Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Математика для детей с легкой умственной отсталостью

Чеча Марина Сергеевна

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной задачей системы образования Российской Федерации. К категории детей с ОВЗ относятся и дети с умственной отсталостью. Они нуждаются в создании особых условий для получения ими качественного образования, т.к. их образовательные потребности отличаются. Правовое регулирование вопросов образования данной категории детей определяется Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является совокупностью обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
АООП разрабатывается на основе ФГОС, с учетом особенностей обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Основной функцией АООП является коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей с умственной отсталостью.
Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности детей с легкой УО (интеллектуальными нарушениями), они содержат материал, который помогает детям достичь уровня знаний и умений, необходимого для социальной адаптации. Ученики должны не только овладеть определенным объемом знаний, но и уметь применять их в процессе трудового обучения, а так же в быту.
Дети с умственной отсталостью требуют особого подхода в обучении. Для любого ребенка основой изучения любого нового материала является мотивация. Учебная мотивация у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень низкая, т.к.  интеллектуальные нарушения очень тормозят развитие познавательного интереса. Часто ребенок с УО, чтобы избежать непринятой для них ситуации учения, включают защиту, могут вести себя агрессивно, отказываться решать задание, перестают идти на контакт, иногда даже перестают посещать школу.
Почти все дети с умственной отсталостью испытывают трудности с концентрацией внимания, внимание таких учеников неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой отвлекаемости и истощаемости. Это, в свою очередь, препятствует решению сложных задач познавательного содержания и формированию устойчивых учебных действий. У детей большое затруднение вызывает  понимание условия задачи и удержание в памяти словестного задания, они часто путают причину и следствие, меняя их местами. Слабое внимание к речи учителя обычно сопровождается большим количеством неосмысленных движений.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
- развитие элементарных математических представлений  о форме, величине, количстве, времени и т.д.;
- знания о числах, мерах , геометрических фигурах и умения использовать их для описания окружающих предметов, явлений, а так же для оценки их количественных и пространственных отношений;
- навыки счета, измерения и оценки числовых данных и процессов;
- применение математических знаний и умений для решения жизненных и профессиональных задач;
- применение математических знаний в решении практических задач;
- корректировать недостатки познавательной деятельности  и личностных качеств детей с УО (интеллектуальными нарушениями);
- развитие представлений о собственных возможностях;
- овладение навыками адаптации;
- овладение социально-бытовыми умениями и использование этих умений  в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуре, истории;
- осознание себя гражданином России, формирование понятие Родина и чувства гордости  за свою Родину;
- способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем;
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- развитие этических чувств, таких как: сопереживание, отзывчивость, доброжелательность, понимание и т.д.;
- развитие эстетических ценностей и чувств;
-формирование установки на здоровый образ жизни;
- наличие мотивации к работе на результат;
- появление готовности к самостоятельной жизни.
Формирование базовых учебных действий подразумевает:
связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
подготовка ребенка к обучению и нахождению в среде его сверстников;
формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных базовых действий;
подготовка к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
формирование учебного поведения, которое подразумевает выполнение заданий в определенный промежуток времени, от начала и до конца;
умение, в соответствии с алгоритмом, переходить от одного действия к другому.
За период обучения в основной школе (5-9 классы) ученик с легкой умственной отсталостью должен получить следующие математические знания:
- о числах в пределах 1 000 000; обыкновенных и десятичных дробях; процентах; о геометрических фигурах, а так же научиться строить геометрические фигуры, используя чертежные инструменты;
- об основных величинах, мерах стоимости, длины, массы, расстоянии, времени и их соотношении;
- научиться выполнять четыре арифметических действия с целыми и дробными числами;
- решать простые и составные арифметические задачи.
Основные методы обучения детей с легкой умственной отсталостью:
Объяснительно – иллюстрированный, учитель использует карточный материал, а так же средства ИКТ ( видео, презентация, интерактивные математические игры)
Проблемной  ситуации, озвучивание проблемы и поиск путей ее решения
Частично-поисковый, когда дети, с помощью учителя, либо самостоятельно ищут путь решения задачи
Исследовательский, учитель только направляет, исследовательская функция ложится полностью на учеников
В первую очередь перед учителем стоит задача по формированию у детей познавательного интереса, положительного отношения к окружающему миру и окружающим ситуациям, а так же активной позиции школьника. Чтобы справиться с данными задачами, учитель должен:
- поддерживать доброжелательную атмосферу на уроке;
- создавать ситуацию успеха, чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от учебного процесса;
- снижать тревожность на уроке, полностью отказаться от упреков и наставлений, чтобы исключить страх ребенка на ошибку или неверный ответ;
- избегать монотонных действий на уроке, чаще менять вид деятельности, включать здоровьесберегающие технологии в каждый урок;
- использовать средства ИКТ, как способ более доступного объяснения материала. Включать как можно больше игр и интерактивных элементов в ходе урока.
            На уроках математики:
- развивается элементарное математическое мышление, формируются такие его формы, как: анализ, сравнение и обобщение;
- развивается речь ученика, обогащается его словарный запас (во-первых потому что он узнает новые термины, во-вторых ему приходится анализировать и комментировать решение задач);
- во время выполнения практических работ, корректируется моторика ученика.
           
Знания ученика будут более полными и качественными, если они приобретены не механически, путем заучивания, а являются результатом практической и умственной деятельности ребенка.
Одним из самых эффективных методов развития интереса к математике является дидактическая игра и прочие интерактивные способы взаимодействия. Необходимость в игре детей с умственной отсталостью можно и нужно использовать для учебных задач. т.к. для формирования навыков такие дети требуют многократного однотипного повторения, то игра поможет сделать процесс не таким скучным и разнообразить его.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Дидактические игры, созданные специально в учебных целях, способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в измененных условиях, в новой ситуации. Все это свидетельствует о большом коррекционном значении дидактических игр. На уроках математики дидактические игры с целью повышения интереса к обучению находят широкое применение при изучении любой темы. Создано большое количество игр, развивающих количественные, пространственные, временные представления и представления о размерах предметов. 
Интерактивная дидактическая игра – один из активных методов обучения, который характеризуется наличием игровой ситуации и интерактивностью. Интерактивность означает  взаимодействие. Цель любой интерактивной игры – преобразование информацию общего характера в конкретные знания.
Дидактическая игра позволяет развить самостоятельность и инициативу ученика, а так же приучает считаться с интересами одноклассников. В процессе игры легче приобретаются и усваиваются знания, навыки и умения.
Основные функции интерактивных дидактических игр: обучающие, контролирующие и обобщающие.
Значение дидактических игр трудно переоценить:
- повышение познавательного интереса учеников, особенно младших классов;
- яркий, эмоционально насыщенный урок;
- формируется умение работать в команде, считаться с чужим мнением и уситься высказывать свое;
- развивается внимание;
- появляется мотивация.
При выборе игры, необходимо руководствоваться следующими вопросами:

  1. Цель игры.
  2. Сложность игры.
  3. Вовлеченность в игру максимального количества учеников.
  4. Подведение итогов.

Так как игра обычно всегда требует физической активности, то будет идеальна в качестве физ.минутки.
Игра «Математический кроссворд»
Класс делится на две группы, с равными по успеваемости учениками.
Каждой команде предлагаются задания (решение примеров, задач и т.д.) ответом которого будет любое целое число. Ответ каждого задания команда меняет на  карточку, с соответствующим числом, которая содержит букву. Побеждает та команда, которая первая правильно соберет слово.
Подобную игру можно сделать как на 5-10 минут, в качестве разминки (если взять простые примеры), так и на большую часть урока, если значительно усложнить задания, тогда ученикам придется больше анализировать и работать в команде.  «Математический кроссворд» идеально подходит для систематизации и обобщения полученных знаний.
Математика организует и дисциплинирует учащихся. Формирует такие качества, как аккуратность, настойчивость и желание трудиться,  что очень важно для ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Знания, навыки и умения, которые приобретает ребенок в процессе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориетнировки в окружающей действительности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»