Козеняшева
Анастасия Ивановна,
учитель математики
МБОУ «Терволовская ООШ»
п. Терволово,
Гатчинского района, Ленинградской области.
Предмет (Математика, урок математики)
Класс-5
УМК: Математика, 5 класс, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.
Время реализации занятий – 45 минут.
Оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, презентация для сопровождения урока, карточки – бланки для ответов учащихся, карточки инструкторы для проведения работы.
Медиапродукт:
I. Среда – MicrosoftofficePowerPoint. Paint
II.Вид медиапродукта:
• наглядная презентация учебного материала
• тестирующий комплекс;
Цели урока:
· обобщить теоретические знания по теме;
· систематизировать практический навык работы с обыкновенными и десятичными дробями, их сложением и вычитанием;
· обобщить методы решения практических задач различного содержания;
· развитие умений обобщать и конкретизировать свойства изучаемых объектов;
· актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы учебного материала;
· показать широту применения в жизни вычислений посредством решения задач из разных сфер жизнедеятельности человека с целью развития активной познавательной деятельности учащихся;
· развитие вычислительных навыков и памяти учащихся;
· пособствовать активизации рефлексии учащихся;
· содействовать формированию системы знаний, понятий, представлений, обеспечивающих гармоничное развитие личности;
· способствовать сознательному пониманию актуальности понятия «здоровый образ жизни», укреплению здоровья.
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте, тихонечко садитесь.
Тема сегодняшнего урока «Обыкновенные и десятичные дроби, их сложение и вычитание»
Наша задача подготовиться к контрольной работе, обобщить знания.
Сейчас мы отправляемся в царство в 0,3 государство, но попасть туда сможем, если отгадаем царицу этого царства с помощью кроссворда. (мультимедиа)
Возьмите первый листок с кроссвордом.
Работаем по горизонтали: 1.Расстояние между концами отрезка. 2. Окружность с её внутренней частью. 3. Два луча, имеющие общее начало, образуют… 4. Луч, выходящий из вершины и делящий угол пополам. 5. .
Итог. По вертикали. Дробь. (слайды 1-4)
Учитель: Отгадали - встречайте царицу. Дробь с её советниками – Числителем и знаменателем.
Царица: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас в нашем царстве. Сейчас мы проверим,как вы научились работать с дробями.
Знаменатель: Я показываю…
Числитель: А я сколько берём.
Учитель: Ребята, давайте покажем царице и её советникам как мы умеем складывать и вычитать обыкновенные и десятичные дроби, смешанные числа.
II.Начинаем устный счёт :
Актуализнация знаний
(проводится с применением мультимедийного проектора для проекции рисунков на большой экран –презентация слайд 5-10.)
Итог. Молодцы. Мы вспомнили всё об обыкновенных дробях и координатном луче.
Числитель: Не случайно ещё древнегреческий политический деятель, оратор, писатель Марк Туллий Цицирон говорил: «Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в арифметике»
III.Закрепление темы урока.
Учитель: Жители сказочной страны подготовили для вас задания. –нестандартные.
1. Берём лист под № 2 начинаем проверочную работу:
Прочитаем цель задания. Всем понятно? На выполнение 5 минут. Лист №1 предлагает работу с использованием цветных карандашей, активизирует работу зрительной и тактильной памяти детей. Задание 1.Покажите указанные доли , закрасив их в нарисованных фигурах. Задание 2.В сосуд вмещается 1 литр воды. Сколько миллилитров воды в указанной доли литра? ( Разделить фигуру на части , закрасить указанную часть, допиши кол-во миллилитров в доле.)
Проверка: взаимоконтроль с выставлением отметок в бланк с таблицей для накопления отметок (лист ответов лежит белой стороной)
Итог: выставляем на доску «5», «4»
Учитель: Жители царства хотят рассказать о значимости дробей
2. Царица: Без ложной скромности, хочу подчеркнуть свою значимость. Вы думаете, что дробь - это доля, малая часть чего-то, на которую не стоит обращать внимание?
Учитель: Это кто из портфеля швыряет в досаде? Ненавистный задачник, пенал и тетради? И сует свой дневник, не краснея при этом? Под буфет, чтоб лежал под буфетом.
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жичалин, жертва вечных придирок, - он снова провален и шипит, на растрёпанный глядя задачник.
Костя: Просто мне не везёт! Просто я неудачник!В чём причина обиды мое и досады? А в том, что ответ не сошёлся лишь на 0,3 десятых. Это ж сущий пустяк, и ко мне безусловно придирается Марья Петровна.
Три десятых. Скажи про такую ошибку
И, пожалуй на лицах увидишь улыбку
Три десятых и всё же об этой ошибке
Я прошу вас послушать мен без улыбки
Если б строя вам дом, тот, в котором живёте
Архитектор немного ошибётся в расчёте
Чтоб случилось, ты знаешь ли Костя Жичалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин
Ты вступаешь на мост – он надёжен и прочен
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалился в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптекарь-
Станет ядом лекарство – убьёт человека
Ты подумай об этом, мой друг хладнокровно,
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом.
Учитель: Спасибо дорогие гости за полезный рассказ
3. Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись.
Выше – выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, отпустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
4. Берём лист номер №3 Используя долевые схемы составьте примеры и решите их. 5 минут.
Проверка: самопроверка и самооценка с использованием листа ответов.
Итог: Выставляем на доску и бланк с таблицей.
Числитель: А знаете ли вы, как и когда появились дроби? По мере развития представления о натуральных числах, возникли и представления о долях единицы. Так появились дроби : ; ; ; и т.д. которые теперь называются родовыми дробями или основными. Из-за частого их употребления некоторые из этих дробей получили ещё по одному названию: - половина; - треть; - четверть; - осьмушка; - унция.
Знаменатель: Особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых кратны 60 : ; ; ….
Этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до XVIв. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки с их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно, одна минута часть часа, одна секунда – это часть часа.
5. Работа в тетрадях (двое на оборотной стороне доски по вариантам)
Учитель: вспомним сложение и вычитание десятичных дробей. Работаем по вариантам.
Проверка: сигнальные карточки
Итог: молодцы ошибок не допускали.
6. Тестовая работа покажет насколько вы готовы к контрольной работе (мультимедийное обор.)
проверка: с монитора компьютера и доски, где ответы 3 и 4 зад.)
Итог: Заполним бланк с таблицей (я – на доске, дети – у себя)
Выводим средний балл – это ваша оценка за урок. Сегодняшний урок показал к контрольной работе вы готовы.
III. Домашнее задание .Учитель: Ребята домашнее задание сегодня необычное: испечь печенье по бабушкиному рецепту. А получится оно только у того кто с дробями справится. В жизни без дробей не обойтись, судите сами. Вот рецепт бабушкиного печенья. Я зачитаю рецепт, а вы запишите встретившиеся дроби столбиком в тетрадь:
Взять треть чайной ложки соды, полчайной ложки соли, три четвёртых пачки маргарина, полтора стакана сахара, один и три десятых кг муки. Замесить тесто, выложить его в форму и поставить на четверть часа в разогретую до 200 ͦС духовку.