Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса
«Математическое состязание»
Кожокарь Ирина Евгеньевна
Учитель математики
ГБОУ СОШ № 354
г. Санкт-Петербурга
Цели :
- развитие интереса к изучению математики,
- воспитание любознательности,
- стремления познать новое,
- расширение кругозора;
- активизация деятельности учащихся
Задачи
- развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление,
- укреплять память учащихся; развивать и укреплять интерес к математике;
- развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
Предварительная подготовка:
- создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами;
- помощь учащимся в организации команд, выборе капитанов;
- в наглядном оформлении и подготовке “Визитной карточки” команд;
- подбор материала для конкурсов.
Предварительная подготовка:
- создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами;
- помощь учащимся в организации команд, выборе капитанов;
- в наглядном оформлении и подготовке “Визитной карточки” команд;
- подбор материала для конкурсов.
Ход игры
Вступительное слово учителя:
Наше мероприятие посвящено самой точной, самой важной, самой нужной из наук - математике!
Математика – наука
Она – гимнастика ума.
Есть в ней точность и смекалка,
Цифры, буквы и …игра.
Тот, кто учит, понимает,
Что наука нам нужна
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя:
математика повсюду,
математика везде.
Тот, кто учит, понимает…
И порядок в голове.
- 1 конкурс:Представление команд
Название, девиз и эмблема команды (оценивается в 3 балла)
- 2 конкурс: 1этап «разминка»
Разминка (оценивается в 2 балла)
- 3 конкурс:2этап «задачи на смекалку»
Задачи предлагаются командам по очереди. Если команда не отвечает или отвечает неправильно ход переходит другой команде. (оценивается в 2 балла)
- 4 конкурс:3 этап «логические задачи»
Не более чем за 5 минут решить как можно больше задач из 19 на смекалку.
- 5 конкурс: 4этап «математические раскраски» Подумай, сосчитай и раскрась картинку (оценивается в 3 балла)
- Подведение итогов
- Награждение победителей
- Заключительное слово учителя
Окончена игра, но не грустите,
Хоть проиграли или выиграли сейчас –
Будут в вашей жизни успехи
И победы еще не раз.
Главное, не забывайте:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать.
Нужно прежде всего
Математику знать.
Список литературы:
1.Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов, Лицей, 2003.
2.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М., Просвещение, 1988.
3. Сахаров И.П. Забавная арифметика, М., Просвещение, 2008
4.Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка, М., Просвещение, 1988
5.http://www.mat-raskraska.ru/index.php/all-raskraski
Приложения:
Вопросы 1 команде: (Разминка)
- -Как называются цифры на дверях квартир?
- -На крайнем севере это животное впрягают в сани?
- -Замерзшая вода
- -Боевой клич.
- -Головной убор и страна.
- -Если его не бросить, то корабль уплывет.
- -Хоккейный мяч.
- -Теплая- претеплая шуба мехом внутрь.
- -Сахар в кусочках.
- -Низ обуви
- -Плот на переправе.
- -Две двойки.
- -Девочка, живущая в цветке.
Команда № 1(«Задачи на смекалку»)
1. У Синдбада сундук с кладом. Чтобы замок открылся, надо набрать шифр: это наименьшее число, записанное двумя одинаковыми цифрами.
2. Три мальчика – Коля, Петя и Ваня отправились в магазин. По дороге они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашёл Ваня, если бы отправился в магазин один?
3. Длина бревна 5м. В одну минуту от него отпиливают по одному метру. За сколько минут будет распилено всё бревно?
4. Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
5. У отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу было 24 года. Сколько теперь лет сыну и отцу?
6. Как сделать из двух спичек десять, не ломая их?
7. В корзине 4 яблока. Как разделить их между 4 детьми так, чтобы каждый ребёнок получил по яблоку и одно яблоко осталось бы в корзине?
8. Две бабушки отправились пешком в город и вместе прошли 60км. Сколько километров прошла каждая из них, если они шли с одинаковой скоростью?
9. Сколько концов у 5 палок? А у 5 с половиной палок?
10. В парке 10 скамеек. Весной 4 скамейки заменили новыми. Сколько скамеек стало в парке?
11. Пловец стоит на берегу реки. На том же или на другом берегу реки он окажется, если переплывёт реку 8 раз?
12. Лампочки в ёлочной гирлянде чередуются в таком порядке: красная, зелёная, синяя. Сколько лампочек в гирлянде, если зелёных лампочек 5?
13. На перемене из класса вышли 4 мальчика и 6 девочек. На сколько человек уменьшилось число учеников в классе?
14. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто из девочек ниже всех ростом?
15. Рядом растут три молодых дерева. Ствол дуба тоньше ствола берёзы, а ствол берёзы тоньше ствола сосны. Какое дерево тоньше?
16. Через 3 месяца Боре исполнится 7 лет. Определите возраст Бори
17. Сколько оборотов делает часовая стрелка часов за сутки?
18. Капитан пиратской шхуны приказал пиратам собраться на шхуне в 8 часов. Верно ли, что пираты соберутся вовремя? Почему?
19. В ящике 2 красных и 3 зелёных кубика. Из ящика, не глядя, взяли 3 кубика. Окажется ли среди них зелёный кубик?
Вопросы 2 команде (Разминка)
- -Два стальных коня по воде несут меня
- -Что мастера боится?
- -Простынка для самых маленьких
- -Самый короткий месяц
- -Накидка для лампочки
- -Главный специалист по дымоходам
- -Сказочная шапка
- -Держатель кроны
- -Непосещение школы без уважительной причины
- --Три тройки
- -Колючка на розе
- -Что вдоль рек не ставят?
- -Внучка Деда Мороза
Команда № 2(«Задачи на смекалку»)
1. Шла баба в Москву и повстречала 3 мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?
3. Как сделать из двух спичек 5, не ломая их?
4. Два отца и два сына съели 3 апельсина, причём каждому из них досталось по целому апельсину. Как это могло случиться?
5. В восьмирожковой люстре 3 лампочки перегорело. Сколько лампочек нужно заменить?
6. Пловец стоит на берегу реки. На том же или на другом берегу реки он окажется, если переплывёт реку 5 раз?
7. В кино пошли 3 девочки, каждая со своей мамой. Сколько человек пошли в кино?
8. Верно ли, что из 8 учащихся нашего класса хотя бы двое отмечают свой день рождения в одни и тот же день недели. Почему?
9. На столе 12 стаканов с напитками. Они чередуются в такой последовательности: молоко, какао, чай. Дети выпили всё какао. Сколько стало пустых стаканов?
10. В автобусе едут пассажиры. На остановке из автобуса никто не вышел, но в него вошли пятеро мужчин и три женщины. На сколько увеличилось число пассажиров в автобусе?
11. Ствол сосны распилили на 12 частей. Сколько распилов пришлось сделать?
12. Сколько оборотов делает минутная стрелка часов за один час?
13. В шкафу лежат белые и жёлтые салфетки. Не глядя, из шкафа достали две салфетки. Верно ли, что взятые салфетки будут обязательно одного и того же цвета?
14. Часы показывают 7 часов 20 минут утра. Известно, что они спешат на 3 минуты. Какое время в действительности?
15. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
16. Среди трёх футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, коричневый тяжелее зелёного. Какой мяч самый тяжёлый?
17. Сейчас 12 часов дня и идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? Почему?
18. Волк и Лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что Волк был не первым, а Лиса не последняя?
19. У Тани был треугольник, вырезанный из бумаги. Она разрезала его по прямой линии на 2 фигуры. Какие могли получиться фигуры?
Конкурс « Логические задачки»
1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?
3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?
4. На столе лежат в ряд три палочки .Как сделать среднюю крайней, не трогая ее?
5. Тройка лошадей пробежала 6км. По сколько км пробежала каждая лошадь?
6. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги?
7. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
8. В корзине лежат 5 яблок. Как разделить яблоки между 5 девочками поровну, но так, чтобы 1 яблоко осталось в корзине?
9. Может ли дождь идти 2 дня подряд?
10. У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
11. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат?
12. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня шесть дочерей, а у каждой - родной брат». Сколько детей?
13. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
14. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой – по 4 яблока. Сколько всего яблок
15. В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек?
16. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как такое могло случиться?
17. Двое пошли – пять грибов нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?
18. Летела стая уток. Одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?
Ответы для жюри
1)Конкурс «Разминка»
|
1 команда |
|
2 команда |
||
1 |
номер
|
1 |
коньки
|
||
2 |
олень |
2 |
дело |
||
3 |
лед |
3 |
пеленка |
||
4 |
ура |
4 |
февраль |
||
5 |
панама |
5 |
абажур |
||
6 |
якорь |
6 |
трубочист |
||
7 |
шайба |
7 |
невидимка |
||
8 |
тулуп |
8 |
ствол |
||
9 |
рафинад |
9 |
прогул |
||
10 |
подошва |
10 |
9 |
||
11 |
паром |
11 |
шип |
||
12 |
4 |
12 |
мост |
||
13 |
Дюймовочка |
13 |
Снегурочка |
||
2) Конкурс «На смекалку»
|
|||
|
1 команда |
|
2 команда
|
1 |
11 |
1 |
1 |
2 |
3 коп. |
2 |
4 |
3 |
4 мин. |
3 |
Римская цифра 5 –V |
4 |
3 |
4 |
Дед, его сын и внук |
5 |
24 года и 48 лет |
5 |
3 |
6 |
X - римская цифра 10
|
6 |
На другом
|
7 |
Одному ребёнку яблоко отдать с корзиной |
7 |
4, 5 или 6, три решения |
8 |
По 60км каждая |
8 |
Верно, потому что в неделе 7 дней |
9 |
10 концов, 12 концов |
9 |
4 |
10 |
10 |
10 |
На 8 человек |
11 |
На том же
|
11 |
11
|
12 |
15 |
12 |
1 |
13 |
На 10 |
13 |
Нет |
14 |
Наташа |
14 |
7 часов 17 минут |
15 |
Дуб |
15 |
8 |
16 |
6 лет 9 месяцев
|
16 |
Красный |
3) Конкурс « Логические задачки»
( Задачи предлагаются командам по очереди. Если команда не отвечает или отвечает неправильно, ход переходит другой команде).
1 |
двое |
2 |
положить ее на угол стола |
3 |
2; 4; 6 |
4 |
переложить крайнюю |
5 |
по 6 км |
6 |
2 кг |
7 |
4 |
8 |
одна девочка возьмет яблоко вместе с корзиной |
9 |
Не может. Ночь разделяет дни |
10 |
круг, овал , любая замкнутая линия |
11 |
положить на угол |
12 |
7 |
13 |
4 |
14 |
Ни одного, на березах яблоки не растут |
15 |
4 |
16 |
Всего было три человека: сын, отец и дед |
17/18 |
Неизвестно / 3 |