Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Блинова Ирина Владимировна

Учебно-методическое пособие по математике

«Интернет-технологии как инструмент развития интереса к математике.»

Все мы хорошо помним свой класс: темная

      доска, осыпающийся мел и влажная тряпка,

                                     учитель объясняет материал у доски…

 

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Не вызывает сомнения предположение о том, что в будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

Образовательный процесс современной школы требует к себе особого внимания, применения новых педагогических технологий, особенно это стало заметно с появлением Интернета в школе. Учителя, совершенствуя свой профессионализм и наполняя методические копилки, все более испытывают потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением Интернет-технологий. Несмотря на то, что в педагогике разработаны и апробированы различные модели проведения урока с применением педагогических технологий, совершенных моделей на сегодняшний день нет.

Для начала рассмотрим понятие «технология». Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» techne– «искусство, мастерство»; logos– «слово, учение». В педагогической литературе встречаются понятия: образовательная технология, педагогическая технология, технология обучения.

В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.); как педагогическая система (В П.Беспалько, В.В.Гузеев и др.); как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.). Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности участников педагогического процесса.

Технология обучения это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В.Сериков).

Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).

В.В. Юдин говорит о том, что «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений» [ 1]. Он же дает другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату» [ 2].

Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм оПедагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

С появлением возможности использования технических и информационных средств на уроках, учитель использует их для решения дидактических задач урока.

Дидактические средства предназначены для каждого субъекта обучения: учителя, ученика.  Педагог использует необходимые дидактические средства для более эффективной реализации целей образования. Ученики используют доступные дидактические средства по индивидуальным потребностям.

До начала 90-х годов в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом.

Сейчас интернет – это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас интересует, обменяться мнениями с коллегами, с ведущими учеными в этой области, посоветоваться. Существует несколько технологий общения в интернете:

Чат— средство общения пользователей по сети в режиме реального времени.

Веб-фо́рум — класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум». Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.

Распространённое деление веб-форума: Разделы → темы → сообщения.

Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время».

Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки.

        Веб-сайт — в компьютерной сети объединённая под одним адресом совокупность документов частного лица или организации. По умолчанию подразумевается, что сайт располагается в сети Интернет. Все веб-сайты Интернета в совокупности составляют Всемирную паутину. Для прямого доступа клиентов к веб-сайтам на серверах был специально разработан протокол НТТР.

       Электро́нная по́чта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Основным отличием от прочих систем передачи сообщений является возможность отложенной доставки и развитая система взаимодействия между независимыми почтовыми серверами.

Положительная возможность современных Internet–технологий –возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн–лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.[3]

Еще одна возможность, которую можно использовать учителям и профессорам, − поощрение и развитие творческого потенциала обучающихся, публикации в Интернете лучших дипломов и курсовых работ, сочинений по учебному курсу, презентации, которые дадут возможность ученикам выполнять мини-исследования, помогут учителю формировать банк материалов по изучаемому курсу. Для реализации намеченных проектов от учащихся  и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает:

- представление об устройстве компьютера, об основных клавишах, папках и программах в компьютере, об объеме информации, о типах файлах, о локальной сети, о гиперссылке и уметь перемещаться по ним;

- уметь сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска, флэш-устройства, читать и копировать файлы из доступных папок других компьютеров;

- уметь копировать и вставлять фрагменты текста, рисунки из одного файла в другой, вставлять колонтитулы со своими данными, редактировать информацию (текстовую, графическую);

- использовать в работе социальныесервисывсемирной паутины Интернет,входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию, размещать информацию в блогах, совместноередактированиедокументов, размещениефотографий, презентаций, реализации  Вики-проектов (Википедия) и пр.: «Livejoumal» («живой журнал» или «блог»), «Wiki» («Вики»), «Netvibes» («Нетвибсы»), «Delicio» («Делишес»), «Flickr» («Фликр»), «Youtube»  (Ютьюб»);

- использовать различного рода специальное программное обеспечение: программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo,Messenger), организации общения посетителей веб-сайта (форум, чат).

Дополнительно современный учитель должен владеть и следующими знаниями, умениями, навыками:

-  уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.;

- уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными,  диаграммы, гистограммы, напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.);

- создавать дидактические материалы в Word/Excel (контрольные, самостоятельные работы, тестовые задания), электронные презентации для урока;

- иметь навык самостоятельного знакомства с интерактивными программами.

- уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников;

- иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока.

Но не стоит забывать, что компьютер – всего лишь инструмент, использование которого  должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

И пока учитель не осознает необходимости изучения азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet–технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен курсовыми работами в масштабах одного вуза, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в Internet или на специальном СD не составляет особого труда.[3]

Руководя путешествием школьников по всемирной паутине, можно сделать интернет средством, открывающим дорогу в многообразный мир науки и культуры. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения учащегося:

·        С помощью обучающихся программ ученик может моделировать реальные процессы.

·        Интерес создается разнообразием и красочностью информации.

·        Появляется возможность устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех.

·        Раскрывается практическая значимость изучаемого материала, предоставляется возможность испробовать умственные силы.

·        Программное обеспечение в целом создает общий игровой фон общения человека с машиной.

Виды программного обеспечения:

- энциклопедии на компакт-дисках,

- электронные учебники,

- презентации,

-интерактивные тесты,

-интернет.

- электронная интерактивная доска(Одно из последних современных цифровых устройств. Это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: цифровой фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображенными материалами можно работать прямо во время урока).

Разработка медиаурока: 5 класс, тема "Правильные и неправильные дроби".

 

Тема:«Правильные и неправильные дроби»

Тип урока:изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока:мультимедиа-урок.

Цель:формирование знаний, умений и навыков по теме правильные и неправильные дроби.

Задачи:

- образовательные: познакомить с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь; научить читать правильные и неправильные дроби; показать эти дроби в сравнении с 1; формировать умения составлять и записывать дроби; решать задачи с использованием неправильных дробей;

- воспитательные: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания;

- развивающие: развитие математического мышления и логической речи учащихся; умения делать выводы; высказывать свои чувства и мысли; расширять кругозор обучающихся.

Оборудование: проектор, экран для проектора, компьютер, тетрадь, учебник, школьные принадлежности: ручка, карандаш, ластик, линейка.

Структура урока:

 

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин)

1

Организационный момент

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока

2

2

Актуализация опорных знаний

Устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний

5

3

Изучение нового материала

Формирование опорных знаний, формулировка правил, решение задач, анализ результатов

15

4

Первичное закрепление знаний и умений

Применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий стандартного уровня

12

5

Подведение итогов урока

Проверка знаний и понимания формулировок правил

6

6

Домашнее задание

Ознакомление учащихся с содержанием домашнего задания

5

7

Рефлексия

Притча

-

 

Ход урока.

             I.      Организационный момент.

Сегодня мы проведем урок, на котором вспомним, что мы знаем про обыкновенные дроби и познакомимся с некоторыми их видами.

Как же сделать так, чтобы изучаемый материал был не только понят, но и прочно усвоен? (слайд 1)

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». (слайд 2)

Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.

          II.      Актуализация опорных знаний.

Сравните дроби: (слайд 3, 4, 5)

1.     С одинаковыми числителями

 

2.     С одинаковыми знаменателями

 

«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе».(слайд 6)

Л. Толстой

       III.      Изучение нового материала

 

 
   

- Прочитайте дроби. 7/5, 2/3, 6/6, 5/10, 8/7

- Как вы понимаете дробь 6/6.

- Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.

- Разбейте эти дроби на две группы.

Ребята разбивают данные дроби на все возможные группы, комментируя и записывая каждую группу. Затем учитель из предложенных групп обращает внимание детей на следующие две группы:

Первая группа: 7/5; 6/6; 8/7.    Вторая группа:  2/3; 5/10.

- Что общего у дробей в первой группе? (числитель меньше знаменателя).

- Что общего у дробей во второй группе? (числитель больше знаменателя).

- Возьмем по одной дроби из каждой группы? (слайд 8)

По данному слайду учитель показывает и рассказывает сравнение дробей с неваляшкой.

Чтение правил(слайд 9).

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.151 рис. 122 и ответьте на следующие вопросы:

1.     На сколько частей разрезан пирог? (на 8 частей)

2.     Какую часть пирога составляет один кусок? (1/8)

3.     Какая часть пирога лежит на первой тарелке? (3/8)

4.     Какая часть пирога лежит на второй тарелке? (8/8)

5.     Чему равна дробь 8/8? (1) запись на доске: 

Откройте учебник на стр.151 рис. 123 и ответьте на следующие вопросы:

Взяли ещё один такой же пирог и разрезали его тоже на 8 равных частей.

6.     Сколько кусочков пирога лежит на этой тарелке (рис. б)? (11)

7.     Какая часть пирога лежит на тарелке? (11/8)

Молодцы, ребята! А теперь посмотрим, как сравниваются правильные и неправильные дроби с 1.(слайд 10)

   правильные дроби (меньше 1), в них числитель меньше знаменателя

  неправильные дроби (больше или равна 1), в них числитель ≥ знаменателя.

Физкультминутка

Чтобы провести физминутку, надо посадить детей в удобное положение, расслабиться. Под веселую песенку К. Семеновой "Веселый хоровод", следя глазами за цветиком-семицветиком, делаем вращения, моргание глазами. На предпоследнем слайде успеть прочитать пожелание цветика-семицветика, на последнем – предупреждение.

       IV.      Первичное закрепление знаний и умений.

1.Дан ряд дробей. Какая из дробей лишняя? Почему? (слайд 11)

2.При каких значения х дробь 9/х - правильная, дробь х/6 - неправильная? (слайд 12).

3.Решите задачу: «Саша и Миша пошли на выставку кошек. Саша подсчитал, что всего кошек было 60. Миша подсчитал, что 20 кошек были полосатыми, 30 кошек были белыми, 10 кошек – черными.

Какую часть общего количества составляли кошки каждой расцветки?» (слайд 13) 

3.Выполним ли план Незнайки? (слайд 14)

Незнайка решил начать новую жизнь и составил себе такой режим на сутки:

на чтение книг - 1/6 часть суток;

на совершение добрых дел - 3/8 суток;

на прием пищи - 1/9 суток;

на занятия спортом - 1/4 суток;

на сон – 8 часов. (Ответ: 4+9+2+6+8=29. Нет невыполним, так как в сутках 24 часа)

          V.      Итог урока

Выполните тест. (слайд 15) с последующей взаимопроверкой.

      VI.      Домашнее задание:п. 25 № 999, 1001, 1004(а) (слайд 16)

    VII.      Рефлексия

Притча.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Разработки различных заданий с использованием программы "НotPotatoes"

 

http://edu.emissia.org/file.php/45/Blinova_I.V./Krossvor1.htm.htm

http://edu.emissia.org/file.php/45/Blinova_I.V./rebusy/rebysi.htm

http://edu.emissia.org/file.php/45/Blinova_I.V./test3.htm

http://edu.emissia.org/file.php/45/Blinova_I.V./test2.htm

Можно создавать анкеты, используя Coogl документы:

Анкета: "Мотивация обучающихся при изучении математики"

https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dHFlSTZwdGhxWWlta0gwQWdiNEd0X2c6MQ

 

Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.

Применяя  нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я добиваюсь активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Используя  все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет  удовольствие и восхищение от  таких  многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым  переводя образовательный процесс на  более высокий уровень!

Список используемой литературы:

1.Юдин В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие. Часть 1. Ярославль, ЯГПУ, 1997.

2.Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?/ Школьные технологии, №3, 1999.

 

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

 

4. Азевич А.И. Несколько компьютерных программ// Математика в школе. №10, 2002.

5. Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. Пятигорск, 2001. – 130 с.

 

6. Подлясный И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

7. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. Москва, «Школа-Пресс». 1994.

 

8. Христочевский С.А. Электронный учебник. ИТО-98, 1998.

9. Энциклопедия Интернет, СПб, 2002

10. http://festival.1september.ru/

11. http://www.mirrabot.com/

12. http://pedsovet.kob.ru/

13. http://pedsovet.org/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»