрийского маяка и башнями Московского кремля 49 метров. Можем составить уравнение: 1,7 х – х = 49. Решая уравнение, получаем х = 70. Находим высоту Александрийского маяка: 70  1,7 = 119 метров. Вычисляем высоту  здания Московского Университета: 119 + 119 = 238 метров.
 
Так как ребята были слабоуспевающими, плохо усваивающие материал, то мною  решено было решить задачу по некоторому заданному  алгоритму, через уравнение.
Ребята садятся в группы по шесть человек. Сначала, как только я стала работать с учащимися по группам, они рассаживались по желанию, но на уроке было очень шумно, в группах было больше смеха, разговоров на отвлеченные темы.  Притом,  некоторые группы не справились с заданиями. Пришлось объединить учеников с равными по силе командами. Каждой команде выдается одна карточка – это условие задачи и шесть карточек с алгоритмом решения её. Также выдаются листки бумаги, фломастеры.  Алгоритм следующий:
  1. Прочитай условие задачи.  Ребята читают задачу. В некоторых группах меня удивило то, что читали задачу те ребята, которых на уроках в других случаях и не было слышно.
  2. Выяви объекты.  Ребята обсуждают в группе количество объектов, записывают на листке бумаги. Было интересно, что в некоторых группах назначали одного человека, который обозначал, рисовал, а в других почти каждый сам для себя всё записывал.
  3. Определи взаимосвязь между объектами. Ребята обсуждают, какое  здание самое высокое, низкое; во сколько раз, на сколько метров. Распознают известные элементы в различных сочетаниях.
  4. Запиши  краткого условие задачи в виде схемы.  На уроках при решении задач мы часто составляем краткое условие, поэтому ребята достаточно быстро справились с этим заданием.
  5. Определи объект, который берется за неизвестное и вырази остальные объекты через это неизвестное. 
  6. Составь уравнение.  Данный этап для ребят был самым трудным. Они хотели включить в уравнение все три элемента (то есть выразили через неизвестное все три элемента и не смогли составить уравнение). Пришлось  им немного подсказать.
  7. Реши уравнение и найди величину каждого объекта.  Учащиеся решают уравнение и записывают на листке.
После того, как ребята на листке запишут решение задачи, кто-нибудь из группы с листком выходит к доске и рассказывает её решение. В начале, когда я только начинала работать с ребятами в группах, они  стеснялись выходить по одному, приходилось разрешать выступать парой, чтобы они могли  помогать друг другу, комментировать. Затем ребята выходили по одному, стали более уверенными. Обсуждались ответы, правильность решения задачи, задавались вопросы. Одна группа допустила арифметическую ошибку, и была неприятно удивлена этим. Потом выяснилось, что самый сильный решил уравнение неверно, а остальные доверились ему, не проверили результат. Возникла обида у ребят на этого ученика. Пришлось объяснить, что каждый член команды в ответе за правильность решения задачи.
После обсуждения и выявления правильного решения задачи, ребята записывают решение себе в тетрадь.
На второй вопрос задачи почти никто не ответил. Некоторые  только могли сказать, что знают о чудесах света, но назвать их не смогли.
Я показала заранее приготовленные картинки Александрийского маяка, Московского Университета, Московского кремля. Назвала семь классических чудес света. Домашнее задание было задано найти информацию об Александрийском маяке и попытаться объяснить, почему этот объект называют  одним из чудес света. Также было задано попытаться найти другое решение задачи и рассказать его.
Рефлексия. Каждой команде выдавались листочки, на которых было написано:
- своей работой на уроке я…                          доволен/ не доволен
- урок показался для меня …                          длинным /коротким
- задача для меня была …                                трудной/ не очень / легкой
 - Материал урока для меня был….                 полезным / не заинтересовал
 - за урок я …                                                     устал/  не устал
- на уроке я работал…                                       активно/ пассивно
- хотелось бы мне еще работать в группе         нет/ да.
Ребята высказывались, отвечали охотно, перебивая друг друга. Я задалась целью опросить всех ребят, высказываться предельно честно, и что было интересно: что практически у всех урок оказался коротким и практически все на уроке не устали. Я испытала удовлетворение о проведении данного урока. Было интересно наблюдать за ребятами, как они преображаются, как общаются друг с другом, пытаются высказывать свою точку зрения. Были и трудности: все-таки оставались несколько учеников, которые были пассивны, практически не говорили и ждали решения от других своих сверстников. Я думаю, что данную проблему можно попытаться решить, работая уже не в группах, а парах, возможно сменного состава. Возможно, пара будет: сильный – слабый, чтобы сильный смог объяснить тот или иной материал слабому, а потом спросить слабого. Возможно пара по одинаковым умственным способностям, но по схожему темпераменту. Здесь есть над чем подумать и поработать.
Какие образовательные результаты были достигнуты при решении данной задачи: 
- Предметные:
математика: составление уравнения по условию задачи и решение его;
история (МХК) – умение находить аргументы принадлежности предмета к определенному классу.
- Метапредметные:
а) познавательные учебные действия – работа с текстом, извлекать необходимую информацию, строить логические цепочки, структурировать информацию и представлять её в понятной форме, умение делать выводы и  умозаключения; б)
б) регулятивные учебные действия – соотносить учебные действия с известным правилом.
в) коммуникативные учебные действия: точно и полно выражать свои мысли, умение спокойно разрешать конфликты  в группе, владение монологической формой речи.
- Личностные: проявление упорства и находчивости при решении задачи, преодоление своих  комплексов (зажатости, боязни высказываться вслух) работая в группе.
Заключение:
Таким образом, мотивация учеников является основным условием активного обучения. Безусловно, решение задач, при применении  различных технологий воспитывает интерес у учащихся к математике в целом. Я нахожусь в поиске новых технологий обучения, который позволяет мне сделать урок необычным, увлекательным, а значит запоминающимся для ученика. Активное обучение, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Только творчески подходя к работе можно добиться интереса у ребят  к своему предмету, желания изучать его, а значит и добиться от них хороших знаний.
 
 
Список литературы и источников:
  1. Оданович М.В. Учебно-познавательные задачи как средство реализации воспитательного потенциала современного урока.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»