Чиркова Валентина Васильевна, Почетный работник общего образования Российской Федерации,
учитель математики ГБООУ СШИ №68 г. Павловска
Немаловажную роль на развитие познавательной активизации учащихся на уроках математики отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игра еще и дисциплинирует детей.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» обучением. Дидактические игры, не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Данная форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности. Игровые приемы, использующие программный материал, особенности учащихся средних классов, вызывают у них активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения.
Игровую форму занятий можно использовать на разных этапах урока. Так, например, в 8 классе для усвоения теоремы «Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника» учитель предлагает игру «Диалог».Она направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему и создает проблемную ситуацию. Класс делится на команды, которые стараются решить эту проблему. Но им иногда недостаточно имеющихся знаний. По правилам игры каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов, чтобы извлечь из его ответов максимум информации. Учитель, как бы, не желает выдавать нужную информацию, а ученики умело поставленными вопросами вынуждают его к этому. И если в этом диалоге при минимуме числе вопросов у учеников наступает «озарение», то учитель выполнил задачу по развитию творческого мышления учащихся. В данном примере игра носит обучающий характер. Школьники приобретают новые знания.
Игру «Математический поединок»можно использовать в 7 классе в процессе усвоения и закрепления формул сокращенного умножения. Основой игры является соревнование между командами (или рядами) при ответах на проблемные вопросы, решении практических заданий и доказательстве математических формул, предложенных учителем. При оценке учитывается правильность и скорость выполнения заданий. Идея состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнований команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности.
После изучения темы «Формулы сокращенного умножения» можно предложить игру «Смотри не ошибись!». Соревнование проводится опять между рядами (или командами). Задания проецируются на экран, а представители команд по очереди выполняют их на скорость на доске. (Пример одного из вариантов:
1. 2 –b2= (a -)(a+)
2. 2– 372=(47 - )(+ 37)
3. (a + )2= 2 + 2b + b2и т.д.)
Дидактические игры в 5 – 9 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами, которые весьма просты и рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Борьба за цифру», «Таблицу знаю», «Знаю алгоритм решения уравнения» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в космос», «Поход на байдарках», «Экскурсия в зоопарк». Или с соревнованиями: «Кто скорее, кто вернее?», «Хоккей», «Телефон», «Лыжный кросс», «Покорение вершины Х». Например, игру «Лыжный кросс» можно применить в 5 классе при изучении темы «Совместные действия на сложение и вычитание десятичных дробей», а в 6 классе при изучении темы «Совместные действия с обыкновенными дробями».
В 8 – 9 классах актуальна игра «Очная ставка», которая заключается в том, чтобы команды (ряды) без слов «показали» заданные понятия, которые будут расшифрованы другими командами (рядами). Кто-то что-то видел, кто-то что-то слышал – это обычное дело. А вот попробуйте установить истину, когда все молчат! Можно предложить следующие пантомимы:
- выпуклый многоугольник,
- арифметический квадратный корень,
- двойное неравенство,
-правильная дробь, и т.д.
Определение места дидактической игры в структуре урока во многом зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификаций. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие и обобщающие.
А) Обучающей будет игра, если учащиеся участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре.
Б) Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
В) Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования.
Литература:
1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики/ В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990.
2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания у школьников/ Б. Г. Ананьев. – М.: Бук-мастер, 2003.
3. Журнал «Математика в школе» № 5, 2010.