Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у учащихся навыков устного счёта. Он должен включаться в каждый урок.
Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счёте развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, повышается культура вычислений.
В 5-6 классах очень важно не только дать детям не только твёрдые знания начал математики, но и показать , что математика может усваиваться во время игры.
Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости?
Я часто провожу организационный момент в виде математической зарядки .
Заранее готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даются с ответами. На одних карточках ответы верные, на других – не верные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочерёдно показывает классу карточки, а ученики в ответ делают определённое движение. Например, если ответ верный – руки вверх, не верный – руки вперёд. Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется. И в результате через 2-3 минуты мы получаем класс, полностью готовый к работе. Зарядка может состоять из 2-3 упражнений и проводиться по самым разным темам.
Составление комплексов упражнение можно поручать детям. Они это делают с большим удовольствием.
Комплекс математической зарядки по теме:
«Делители и кратные»
Первое упражнение: Правильный ответ – руки вперёд, неправильный ответ – руки вверх:
2*0,3=0,6 0,5*10=50 7*12=84
6:100=0,06 6:2=3 7+0,5=0,75
Второе упражнение:Все стоят, руки на поясе. Правильный ответ –поворот на право, неправильный – поворот налево:
2 – делитель 222 1 имеет один делитель
15 кратно 10 любое число кратно 1
Очень помогает активизировать учащихся быстрее диктанты. От обычных математических диктантов их отличают 3 особенности. Первое – задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень лёгкие, потом сложнее и сложнее. Второе отличие - изменяющийся темп диктанта. Третья особенность – одновременно с классом у доски работают два ученика. Это даёт возможность детям проверить свои ответы.
В курсе математики 5-6 классов много серьёзных правил и определений.
Чтобы добиться заинтересованного, увлечённого изучения правил можно проводить игру в математические карты.
Класс разбивается на группы по 4,5,6 человек. Желательно, чтобы число игроков каждой группы было одинаково. Теперь нужно снабдить каждую группу каточками с заданиями теоретического характера. Например: сформулировать такое – то правило, дать определение.
В каждой группе число карточек должно быть одинаковым, делящимся нацело на число игроков. Карта считается битой, если на вопрос, стоящей в ней, дан правильный ответ. Битая карта откладывается в сторону. Если ответ не верный, то карта остаётся в колоде у игрока, который дал этот ответ. В результате проигрывают те, у кого в конце игры окажутся карты.
В ходе такой игры учитель не только контролирует теоретические знания учащихся и организует постоянное повторение, но и ведёт тематический учёт знаний, причём на игру требуется не более 5 минут урока.
Не надо бояться, что останется незамеченным неверный ответ. В группе всегда найдётся ученик, твёрдо знающий правило, он и разоблачит ошибку.
К изготовлению карточек можно привлечь старшеклассников, родителей.
Ещё эффективней диктанты под копирку. Первый экземпляр сдаётся учителю, а копия остаётся у ученика. Учитель записывает правильные ответы, а учащиеся сверяют их.
Важно обучить детей правилам правильной проверки. Иначе дети просто не заметят допущенные ошибки. Чтобы иметь информацию о числе ошибок, надо дать критерий оценки. Если ответ совпал – ставим «+», если ошибка – « - » .
Можно проверять листок своего соседа по варианту.
Самым важным является возможность обсудить все те вопросы, которые вызвали затруднение.