Гаджеты и дети. Влияние на успеваемость
Хомченкова Ирина Борисовна
Сейчас трудно себе представить школьника без телефона, смартфона или другого гаджета в кармане или рюкзаке. Конечно, а как же без этого! Ведь ребёнок всегда должен быть на связи с мамой! А если ему нужна будет помощь, к кому он обратится? Родителям гораздо спокойнее, если у ребёнка есть телефон. Да ведь он так мечтал об этом телефоне, старался, хорошо закончил год...У всех детей в классе есть, а наш будет белой вороной?Действительно, всё так. Родителям гораздо проще уговорить себя в том, что жизнь без гаджета уже невозможна. Но так ли безобидна эта вещь, как нам кажется?
Ещё совсем недавно в школьных коридорах на переменах можно было увидеть детей, читающих книги. Сейчас это уже почти за гранью фанта. Зато почти все, как один, стоят, уткнувшись в свои телефоны. Не бегают, не прыгают, не сплетничают, не доверяют друг другу свои важные детские секреты! Нет, они не читают там книги, не обольщайтесь. Чаще всего, они играют в какую-то новомодную игру. Общение, чтение, движение сведено к нулю. Звенит звонок на урок, но дети его не слышат, они увлечены игрой. С огромным трудом учителю удаётся переключить детей с компьютерной игры на учебный материал. Урок воспринимается как очередная помеха игре.
Но как может ребёнок быть на уроке внимательным и сосредоточенным, если на перемене он не отдохнул, не подвигался, даже не сходил в туалет. Ведь игра на компьютере или в телефоне требует большого эмоционального напряжения, сбрасывается оно чаще всего во время урока.
Это ещё полбеды. Ребёнка, который привык к постоянным ярким впечатлениям, доступным развлечениям, которые даёт гаджет, очень трудно увлечь материалом урока. Ведь учёба – это немалый труд, и только производя эту мыслительную работу, ребёнок может научиться, сделать учебный материал собственным достоянием, овладеть им в полном смысле слова.
Дети перестают читать, потому что гаджеты отучили их трудиться. При чтении мозг человека производит огромную работу. Буквы, обычные значки преобразовываются в образы, картины, действие. Читая, человек осуществлчет огромную творческую деятельность, он выступает как творец, создатель. Очень часто после прочтения книги поставленный по ней фильм нас разочаровывает, так как наше собственное представление было совсем другим. Но здесь встречаются два творца –наш внутренний и творец режиссёра фильма. К сожалению, наши дети в большинстве своём уже могут только воспринимать готовые образы, которые предоставляют им видеоигры и короткие ролики. Даже смотреть длинные серьёзные фильмы, где требуется внимание и сопереживание, многие современные дети тоже не способны.
Гаджеты не только создают образы вместо наших детей, они ещё и учатся вместо них! Чего стоят общеизвестные ГДЗ, где ребёнок может найти решение любой задачи! Доказано, что при восприятии нового материала мозг активизируется, если ребёнок знает, что в дальнейшем его ожидает самостоятельная работа по решению задач по теме. Наши дети знают, что их телефон (компьютер, умные часы и т.д.) могут найти решение любой задачи, поэтому познавательная активность изначально уже очень низкая. Обычная картина такова: дети приходят с решённым домашним заданием, но не могут решить аналогичные задачи на уроке, ведь дома они всё списали с ГДЗ, совершенно не заботясь о понимании решения.Конечно, к счастью, есть и другие примеры, но это уже скорее исключение, чем правило.
Есть ли какие-то плюсы в распространении гаджетов в детской среде? Да, ели это можно назвать плюсами. Освобождается время у мамы, которая приучила своего ребёнка к гаджету раньше, чем научила ходить. Спокойнее чувствуют себя учителя на перемене. Ведь дети не носятся, не падают, не толкаются, а неподвижно сидят в своих телефонах. Но этот плюс через пять минут обернётся минусом на уроке. Ребёнок может быстро найти любую информацию, ответ на любой вопрос. Но это тоже скорее минус, чем плюс. Ведь время постоянных «почему?» заканчивается обычно в возрасте четырёх лет, а затем ребёнок учится сам думать и находить ответы на вопросы. Гаджеты же последовательно проводят политику инфантилизации наших детей. Ученики даже в подростковом возрасте придерживаются модели поведения двух-трёхлетних почемучек, не умеющих мыслить самостоятельно.
Если подытожить всё вышесказанное, можно прийти к выводу, что плюсов практически нет, а минусов очень много, и они огромны Негативное влияние гаджетов на познавательную активность наших детей, на их развитие, на формирование модели поведения, на успеваемость трудно недооценить. Хочется надеяться, что понимание этого в обществе всё-таки наступит. Ведь понять проблему, увидеть её – это уже большой шаг к решению вопроса.