Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование опорного конспекта
на уроках математики

Тиханова Ольга Георгиевна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 313
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.
Шаталов. Запоминание через опорные сигналы.
Основой работы в классах является опора на конспекты по данной теме. Итогом работы с учащимися по данной теме является ответ опорного конспекта, который охватывает либо всю тему целиком, либо части темы.
Основой каждого блока является опорный конспект, при составлении которого руководствуюсь следующими принципами:
научное изложение вопроса, предполагающие максимальное использование математической символики;
краткость изложения, не теряющие логического построения теоретического материала;
яркая продуманная наглядность, предполагающая использование красочных рисунков, чертежей, схем, диаграмм, заимствованных не только из учебников и учебных пособий, но и подсказанных опытом;
один конспект имеет информацию по целой теме или части темы, если она слишком обширна;
выделение главного, основного цветом или шрифтом;
при составлении конспектов осуществляю логическую связь и последовательность перехода от данного конспекта к другому.
Опрос теории опорного конспекта выполняет учитель и любой ученик.
Уроки, на которых разбирается новая тема, я обычно строю так: кратко объясняю новый материал, делаю записи на доске, использую все средства наглядности, затем повторяю объяснения с применением опорных конспектов. Если в сигналах выделить какие-то записи цветными карандашами, то получится красочная картина, которая навсегда останется в памяти. Такие конспекты вреда детям не принесут, а останутся в памяти. Даже беглого взгляда на опорные конспекты достаточно, чтобы убедиться, насколько легче с их помощью систематизировать материал и обеспечить его запоминание.
В качестве примера опишу составление опорного конспекта к теме «Значение тригонометрических функций некоторых углов». Перед объяснением я изображаю в левой части доски прямоугольный треугольник АВС с углом величины α при вершине А. Катеты АС и ВС выделяю разными цветами. Под этим треугольником записываю отношения, которые равны sinα, cosα, tgα, ctgα в данном треугольнике, а затем вывожу и записываю формулы для вычисления sin(900-α), cos(900-α), tg(900-α), ctg(900-α). Затем изображаю еще два прямоугольных треугольника – с острыми углами по 450, по 300 и 600. Под каждым их них пишу вывод нужных формул. Так под равнобедренным треугольником (С=900) записываю следующее: АВ= .........sin450=........, cos450=......., tg450 =........
Для того чтобы превратить свои записи в опорный конспект, я просто …стираю все лишнее. Остается схема. В ней волнистой рамкой обведено место для записей, которые я делала на доске. Учащиеся могут восстановить их по учебнику.
Быстрое и четкое объяснение, повторение теории тут же по опорному конспекту, опережающее обучение, предъявление информации крупными блоками – все это используется в составлении опорных конспектов.
Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.
Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
Объедините сигналы в блоки.
Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
Выделите значимые элементы цветом.
Обучение составлению опорных конспектов состоит из трех этапов. На первом я предлагаю ученикам прочитать текст, найти его основные мысли и сформулировать их как можно короче.
На втором этапе выбираем слова, термины и т.д , из которых будет состоять наш опорный конспект. Далее выбираем главный термин (слово), который будет объединять все записи.
На третьем этапе из предложенных терминов, формул, правил, слов составляем схему.
Когда опорный конспект составлен, учимся отвечать по нему. Сначала я четко проговариваю ответ сама, не забывая водить указкой по конспекту и акцентировать на стрелках. Потом отвечает какой-либо ученик по желанию.
Пользование конспектами при изучении нового материала, для закрепления и систематизации знаний способствует прочному запоминанию и усвоению. Конспекты наиболее эффективны при подготовке к итоговым контрольным работам и экзаменам.
.При регулярном пользовании конспектами практически отсутствуют пробелы в теоретических знаниях, а это является важнейшим условием обучения математике.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»