Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики и внеклассных мероприятиях
Голубкова Валентина Васильевна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 155 Санкт-Петербурга
В настоящее время практически все школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроках и внеклассных занятиях. Использование информационных технологий при обучении позволяет создать обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.
Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах: в обучающем; в режиме графической иллюстрации изучаемого материала; в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала; в режиме самообучения.
С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.
Не секрет, что создавать самостоятельно электронные образовательные ресурсы достаточно интересно, но данная работа требует от учителя затраты времени и конечно определенных умений. Последнее время учителю большую помощь оказывают в предоставлении ОЭР вновь и вновь создаваемые сайты. Растут требования к цифровым образовательным ресурсам, а именно современные цифровые образовательные ресурсы должны:
- соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
- ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
- обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
- предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
- обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
- содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
- превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
- полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
- обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;
- обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
- иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
- иметь удобный интерфейс.
ОЭР прекрасно справляются со своими задачами: помогают учителю при подготовке к уроку, при обмене результатами деятельности с другими учителями через интернет, оказывают помощь в проведении компьютерного тестирования, в оценивании знаний учащихся, помощь учащимся при подготовке домашних заданий.
Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.
Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.
Предлагаю в своей работе использовать следующую коллекцию электронных образовательных ресурсов:
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. http://povschola.edurm. ru
5. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
6. Архив учебных программ и презентаций
7. http://www.exponenta.ru
8.http://comp-science.hut.ru/
Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам. На сайте собраны дидактические и методические материалы, олимпиады по математике и информатике.
9.http://mschool.kubsu.ru/
10. http://virlib.eunnet.net/mif «МИФ».
Журнал по математике, информатике и физике для школьников. Адресован школьникам, студентам и их преподавателям.
11http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/books/books.php
Библиотека «Математическое просвещение». На сайте представлены PDF-версии брошюр из этой серии, начиная с 1-го выпуска (1999 год) по 32-ой выпуск (2005 год).
12.://mathem.h1.ru Математика on-line.
На данном сайте можно найти формулы по математике, геометрии, высшей математике и т.д. Также здесь есть справочная информация по математическим дисциплинам и интересные статьи. Планируется открытие раздела математических головоломок.
13.http://shevkin.ru/Математика.
Школа. Будущее. Ресурс посвящен всему, что связано со школой, с математикой в школе, с реформированием математического образования в России, с работой автора учебников, книг и пособий для учителей и учащихся, статей по методике преподавания математики учителя математики школы № 679 г. Москвы кандидата педагогических наук Шевкина Александра Владимировича.
14. http://www.mccme.ru/mmmf-lectures/books/books/books.php
Библиотека «Математическое просвещение». На сайте представлены PDF-версии брошюр из этой серии, начиная с 1-го выпуска (1999 год) по 32-ой выпуск (2005 год).
15.http://mathem.h1.ru Математика on-line.
На данном сайте можно найти формулы по математике, геометрии, высшей математике и т.д. Также здесь есть справочная информация по математическим дисциплинам и интересные статьи. Планируется открытие раздела математических головоломок.
16.http://shevkin.ru/Математика.
Школа. Будущее. Ресурс посвящен всему, что связано со школой, с математикой в школе, с реформированием математического образования в России, с работой автора учебников, книг и пособий для учителей и учащихся, статей по методике преподавания математики учителя математики школы № 679 г. Москвы кандидата педагогических наук Шевкина Александра Владимировича. На сайте можно узнать самые последние и новости из мира школьного образования, школьной математики, узнать о выходе новых учебников, книг, статей, почитать статьи — опубликованные и еще не опубликованные «на бумаге».
17.http://ilib.mccme.ru/plm/
Популярные лекции по математике. Серия «Популярные лекции по математике» была настольной для школьников и их учителей в течение десятилетий. Издание серии было прекращено в начале 90-х годов. На этом сайте представлены все 62 выпущенные в этой серии книги с возможностью чтения оn-line, а также скачивания в форматах TIFF и DjVu.
18.http://allmath.ru/
Вся математика в одном месте. Математический портал, на котором можно найти любой материал по математическим дисциплинам. Разделы: высшая математика, прикладная математика, школьная математика, олимпиадная математика.
19.http://www.logpres.narod.ru/
Ресурс полезен прежде всего учителям. Он поможет понять, как можно использовать современные информационные технологии во время проведения занятий по математике. На сайте есть конкретные примеры проведения подобных уроков.
21.http://www.math.ru Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
22.http://school-collection.edu.ru/collection/matematika Московский центр непрерывного математического образования
23.http://www.mccme.ru Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
24.http://www.bymath.net Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
25. http://mat.1september.ru
26.http://zadachi.mccme.ru Интернет-проект «Задачи»
27.http://edu.of.ru/computermath Математика в «Открытом колледже»
28.http://www mathematics.ru Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
29.http://www mathtest.ru Математика в школе: консультационный центр
30.http://school.msu.ru Математика. Школа. Будущее. Сайт учителя математики А.В. Шевкина
31.http://www shevkin.ru Математические этюды: SD-графика, анимация и визуализация математических сюжетов
32.http://www.etudes.ru Математическое образование: прошлое и настоящее. Интернет-библиотека по методике преподавания математики
33.http://www mathedu.ru Международные конференции «Математика. Компьютер. Образование
34. http://www.mce.suНаучно-образовательный сайт EqWorld — Мир математических уравнений
35.http://eqworld.ipmnet.ru Научно-популярный физико-математический журнал «Квант»
36. http://wwwkvant.info http://kvant.mccme.ru Образовательный математический сайт Exponenta.ru
37.http://www.exponenta.ru Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте
38.http://www.allmath.ru Прикладная математике: справочник математических формул, примеры и задачи с решениями
40.http://www.kidmath.ru Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
41.http://www.bashmakov.ruОлимпиады и конкурсы по математике для школьников Всероссийская олимпиада школьников по математике
42.http://math.rusolymp.ru Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
43.http://tasks.ceemat.ru Занимательная математика — Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников
44.http://www.math-on-line.com Математические олимпиады для школьников
45.http://www.olimpiada.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи
46.http://wwwzaba.ru Международный математический конкурс «Кенгуру»
47.www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
48.www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
49.. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
50. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
51. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
52. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Перечень электронных образовательных ресурсов
• Математика. 5-11 классы. Учебное электронное издание. 1 CD
• Математика. 5-11 классы. Практикум. Учебное электронное издание. 2
• Первая наука человечества в/ф на DVD. 5-11 кл.
• Интерактивная математика 5-9 кл.
• ЭСО «Математика. Базовые умения и навыки».
• ЭСО «Тестовые задачи».
• 1:С «Математический конструктор 4,5».(1,2 части)
• 1:С «Школа. Математика 5 – 11 класс».
• 1С: Образовательная коллекция. Математика. Измерения.
• 1С: Образовательная коллекция. Математика. Хитрые задачки.
• Учебное электронное издание Математика 5 – 11классы. «Новые возможности для усвоения курса математики». Издательство «Дрофа».
• Математика: учебное электронное издание: новые возможности для усвоения курса математики-М: ООО «Дрофа» ,ДОС, 2004г
• Математика. Часть 1. Репетитор. ФИРМА «1с». 2002Г.
• Математика. Практикум 5-11 классы. Новые возможности для усвоения курса математики. Учебное электронное издание. ДОС, 2004, Дрофа, 2004.
• Математика. Практикум 5-11 классы. 2 диска (CD-ROM). Выполнено на платформе «1С: Образование 3.0». МинОбр РФ, ГУ РЦ ЭМТО. 2004,1С, 2004
Используемая литература:
http://imteacher.ru/blogs/kustareva-marina/perechen-yelektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-po-matematike.html