Блинова Ирина Владимировна
Учебно-методическое пособие по математике
«Интернет-технологии как инструмент развития интереса к математике.»
Все мы хорошо помним свой класс: темная
доска, осыпающийся мел и влажная тряпка,
учитель объясняет материал у доски…
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Не вызывает сомнения предположение о том, что в будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.
Образовательный процесс современной школы требует к себе особого внимания, применения новых педагогических технологий, особенно это стало заметно с появлением Интернета в школе. Учителя, совершенствуя свой профессионализм и наполняя методические копилки, все более испытывают потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением Интернет-технологий. Несмотря на то, что в педагогике разработаны и апробированы различные модели проведения урока с применением педагогических технологий, совершенных моделей на сегодняшний день нет.
Для начала рассмотрим понятие «технология». Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» techne– «искусство, мастерство»; logos– «слово, учение». В педагогической литературе встречаются понятия: образовательная технология, педагогическая технология, технология обучения.
В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.); как педагогическая система (В П.Беспалько, В.В.Гузеев и др.); как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.). Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности участников педагогического процесса.
Технология обучения– это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В.Сериков).
Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).
В.В. Юдин говорит о том, что «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений» [ 1]. Он же дает другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату» [ 2].
Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм оПедагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
С появлением возможности использования технических и информационных средств на уроках, учитель использует их для решения дидактических задач урока.
Дидактические средства предназначены для каждого субъекта обучения: учителя, ученика. Педагог использует необходимые дидактические средства для более эффективной реализации целей образования. Ученики используют доступные дидактические средства по индивидуальным потребностям.
До начала 90-х годов в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом.
Сейчас интернет – это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас интересует, обменяться мнениями с коллегами, с ведущими учеными в этой области, посоветоваться. Существует несколько технологий общения в интернете:
Чат— средство общения пользователей по сети в режиме реального времени.
Веб-фо́рум — класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум». Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.
Распространённое деление веб-форума: Разделы → темы → сообщения.
Обычно сообщения несут информацию «автор — тема — содержание — дата/время».
Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки.
Веб-сайт — в компьютерной сети объединённая под одним адресом совокупность документов частного лица или организации. По умолчанию подразумевается, что сайт располагается в сети Интернет. Все веб-сайты Интернета в совокупности составляют Всемирную паутину. Для прямого доступа клиентов к веб-сайтам на серверах был специально разработан протокол НТТР.
Электро́нная по́чта — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Основным отличием от прочих систем передачи сообщений является возможность отложенной доставки и развитая система взаимодействия между независимыми почтовыми серверами.
Положительная возможность современных Internet–технологий –возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн–лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.[3]
Еще одна возможность, которую можно использовать учителям и профессорам, − поощрение и развитие творческого потенциала обучающихся, публикации в Интернете лучших дипломов и курсовых работ, сочинений по учебному курсу, презентации, которые дадут возможность ученикам выполнять мини-исследования, помогут учителю формировать банк материалов по изучаемому курсу. Для реализации намеченных проектов от учащихся и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает:
- представление об устройстве компьютера, об основных клавишах, папках и программах в компьютере, об объеме информации, о типах файлах, о локальной сети, о гиперссылке и уметь перемещаться по ним;
- уметь сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска, флэш-устройства, читать и копировать файлы из доступных папок других компьютеров;
- уметь копировать и вставлять фрагменты текста, рисунки из одного файла в другой, вставлять колонтитулы со своими данными, редактировать информацию (текстовую, графическую);
- использовать в работе социальныесервисывсемирной паутины Интернет,входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию, размещать информацию в блогах, совместноередактированиедокументов, размещениефотографий, презентаций, реализации Вики-проектов (Википедия) и пр.: «Livejoumal» («живой журнал» или «блог»), «Wiki» («Вики»), «Netvibes» («Нетвибсы»), «Delicio» («Делишес»), «Flickr» («Фликр»), «Youtube» (Ютьюб»);
- использовать различного рода специальное программное обеспечение: программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo,Messenger), организации общения посетителей веб-сайта (форум, чат).
Дополнительно современный учитель должен владеть и следующими знаниями, умениями, навыками:
- уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.;
- уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными, диаграммы, гистограммы, напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.);
- создавать дидактические материалы в Word/Excel (контрольные, самостоятельные работы, тестовые задания), электронные презентации для урока;
- иметь навык самостоятельного знакомства с интерактивными программами.
- уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников;
- иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока.
Но не стоит забывать, что компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
И пока учитель не осознает необходимости изучения азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.
Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet–технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен курсовыми работами в масштабах одного вуза, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в Internet или на специальном СD не составляет особого труда.[3]
Руководя путешествием школьников по всемирной паутине, можно сделать интернет средством, открывающим дорогу в многообразный мир науки и культуры. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения учащегося:
· С помощью обучающихся программ ученик может моделировать реальные процессы.
· Интерес создается разнообразием и красочностью информации.
· Появляется возможность устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех.
· Раскрывается практическая значимость изучаемого материала, предоставляется возможность испробовать умственные силы.
· Программное обеспечение в целом создает общий игровой фон общения человека с машиной.
Виды программного обеспечения:
- энциклопедии на компакт-дисках,
- электронные учебники,
- презентации,
-интерактивные тесты,
-интернет.
- электронная интерактивная доска(Одно из последних современных цифровых устройств. Это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. ИД в совокупности с персональным компьютером дает новые возможности образовательному процессу. К компьютеру, а, следовательно, и к интерактивной доске, может быть подключено любое дополнительное цифровое оборудование: цифровой фотоаппарат или видеокамера (со всеми отображенными материалами можно работать прямо во время урока).
Разработка медиаурока: 5 класс, тема "Правильные и неправильные дроби".
Тема:«Правильные и неправильные дроби»
Тип урока:изучение и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока:мультимедиа-урок.
Цель:формирование знаний, умений и навыков по теме правильные и неправильные дроби.
Задачи:
- образовательные: познакомить с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь; научить читать правильные и неправильные дроби; показать эти дроби в сравнении с 1; формировать умения составлять и записывать дроби; решать задачи с использованием неправильных дробей;
- воспитательные: воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к одноклассникам; прилежания, активности, внимания;
- развивающие: развитие математического мышления и логической речи учащихся; умения делать выводы; высказывать свои чувства и мысли; расширять кругозор обучающихся.
Оборудование: проектор, экран для проектора, компьютер, тетрадь, учебник, школьные принадлежности: ручка, карандаш, ластик, линейка.
Структура урока:
№ |
Этап урока |
Содержание (цель) этапа |
Время (мин) |
1 |
Организационный момент |
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока |
2 |
2 |
Актуализация опорных знаний |
Устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний |
5 |
3 |
Изучение нового материала |
Формирование опорных знаний, формулировка правил, решение задач, анализ результатов |
15 |
4 |
Первичное закрепление знаний и умений |
Применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий стандартного уровня |
12 |
5 |
Подведение итогов урока |
Проверка знаний и понимания формулировок правил |
6 |
6 |
Домашнее задание |
Ознакомление учащихся с содержанием домашнего задания |
5 |
7 |
Рефлексия |
Притча |
- |
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня мы проведем урок, на котором вспомним, что мы знаем про обыкновенные дроби и познакомимся с некоторыми их видами.
Как же сделать так, чтобы изучаемый материал был не только понят, но и прочно усвоен? (слайд 1)
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». (слайд 2)
Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.
II. Актуализация опорных знаний.
Сравните дроби: (слайд 3, 4, 5)
1. С одинаковыми числителями
2. С одинаковыми знаменателями
«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе».(слайд 6)
Л. Толстой
III. Изучение нового материала
- Прочитайте дроби. 7/5, 2/3, 6/6, 5/10, 8/7
- Как вы понимаете дробь 6/6.
- Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
- Разбейте эти дроби на две группы.
Ребята разбивают данные дроби на все возможные группы, комментируя и записывая каждую группу. Затем учитель из предложенных групп обращает внимание детей на следующие две группы:
Первая группа: 7/5; 6/6; 8/7. Вторая группа: 2/3; 5/10.
- Что общего у дробей в первой группе? (числитель меньше знаменателя).
- Что общего у дробей во второй группе? (числитель больше знаменателя).
- Возьмем по одной дроби из каждой группы? (слайд 8)
По данному слайду учитель показывает и рассказывает сравнение дробей с неваляшкой.
Чтение правил(слайд 9).
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр.151 рис. 122 и ответьте на следующие вопросы:
1. На сколько частей разрезан пирог? (на 8 частей)
2. Какую часть пирога составляет один кусок? (1/8)
3. Какая часть пирога лежит на первой тарелке? (3/8)
4. Какая часть пирога лежит на второй тарелке? (8/8)
5. Чему равна дробь 8/8? (1) запись на доске:
Откройте учебник на стр.151 рис. 123 и ответьте на следующие вопросы:
Взяли ещё один такой же пирог и разрезали его тоже на 8 равных частей.
6. Сколько кусочков пирога лежит на этой тарелке (рис. б)? (11)
7. Какая часть пирога лежит на тарелке? (11/8)
Молодцы, ребята! А теперь посмотрим, как сравниваются правильные и неправильные дроби с 1.(слайд 10)
правильные дроби (меньше 1), в них числитель меньше знаменателя
неправильные дроби (больше или равна 1), в них числитель ≥ знаменателя.
Физкультминутка
Чтобы провести физминутку, надо посадить детей в удобное положение, расслабиться. Под веселую песенку К. Семеновой "Веселый хоровод", следя глазами за цветиком-семицветиком, делаем вращения, моргание глазами. На предпоследнем слайде успеть прочитать пожелание цветика-семицветика, на последнем – предупреждение.
IV. Первичное закрепление знаний и умений.
1.Дан ряд дробей. Какая из дробей лишняя? Почему? (слайд 11)
2.При каких значения х дробь 9/х - правильная, дробь х/6 - неправильная? (слайд 12).
3.Решите задачу: «Саша и Миша пошли на выставку кошек. Саша подсчитал, что всего кошек было 60. Миша подсчитал, что 20 кошек были полосатыми, 30 кошек были белыми, 10 кошек – черными.
Какую часть общего количества составляли кошки каждой расцветки?» (слайд 13)
3.Выполним ли план Незнайки? (слайд 14)
Незнайка решил начать новую жизнь и составил себе такой режим на сутки:
на чтение книг - 1/6 часть суток;
на совершение добрых дел - 3/8 суток;
на прием пищи - 1/9 суток;
на занятия спортом - 1/4 суток;
на сон – 8 часов. (Ответ: 4+9+2+6+8=29. Нет невыполним, так как в сутках 24 часа)
V. Итог урока
Выполните тест. (слайд 15) с последующей взаимопроверкой.
VI. Домашнее задание:п. 25 № 999, 1001, 1004(а) (слайд 16)
VII. Рефлексия
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма?
Разработки различных заданий с использованием программы "НotPotatoes"
http://edu.emissia.org/file.php/45/Blinova_I.V./Krossvor1.htm.htm
http://edu.emissia.org/file.php/45/Blinova_I.V./rebusy/rebysi.htm
http://edu.emissia.org/file.php/45/Blinova_I.V./test3.htm
http://edu.emissia.org/file.php/45/Blinova_I.V./test2.htm
Можно создавать анкеты, используя Coogl документы:
Анкета: "Мотивация обучающихся при изучении математики"
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dHFlSTZwdGhxWWlta0gwQWdiNEd0X2c6MQ
Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.
Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я добиваюсь активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.
Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!
Список используемой литературы:
1.Юдин В.В. Педагогическая технология: Учебное пособие. Часть 1. Ярославль, ЯГПУ, 1997.
2.Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?/ Школьные технологии, №3, 1999.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
4. Азевич А.И. Несколько компьютерных программ// Математика в школе. №10, 2002.
5. Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. Пятигорск, 2001. – 130 с.
6. Подлясный И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
7. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. Москва, «Школа-Пресс». 1994.
8. Христочевский С.А. Электронный учебник. ИТО-98, 1998.
9. Энциклопедия Интернет, СПб, 2002
10. http://festival.1september.ru/
13. http://pedsovet.org/