Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методики организации метода проектов
на уроках математики в 5 - 9 классах

Панина Елена Викторовна,
учитель математики
гимназии №528 Санкт-Петербурга

Каждый учитель задавался вопросом, как же научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни стать успешным?

На мой взгляд, жить по-настоящему во взрослой жизни – это умение ставить цели и добиваться их. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. (Для этого необходимо интегрировать  основное и дополнительное образование). Суть метода проектов вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание, т.е. подросток приобретает знания и умения в процессе совместного с преподавателем  планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Для меня, как учителя математики, наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение  совместным  интеллектуальным действиям.

И главное это то, что метод проектов  сочетается с любым УМК  и другими учебными средствами.

 Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Возможна классификация проектов по:

·        доминирующей деятельности учащихся;

·        масштабам деятельности;

·        срокам реализации;

·        количеству исполнителей.

Но независимо от типа проекта, все они:

·        неповторимы и уникальны;

·        направлены на достижение конкретных целей;

·        ограничены во времени;

·        предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Основной принципработы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, алгоритмов и теорем. В этом случае урок приобретет новою форму общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Организация работы над проектами на уроках математики

К организации проектов предъявляют следующие требования:

·        проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

·        учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;

·        работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

·        учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

·        анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

·        конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Работа над проектами проводится поэтапно.

Проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Некоторые преподаватели рекомендуют добавить шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

1. Проблема  - определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы;

 2. Проектирование (планирование) - определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;

 3. Поиск информации - сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты, практические задачи и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение вопросов, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач. Выводы: анализ информации; формулирование выводов.

 4. Продукт - планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

 5. Презентация - представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.

  6. Портфолио - оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Оформление проектной папки (портфолио проекта).

Идея не моя, но в ходе работы пришла к выводу, что подобная папка необходима. Грамотно составленная проектная папка позволяет:

·        организовать работу каждого участника проектной группы;

·        создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом;

·        объективно оценить ход работы над завершенным проектом; 

·        судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;

·        сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

Паспорт проекта включает в себя:

·        планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

·        промежуточные отчеты группы;

·        вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернет;

·        результаты исследований и анализа;

·        записи всех идей, гипотез и решений;

·        отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

·        краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;

·        эскизы, чертежи, наброски продукта;

·        материалы к презентации (сценарий);

·        другие рабочие материалы и черновики группы.

Паспорт проекта имеет смысл делать на все типы проектов, кроме мини-проектов. Однако в портфолио ученика (в нашей гимназии портфолио ведутся с начальной школы и до выпуска) необходимо предусмотреть раздел «Мои проекты» и наполнять этот раздел, по усмотрению ученика, самыми удачными работами (фотографиями, эскизами, отчетами и т.д.). Наполнением  проектной папки  остальных типов проектов занимаются все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается учителю.

Как можно применять проектный метод на уроках математики.

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к предмету  резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики  именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Как метод проектов дополняет традиционные методы обучения математики:

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

·        развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

·        развивает творческие способности и самостоятельность;

·        он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

·        он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

·        позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить:

·        выявлять и формулировать проблемы;

·        проводить их анализ;

·        находить пути их решения;

·        работать с информацией;

·        находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

·        применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать многие  воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

В заключении хочу отметить, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.


Шаблон технологической карты проекта:

Предмет:

Класс:

Тип проекта:

Тема

 

Цель темы

 

Основное содержание темы, термины и понятия

 

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

 

 

I этап Проблема

Цель – определение темы, цели. Выбор группы учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивирует учащихся. Объясняет цель проекта.

Собирают информацию.

Обсуждают задание

IIэтап Проектирование

Цель – анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей. Выбор критериев оценки.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Помощь в анализе и синтезе.

Формируют задачи. Уточняют информацию

IIIэтап Поиск информации

Цель – сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Наблюдает. Консультирует. Предлагает дополнительные источники информации

Работа с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

IVЭтап Продукт

Цель – работа над проектом. Оформление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Консультирует

Выполняют исследование и работают над проектом

Vэтап Презентация

Цель – коллективная защита проекта. Объяснение полученных результатов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивает результаты работы.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»