Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Активные методы обучения на уроках математики

Елезенцева Ольга Васильевна, ГБОУ СОШ №585 г. Санкт-Петербург, учитель

«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…».   Сухомлинский В.А.

Современный урок – это не только набор технических средств обучение, но и умение учащихся работать с текстом, записывать лекцию, вдумчивое чтение учебника. Задача учителя при такой работе добиться, чтобы ученики не просто просматривали материал, а строку за строкой прочитывали учебник, делая пометки, задавая вопросы, записывая свои мысли. Такая работа потребует от учителя немало сил, времени, самообразования.

Традиционная школа знакомила учеников с уже готовыми продуктами знаний, не показывая процессы с помощью, которых они были получены. Учащиеся привыкли работать в режиме слушания, поэтому им необходимо показать приёмы работы с текстом. Ученика надо научить ориентироваться в потоке информации. Особо сложно работать с текстами на уроках математики, так как тексты учебника информационные, содержат много терминов, не всегда написаны понятным для школьника языком. Всё это затрудняет самостоятельную работу учащихся с текстом.

Поэтому у учителя математики возникают вопросы:  какие приёмы работы с тестом выбрать, где, при изучении какой темы ими можно будет воспользоваться, чтобы они были более эффективны.

Приведенные модели уроков  примерные. На конкретном уроке, с данными детьми, вопросы могут быть другими.

Образование должно быть рассчитано на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.

Целевой компонент урока

Педагогические цели

  1. Развивать мышление, математическую речь; учить работать с математическим текстом.
  2. Организовать индивидуальную работу; работу в парах или группах по выполнению учебных заданий.

Ожидаемые результаты

  1. Учащиеся вдумчиво читают текст, умеют выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом.
  2. Учащиеся зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию
  3. Учащиеся анализируют, сопоставляют, логически мыслят, обобщают
  4. Учащиеся умеют взаимодействовать в парах
  5. Учащиеся, выступающие с защитой решений, демонстрируют владение математическим языком, знание текущего учебного материала
  6. Учащиеся уважают одноклассников.

Используемые приёмы: кластеры, инсерт

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах или в группах, в диалоге.

Оснащение урока: мультимедиа комплекс. Урок проводиться с использованием мультимедийной презентации PowerPoint.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

 Деятельность ученика

       УУД

Вводно-мотивационный

  1. Создание мотивации для работы на уроке
  2. Постановка цели урока
  3. Актуализация знаний по предыдущим темам
  1. Приветствие
  2. Участие в беседе
  3. Выявление связей предыдущего материала и данного. Заполнение первичного кластера
  1. Коммуникативные
  2. Коммуникативные
  3. Регулятивные, познавательные
Информационно-групповой
  1. Организация парной, индивидуальной деятельности по вдумчивому прочтению текста учебника
  2. Учитель задаёт вопросы:

  • По каким пунктам ваше мнение не изменилось, после прочтения текста?

  • Что вы можете добавить в первоначальную схему?

  1. Читают текст учебника, делают пометки карандашом на полях учебника « v» уже знал, «+» - новое, «?» - не понял.
  2. Ученики в тетрадях изображают свою схему.
  3. Ответы на поставленные вопросы
  1. Познавательные, общеучебные, коммуникативные
  2. Общеучебные, коммуникативные

  3. Регулятивные

 Рефлексивный

  1.  Подведение итогов
  1. Учащиеся вносят изменения в схему. Записывают домашнее задание
  1.  Регулятивные

 

Сценарий урока

Вводно-мотивационный этап.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о площади многоугольника. Урок построим по следующему плану:

  • вспомним, что мы уже знаем о площади многоугольника, оформим наши знания графически
  • по работам с текстом учебника, вдумчиво прочитаем текст
  • вернёмся к нашим предположениям, обсудим  - правы ли мы были, дополним наши ветви
  • подведём итоги урока

Учитель предлагает графически представить на доске всё, учащиеся знают по теме урока

alt

Информационно-групповой этап

На этом этапе учащиеся читают текст учебника. Читая текст, стр. 117-122, учащиеся делают пометки на полях карандашом: « v» уже знал, «+» - новое,  «?» - не понял.

Учащиеся читают текст. После прочтения текста вновь возвращаются к графическому представлению. Посмотрим, может быть после прочтения текста, что то изменилось.

Учитель задаёт вопросы

  • По каким пунктам ваше мнение не изменилось, после прочтения текста?
  • Что вы можете добавить в первоначальную схему?

Ученики в тетрадях изображают свою схему.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: Подведём итоги.

Ученики на доске показывают свой вариант схемы. Сверяют её с  последним слайдом презентации.

alt

Домашнее задание:

  • подумать, чем ещё можно дополнить данную схему.

Уравнение cosx=a

Цель урока: научить понимать, как из таблицы часто встречающихся a получить значения арккосинуса а; познакомить с формулой для нахождения корней уравнение cosx=a, где alt  показать применение формул при решении несложных тригонометрических уравнений. Продолжить развитие навыков коммуникативной культуры.

Ход урока

В начале урока учитель предлагает записывать материал урока в виде таблицы. В левом столбце таблицы- слова учителя; в правом- предположения, возможные ответы учащихся.

Учитель

Учащиеся

Запишите формулы, по которым находятся решения уравнений cosx=0, cosx=1, cosx=-1

alt

Что бы вы хотели узнать ещё по этой теме?

Как решаются уравнения cosx=a, где alt

Попытайтесь, работая в парах, придумать пути решения уравнения cosx=0,5, 

cosx- абсцисса точки единичной окружности. Абсциссу равную 0,5 имеют две точки. Корни уравнения можно найти по формуле 

alt

Можно ли эти решения записать одной формулой?

alt

Теперь попробуйте решить уравнение alt

х=?

Что бы дать ответ на поставленный вопрос, необходимы дополнительные знания. Где можно найти недостающею информацию?

В учебнике, в интернете

 

Далее учащимся предлагается поработать с учебником, стр. 224-226. На эту работу вам даётся 5 минут.

После окончания работы учитель предлагает учащимся поделиться своими мыслями с классом. Ответы записывают на доске. Далее учитель предлагает проверить записи сделанные учащимися в таблице.

После обсуждения остаётся  вопрос о решении уравнения alt.

Создадим таблицу значений арккосинуса, для этого приведём таблицу значений косинуса

alt

Из данной таблицы можно получить таблицу часто встречающихся значений арккосинуса

alt

Теперь потренируемся вычислять, для этого выполним номера 719(1;3;5) 720(1;3;5) 721(1;3;5). Учащиеся записывают значения в тетрадь, обсуждают в группах, с классом обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения.

Учитель обращает внимание, что уравнение alt так и не решено, спрашивает у учащихся, хватит ли теперь знаний для решения этого уравнения.

Учащиеся записывают на доске решение этого уравнения, после пробуют решить alt.

Учащиеся обсуждают ответы на каждое уравнение.

Учитель предлагает решить более сложное уравнение  cosxcos3x= sin3xsinx.

В ходе решения повторяется всё, что известно о решении уравнений, тригонометрические формулы, тождественные преобразования. Решение записывается на доске.

В заключении учитель предлагает учащимся составить алгоритм решения тригонометрического уравнения по материалу урока.

Список источников

  1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7-9; Учеб. для общеобразоват.  учереждений /-М.: Просвещение, 2004
  2. Л.В. Арьяева. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. Санкт-Петербург 2012
  3. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.  учереждений-М.: Просвещение, 2011

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»