Конспект открытого урока по алгебре в 8 классе.
Тема урока: «Неполные квадратные уравнения»
Воробьева Наталия Игоревна,
ГБС(К)ОУ школа (VIIвида) №609
Санкт- Петербург, учитель математики
Класс: 8
УМК: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, СБ Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. , 2010
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Неполные квадратные уравнения»
- Проверить уровень усвоения изучаемой темы
- Продолжить формирование умения работать по алгоритму и образцу.
Коррекционные:
- Развитие логического мышления на основе упражнений в сравнении, установления логических связей.
- Развитие математической зоркости.
- Развивать зрительную и образную память,
- развивать вычислительные навыки;
- развивать умение оценивать свою работу.
Развивающие:
- Развитие навыков коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля.
- развивать мыслительную деятельность учащихся, способность к «видению» проблемы, формировать умение четко излагать свои мысли;
- развивать грамотную математическую речь;
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения способов решения неполных квадратных уравнений.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения изученного материала
Формы работы: устная и письменная формы работы, индивидуальная и коллективная формы работы.
Оборудование:
-Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Доска
- Презентация урока
- Распечатки с заданиями для учащихся
- Карточки для заполнения таблицы на доске
-Раздаточный материал
Структура урока.
- Организационный этап.
- Приветствие детей.
- Постановка целей и задач урока
- Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
- Этап обобщения по изученному материалу
- Устная работа с вопросами по теории
- Экспресс-диагностика по изученному материалу
- Проверка и подведение итогов по выполненной работе
- Этап систематизации знаний. Коллективная и индивидуальная работа
- Работа с учащимися у доски и в индивидуальных карточках. Взаимопроверка.
- Работа с ЭОР (тестирование). Самопроверка
- Выполнение заданий с использованием материала учебника.
- Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
- Постановка домашнего задания
Ход урока.
1. Приветствие детей. Настрой детей на урок. СЛАЙД №1
Здравствуйте, ребята! Перед нами сегодня стоит задача обобщить изученные способы решения неполных квадратных уравнений, проверить свои знания и умения по данной теме.
Для решения этой задачи мы с вами вспомним способы решения неполных квадратных уравнений. Вместе повторим алгоритмы их решения. Используя изученный материал и то, о чем мы будем говорить на уроке, Вам предстоит выполнить индивидуальную самостоятельную работу.
Тема урока и число записываются учениками в тетради.
2. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний
Начнем урок с традиционной устной работы.
I.Вопросы по теории для фронтальной работы:
-Определение квадратного уравнения. Формула квадратного уравнения. Место коэффициентов в квадратном уравнении.
-Определение неполного квадратного уравнения
-Виды квадратного уравнения. Формулы.
- Как определить является ли число корнем уравнения
3.Этап обобщения по изученному материалу
II.
СЛАЙД №2 |
Вопросы к устной работе |
|
|
III. Экспресс- диагностика по уровню усвоения изученного материала.
Учащимся предлагается 7 вопросов, на которые необходимо ответить следующим образом: ответ «да»-1, ответ «нет»-0. В результате выполнения заданий должно получиться число, по которому мы сможем определить, кто ответил без ошибок, а кому надо ещё потрудиться и быть внимательнее.
СЛАЙД №3
- Является ли число 0 корнем уравнения 2х2 - х=0
- Является ли число -1 корнем уравнения 2х2 + 2=0
- Является ли уравнение 1- 4у2 =0 неполным квадратным уравнением?
- Верно ли, что уравнение 3х2 -2 х=0 имеет два корня.
- Имеет ли уравнение х2 =- 25 корни?
- Верно ли, что уравнение ах2 =0 всегда имеет единственный корень?
- Может ли быть в квадратном уравнении коэффициента быть равен нулю?
СЛАЙД № 4. Проверка: 1011010
Вывод по результатам работы.
- Этап систематизации знаний. Коллективная и индивидуальная работа
Перед вами на партах лежат ваши карточки – помощники. Найдите в них памятку по решению неполных квадратных, которую мы с вами составляли на прошлом уроке. Давайте еще раз её рассмотрим.
4.1.Устная работа по карточке. Уточнение непонятого материала учащимися.
СЛАЙД № 5. НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ (а0)
ах2 +c=0 (b=0) |
ах2 + bx =0 (c=0) |
ах2 =0 (b=0иc=0) |
Алгоритм решения ах2 = - с х2 = - если - <0 , то уравнение корней не имеет если - >0 , то уравнение имеет два корня х1= - и х2= Ответ: х1= - и х2=
|
Алгоритм решения. ах2 + bx =0 х(ах+b)=0 х=0 или ах+b=0 ах= - b х= - Ответ: х1=0, х2= - |
Алгоритм решения. ах2 =0 х2 =0 х=0 Ответ: х=0 |
4.2. На доске написаны неполные квадратные уравнения. СЛАЙД №6
Решить уравнения.
- -х2 =0
- 5 х2 -5 =0
- 2 х2 - 3х=0
- 7 х2+ 14=0
- - х2+ 5х= 0
- 4 х2=0
- 2 х2 = 8
Ваша задача, определив вид уравнения, записать его в соответствующую колонку и решить, используя по необходимости предложенный алгоритм решения.
Индивидуальная карточка.
Фамилия, имя. ____________________________ Класс_____________
|
Учащиеся выполняют работу на карточках.
4.3. Взаимопроверка. Вопросы по работе:
-Сколько уравнений записали в первый столбик? Во второй? В третий?
- На основании чего вы распределили уравнения таким образом?
-Вопросы по выполнению задания есть?
Молодцы!
4.4. На магнитной доске с помощью стрелки покажите, сколько корней имеет каждое уравнение? СЛАЙД №7
х2 =9 х2 =2х 12х2 +1 =0
ДВА КОРНЯ ОДИН КОРЕНЬ НЕТ КОРНЕЙ
х2 +5х =0 8,3 х2 =0 2х2 +7 =0
4.5.Посмотрите на слайд. На нем представлено решение неполных квадратных уравнений. Ваша задача найти ошибку в решении и объяснить её. СЛАЙД №9
4х2 -1 =0 х2 =-1 х2 =-
Ответ: корней нет |
4х2 -х =0 х(4х-1)=0 х=0 или 4х-1=0 4х=1 х=4 Ответ: х1=0 , х2=4 |
Верное решение ; - |
Верное решение 0; |
х2 -25 =0 х2 =25 х=5 Ответ: х=5
|
3х2 +27 =0 3х2 = -27 х2 = - 9 х1=3 , х2=-3 Ответ: х1=3 , х2=-3 |
Верное решение 5 и -5
|
Верное решение Корней нет |
4.6. Выполнение самостоятельной работы. Каждому учащемуся предлагаются примеры в соответствии с его возможностями.
СЛАЙД №10
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1.1. 3х2 – 6х =0 |
2.1. 3х2 +1 =0
|
3.1. 1-2х2 =0 |
1.2. х2 =0 |
2.2. 5х2 -10х =0
|
3.2. -5х2 +6х =0
|
1.3. -9х2 -1 =0 |
2.3. х2 -36 =0
|
3.3. ( х-1)2 = -2х |
После выполнения самостоятельной работы учащиеся выписывают варианты ответов, сдают работы.
Самопроверка. По слайду № 11.
Ключ к самопроверке.
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1.1 0 и 2 |
2.1. корней нет
|
3.1. - и |
1.2. 0 |
2.2. 0 и 2
|
3.2. о и 1 |
1.3. корней нет |
2.3. 6 и -6
|
3.3. корней нет |
- Работа с текстом учебника стр. 112-113. Обобщение материала. Где мы с вами встретим эти задания? Рассмотрение заданий из Сборника письменных заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. (М. Просвещение, 2010).
- Постановка домашнего задания. Решение примеров по изученной теме из данного сборника.
5. Подведение итогов работы.
Наш урок подходит к концу, подумайте о том с какой пользой для вас прошёл этот урок, в этом я вам помогу, начните свой ответ с любого из предложений
Я знаю, что ...
Я хорошо знаю, что ...
Я должен знать, что ...
Спасибо. Наш урок закончен.