Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактические игры как одна из форм организации
педагогической деятельности на уроке

Брюховцева Вера Николаевна
Работу, которую я подготовила и представила на педагогическом совете школы, «Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах.
            Немного о причинах появления данной работы. В 5-х классах я работала четыре раза и могу отметить следующие трудности, с которыми сталкивается учитель, работая в этих классах:
  1. переход из начальной школы в среднюю и в связи с этим смена учителей и увеличение умственной нагрузки на уроках;
  2. в 11-12 лет продуктивность учебной деятельности увеличивается, а качественные показатели зачастую ухудшаются по сравнению с предыдущим возрастом;
  3. трудности с расписанием и учебной нагрузкой;
  4. наличие уже к 5-6 классам учеников с теми или иными проблемами со здоровьем, что приводит к более низкому уровню их работоспособности.
Одной из форм педагогической деятельности на уроке, помогающей справится с этими трудностями, позволяющими заинтересовать и увлечь детей является дидактическая игра. Игровой мотив способствует созданию дополнительных условий для активизации деятельности обучающихся, повышают концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.
Для учеников 5-6 классов игровой мотив одинаково увлекателен для всех категорий обучающихся, как сильных, так и слабых. У сильных учеников большим успехом пользуются индивидуальные игры, соревнования за личное первенство. Слабые – охотнее участвуют в коллективных играх, в которых они совместно с другими могут добиться успеха. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, и это можно использовать как отправную точку для возникновения и развития интереса к математике.
Но игра на уроке не забава. Игра и игровые формы должны включаться учителем не для того, чтобы развлечь обучающихся, а чтобы возбудить в них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учеьным познавательным.
Дидактические игры по цели их применения ожно разделить на три вида:
  1. обучающие;
  2. тренировочные;
  3. контролирующие.
Отдельно можно выделить устный счет или разминку, проводимую в форме игры.
Одним из средств, позволяющих лучше усвоить математику, являются устные упражнения. Они помогают развить внимательность, память, речь, быстроту реакции обучающихся, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявить ошибки учеников.
Примером игр, проводимых в качестве устного счета, могут быть игры «Расшифруй запись», «Молчанка», «Эстафета». Постановка задачи в игре «Расшифруй запись» необычна. Она, наверняка, заинтересует ребят, и с первых минут урока заставит их активно включиться в урок. Игра «Эстафета» больше отвечает требованию участия всех детей в игре, чтобы каждый получил возможность проявить себя, ощутить внимание и поддержку класса. Это игра коллективная, привлекающая и слабых учеников, т.к. участвуя в ней они могут добиться успеха вместе со своей командой.
За фазой оптимальной работоспособности на уроке начинает развиваться утомление, ослабление внимания, снижение скорости работы. Такая игра как «Геометрическая зарядка» позволяет снять не только умственное, но и физическое утомление, сменить род деятельности, немного размяться.
Игра – разрядка в конце урока дает возможность на самых непродуктивных последних минутах еще раз вернуться к теме урока, повторить основные навыки и умения, полученные на уроке и закончить урок на яркой, запоминающейся ноте. Ученик должен уйти с урока не уставшим и не довольным, а веселым и заинтересованным.
Обучающей будет игра, если в ней ребята приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены их приобретать при подготовке к игре. Обучающие игры при объяснении нового материала могут использоваться так:
  1. В процессе игры создается проблемная ситуация, для разрешения которой, т.е. для окончания игры, учащиеся ощущают недостаток знаний. Примером такой игры может служить игра «Математический феномен».
  2. Учитель сразу ставит перед классом задачу, учащиеся пытаются решить ее практически, на основании полученных результатов делают выводы или высказывают гипотезы. Так происходит в игре «Бригадный подряд».
Обучающие игры способствуют созданию познавательного мотива у обучающихся, усиливают их внимание к содержанию нового материала.
В программе по математике 5-6 классов есть темы, для успешного усвоения которых требуется решать большое количество сложных заданий. Применение игр в таком случае позволяет превратить скучный урок в увлекательное соревнование. Примерок такой тренировочной игры может служить игра «Ножички».
Игра называется контролирующей, если для участия в ней достаточны уже имеющиеся у обучающихся знания. , ее дидактическая цель состоит в проверке ранее полученных знаний. Этим целям служит игра, которую можно назвать и контролирующей, и отнести ее  к устному счету – «Молчанка».
Условно можно выделить и воспитывающие игры. Так игра «Геометрическая зарядка» развивает внимание и координацию движений; «Ребусы» - логику мышления, «Лучший счетчик» - быстроту реакции.
В своей методической работе я разработала систему ддактических игр во взаимосвязи с учебным планом 5-6 классов по математике так, чтобы на каждые 5-6 уроков приходилась одна игра.
 
Приложение:
 
«Эстафета»
Тема: чтение и запись натуральных чисел.
Цель: Закрепить и проверить навыки каждого ученика в чтении натуральных чисел.
Оборудование: нет.
Правила: Класс делится на три команды ( по рядам). Для каждой команды готовит отдельное задание.
I команда.
Прочитать числа:
405 000, 5 432 000 000, 200 015 002 005, 70 600 060, 7 005 035, 43 003 085 000.
Общее количество чисел должно быть не меньше количества учеников, сидящих на одном ряду. Поочередно участники одной команды читают числа до первой ошибки. После чего к своему заданию приступает другая команда. Побеждает команда, прочитавшая правильно большее количество чисел.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»