Подготовка учащихся к итоговой аттестации по математике с применением информационно-коммуникационных технологий
Родинкова Людмила Борисовна, учитель математики, ГБОУ СОШ №270 Санкт-Петербурга
В современном мире развивающихся цифровых технологий педагогу в значительной степени важна ориентация на развитие у учащегося познавательной самостоятельности. Старыми педагогическими методами решить такую задачу не представляется возможным и потому учитель должен повышать уровень и качество знаний ученика, прибегая к новейшим методикам и используя новейшие информационные технологии.
Одним из важнейших предметов общеобразовательной школы является математика – предмет сложный и не каждому ученику доступный. Однако, экзамен по этому предмету в формате ЕГЭ обязан сдать каждый выпускник, а ВУЗы предъявляют высокие требования к математической подготовке абитуриентов. Подготовка учеников к аттестационным испытаниям – приоритетная задача педагога, которая достигается и во время школьного урока, и во время внеурочных занятий, на элективных курсах, факультативных и консультационных занятиях.
В целях усиления подготовки учитель может и должен задействовать компьютерные ресурсы во-первых потому, что дети относятся к компьютерам с интересом; во-вторых потому, что такая методика помогает вызывать положительную мотивацию к итоговой аттестации; в-третьих, усиливает процесс обучения, делает его динамичным и наглядным. Информационные технологии делают границы школьной математики расширенными и информационно наполненными, позволяют при помощи многочисленных программ выполнять построения, рисовать графики, приводить полную доказательную базу теорем и аксиом, раскрывать многомерность фигур в пространстве и т.д. При таком методе преподавания математики появляется возможность делать наглядные иллюстрации ко многим математическим понятиям, заменяя сухие формулы яркими виртуальными образами, и каждый ученик имеет возможность оптимально сочетать в обучении практическую и аналитическую деятельность. Эффективен также и такой метод контроля, как тестирование – имея в резерве тестовые программы, учитель может точно и быстро контролировать уровень знаний учащихся, закрепить пройденный материал, напомнить основные правила и положения предмета.
Процесс обучения учащихся с применением компьютеров облегчает сбор и анализ результатов, упрощает отчётность, позволяет сохранить многие данные в печатном варианте или размещение их в Интернете.
Информационная база Интернета поистине неисчерпаема, создано много сайтов, которые удовлетворят самый изысканный математический вкус, и помочь разобраться в предлагаемых пособиях и материалах должен ребёнку педагог. Электронные образовательные ресурсы сокращают рутинную работу преподавателя, освобождая время для занятий с одарёнными учениками, или для помощи отстающим. У педагога появляется возможность подходить к обучению каждого учащегося индивидуально, подбирая задания с учётом способностей каждого обучаемого.
Методики, математические энциклопедии, электронные справочники и пособия, новейшие учебники, предложенные Интернетом, способны не только развить интерес ученика к предмету, но и значительно повысить качество знаний, усилить и ускорить процесс усвоения материала, привить тягу к самостоятельному изучению сложнейшего материала, проявить свой творческий потенциал, заняться исследовательской деятельностью…
Обучающая роль Интернет-порталов в подготовке к аттестационным экзаменам не имеет цены. На сайте Института Педагогических Измерений можно найти тестовые и контрольные измерительные задания – КИМы. Здесь предложены и нормативные документы, и банк тестовых заданий, и демонстрационные материалы по ЕГЭ и ГИА, и методические рекомендации. Так же ученик получает реальную возможность ознакомиться с условиями заданий, входящих в предложенные тематические тесты, выполнить каждое и проверить результаты выполнения зачёта (www.fipi.ru).
Предлагается Интернетом и информационная поддержка ЕГЭ: http//www.ege.edu.ru: всё о процедуре проведения экзамена, советы методистов, психологов и многое другое.
Есть сайты, где собрано множество тестов и зачётных заданий для отработки учащимися навыков решения однотипных заданий по всем разделам школьной математики. Подготовленные материалы схожи по структуре с ЕГЭ, и тренинги на этих сайтах помогают поднять скорость восприятия материала учащимися. Такие сайты создают возможность дистанционного обучения математике и подготовить к прохождению итоговых испытаний (www.uztest.ru, www.reshuege.ruи т.д и т.п.)
Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность всесторонне подготовить ученика к аттестации, подсказать родителям направления внешкольной работы по материалу, усилить связь учитель – ученик и, наконец, помочь воспитать в несмышлёном подростке самостоятельную личность.