Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 523 Колпинского района Санкт-Петербурга
Формирование и развитие УУД на уроках математики
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УУД:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
· Коммуникативные
· Познавательные
· Регулятивные
· Личностные
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
• Общеучебные универсальные действия
• Логические универсальные действия
• Постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
• Планирование
• Постановка вопросов
• Разрешение конфликтов
• Контроль, коррекция действий
Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока:
ТИП УРОКА |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ |
Урок сообщения новых знаний |
ИКТ, технология проблемного обучения |
Урок закрепления знаний |
ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления |
|
|
Урок повторения |
ИГРЫ, групповые формы работы |
Урок систематизации изученного материала |
ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы |
Комбинированный урок |
Возможно применение всех технологий |
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
• 1-этап - вводное - мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)
• 2- этап - открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
• 3- этап - формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
• 4- этап - обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий
Виды универсальных действий |
Виды заданий |
Личностные |
• Участие в проектах • Подведение итогов урока • Творческие задания, имеющие практическое применение • Самооценка событий |
ПРИМЕР ЗАДАНИЙ:
1 пример:
Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике, Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость. Необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, с начало надо вычислить значения выражений
2 пример: Решить задачу древних индусов (геометрия Практическое применение теоремы Пифагора)
Над озером тихим,
С полфута размером, высился лотоса цвет.
Он рос одиноко. И ветер порывом
Отнес его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашел же рыбак его ранней весной
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
Как озера вода здесь глубока?
Виды универсальных действий |
Виды заданий |
Познавательные |
• «Найти отличия» • «Поиск лишнего» • «Лабиринты» • «Цепочки» • Составления схем-опор • Работа с разными видами таблиц • Составления и распознавание диаграмм • Работа со словарями |
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
1 пример: (квадратные уравнения 8 класс)
• Решите уравнения и расшифруйте полученное слово
1). 35x² + 2x - 1 = 0; |
5). 4 - x² = 0; |
2). 9y² + 30y + 25 = 0; |
6). x²- 9x + 14 = 0; |
3). 3x²- 15 = 0; |
7). 2x² - 11x + 9 = 0; |
4). 0,5x² - 3,5x = 0; |
8). -3x² + 7x + 10 = 0. |
Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ.
· Используя интернет или дополнительную литератору записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса.
Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась,
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте.
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе.
Пример 2.
Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест.
Виды |
Прыжки в длину |
Метание |
Бег |
Маша |
185 см |
0,01 км |
420 сек |
Катя |
19 дм |
1200 см |
5 мин 30сек |
Оля |
1 м7 дм6 см |
135 дм |
0,1 ч |
Виды универсальных действий |
Виды заданий |
Регулятивные |
• «Преднамеренные ошибки» • Поиск информации в предложенных источниках • Взаимоконтроль • Диспут • «ищу ошибку» • Контрольный опрос на определенную проблему |
ПРИМЕРЫ:
Пример 1.
Правильно прочти высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно поставь запятую.
Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее.
Пример 2.
(ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение)
1. ÐСЕF= ÐAED (односторонние),
ÐСFE= ÐEAD(накрестлежащие при параллельных прямых),
DАЕD= DFЕС (по первому признаку)
2. CE:DE=AE:FE=DA:CF
4:8=10:FE=7:СF
Ответ: FC = 3,5 см, FЕ= 5 см.
Виды универсальных действий |
Виды заданий |
Коммуникативные |
• Составь задание партнеру • Отзыв на работу товарища • Групповая работа по составлению кроссвордов • «Подготовь рассказ на тему…» • «Объясни …» |
ПРИМЕРЫ:
Пример 1.
ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ»
Пример 2.
Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, как группа наиболее полно отразила понятия данной темы.
Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.
Результаты формирования УУД
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
· выделять тип задач и способы их решения
· осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
· различать обоснованные и необоснованные суждения,
· обосновывать этапы решения учебной задачи,
· производить анализ и преобразование информации
· проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
· устанавливать причинно-следственные связи
· владеть общим приемом решения задач
· создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
· осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:
· желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
· знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
· умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:
· выбирать средства для своего поведения
· планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
· Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
· Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
· Уровень развития морального сознания
· Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
· Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
- Помните-каждый ребенок индивидуален.
- Организуя, учебную деятельеость по предмету учитывайте возможности и способности учеников
- Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, корорую ВЫ формируете
- Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал
- Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике
- Научите ребенка высказывть свои мысли
- Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала.