Активные методы обучения на уроках математики
Елезенцева Ольга Васильевна, ГБОУ СОШ №585 г. Санкт-Петербург, учитель
«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…». Сухомлинский В.А.
Современный урок – это не только набор технических средств обучение, но и умение учащихся работать с текстом, записывать лекцию, вдумчивое чтение учебника. Задача учителя при такой работе добиться, чтобы ученики не просто просматривали материал, а строку за строкой прочитывали учебник, делая пометки, задавая вопросы, записывая свои мысли. Такая работа потребует от учителя немало сил, времени, самообразования.
Традиционная школа знакомила учеников с уже готовыми продуктами знаний, не показывая процессы с помощью, которых они были получены. Учащиеся привыкли работать в режиме слушания, поэтому им необходимо показать приёмы работы с текстом. Ученика надо научить ориентироваться в потоке информации. Особо сложно работать с текстами на уроках математики, так как тексты учебника информационные, содержат много терминов, не всегда написаны понятным для школьника языком. Всё это затрудняет самостоятельную работу учащихся с текстом.
Поэтому у учителя математики возникают вопросы: какие приёмы работы с тестом выбрать, где, при изучении какой темы ими можно будет воспользоваться, чтобы они были более эффективны.
Приведенные модели уроков примерные. На конкретном уроке, с данными детьми, вопросы могут быть другими.
Образование должно быть рассчитано на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.
Целевой компонент урока
Педагогические цели
- Развивать мышление, математическую речь; учить работать с математическим текстом.
- Организовать индивидуальную работу; работу в парах или группах по выполнению учебных заданий.
Ожидаемые результаты
- Учащиеся вдумчиво читают текст, умеют выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом.
- Учащиеся зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию
- Учащиеся анализируют, сопоставляют, логически мыслят, обобщают
- Учащиеся умеют взаимодействовать в парах
- Учащиеся, выступающие с защитой решений, демонстрируют владение математическим языком, знание текущего учебного материала
- Учащиеся уважают одноклассников.
Используемые приёмы: кластеры, инсерт
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах или в группах, в диалоге.
Оснащение урока: мультимедиа комплекс. Урок проводиться с использованием мультимедийной презентации PowerPoint.
План урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Вводно-мотивационный |
|
|
|
Информационно-групповой |
|
|
|
Рефлексивный |
|
|
|
Сценарий урока
Вводно-мотивационный этап.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о площади многоугольника. Урок построим по следующему плану:
- вспомним, что мы уже знаем о площади многоугольника, оформим наши знания графически
- по работам с текстом учебника, вдумчиво прочитаем текст
- вернёмся к нашим предположениям, обсудим - правы ли мы были, дополним наши ветви
- подведём итоги урока
Учитель предлагает графически представить на доске всё, учащиеся знают по теме урока
Информационно-групповой этап
На этом этапе учащиеся читают текст учебника. Читая текст, стр. 117-122, учащиеся делают пометки на полях карандашом: « v» уже знал, «+» - новое, «?» - не понял.
Учащиеся читают текст. После прочтения текста вновь возвращаются к графическому представлению. Посмотрим, может быть после прочтения текста, что то изменилось.
Учитель задаёт вопросы
- По каким пунктам ваше мнение не изменилось, после прочтения текста?
- Что вы можете добавить в первоначальную схему?
Ученики в тетрадях изображают свою схему.
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Подведём итоги.
Ученики на доске показывают свой вариант схемы. Сверяют её с последним слайдом презентации.
Домашнее задание:
- подумать, чем ещё можно дополнить данную схему.
Уравнение cosx=a
Цель урока: научить понимать, как из таблицы часто встречающихся a получить значения арккосинуса а; познакомить с формулой для нахождения корней уравнение cosx=a, где показать применение формул при решении несложных тригонометрических уравнений. Продолжить развитие навыков коммуникативной культуры.
Ход урока
В начале урока учитель предлагает записывать материал урока в виде таблицы. В левом столбце таблицы- слова учителя; в правом- предположения, возможные ответы учащихся.
Учитель |
Учащиеся |
Запишите формулы, по которым находятся решения уравнений cosx=0, cosx=1, cosx=-1 |
|
Что бы вы хотели узнать ещё по этой теме? |
Как решаются уравнения cosx=a, где |
Попытайтесь, работая в парах, придумать пути решения уравнения cosx=0,5, |
cosx- абсцисса точки единичной окружности. Абсциссу равную 0,5 имеют две точки. Корни уравнения можно найти по формуле
|
Можно ли эти решения записать одной формулой? |
|
Теперь попробуйте решить уравнение |
х=? |
Что бы дать ответ на поставленный вопрос, необходимы дополнительные знания. Где можно найти недостающею информацию? |
В учебнике, в интернете |
Далее учащимся предлагается поработать с учебником, стр. 224-226. На эту работу вам даётся 5 минут.
После окончания работы учитель предлагает учащимся поделиться своими мыслями с классом. Ответы записывают на доске. Далее учитель предлагает проверить записи сделанные учащимися в таблице.
После обсуждения остаётся вопрос о решении уравнения .
Создадим таблицу значений арккосинуса, для этого приведём таблицу значений косинуса
Из данной таблицы можно получить таблицу часто встречающихся значений арккосинуса
Теперь потренируемся вычислять, для этого выполним номера 719(1;3;5) 720(1;3;5) 721(1;3;5). Учащиеся записывают значения в тетрадь, обсуждают в группах, с классом обсуждаются вопросы, вызвавшие затруднения.
Учитель обращает внимание, что уравнение так и не решено, спрашивает у учащихся, хватит ли теперь знаний для решения этого уравнения.
Учащиеся записывают на доске решение этого уравнения, после пробуют решить .
Учащиеся обсуждают ответы на каждое уравнение.
Учитель предлагает решить более сложное уравнение cosxcos3x= sin3xsinx.
В ходе решения повторяется всё, что известно о решении уравнений, тригонометрические формулы, тождественные преобразования. Решение записывается на доске.
В заключении учитель предлагает учащимся составить алгоритм решения тригонометрического уравнения по материалу урока.
Список источников
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7-9; Учеб. для общеобразоват. учереждений /-М.: Просвещение, 2004
- Л.В. Арьяева. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. Санкт-Петербург 2012
- С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учереждений-М.: Просвещение, 2011