Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование устных вычислительных навыков
на уроках математики в 5-6 классах

Крупкина Екатерина Валерьевна
 
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
волю, воспитывает настойчивость и упорство
в достижении цели
 А. Маркушевич
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. При изучении данного предмета от обучающихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Период обучения в 5-6 классах сильно сказывается на учебе, учащиеся быстро теряют интерес к учебе, тем более к самому предмету – математике. Именно урок должен быть основной формой организации математического обучения.
Гибкость ума является предметом гордости людей, а способность быстрого устного счёта вызывает откровенное удивление. В наш век высоких технологий и повседневного использования компьютера умение правильно и быстро производить вычисление в уме вызывает у учеников трудности. Современные школьники не хотят прилагать усилия для счета в уме, а многие их них просто не умеют считать устно. Поэтому данная тема весьма актуальна.
Опыт работы позволяет заключить, что для успешного формирования вычислительных умений необходимо на каждом уроке уделять 7-10 минут для упражнений устного счета, так как данные упражнения способствуют логическому мышлению, наблюдательности, сообразительности, развивают творческие качества ученика. Для устных вычислений необходимо подбирать задания со сравнительно небольшими числами, чтобы учащиеся яснее представляли себе данный вид задания. Так же несложные, но емкие задания ставят перед учащимися задачу подбирать приемы вычислений, удобные для конкретного случая. Это и в дальнейшем помогает оперировать различными способами вычислений, совершенствовать их под себя, заменять менее рациональные способы на более удобные. Это важное условие при формировании вычислительных умений. Кроме того устный счет облегчает письменные вычисления, это для нас важно.
 Устный счет полезен не только в 5 и 6 классах, а на протяжении всего школьного курса. Это позволяет активизировать и направить работу детей в нужное русло, а так же повторить ранее пройденный материал, что полезно для учащихся.
С целью выработки вычислительной культуры обучающихся, а также для
оптимизации обучения математике  рекомендуется применять следующие методы: стимулирование и мотивация учения, репродуктивные, продуктивные;  формы – индивидуальную, фронтальную, групповую.
Выбор способов организации вычислительной деятельности ориентирован на
развивающий характер работы, предпочтение отдается обучающим заданиям.
Задания должны  характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, их жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Прививая любовь к устным вычислениям, учитель помогает ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждает у них стремление   совершенствовать способы вычислений и решения задач.
Вычисления активизируют память учащихся, внимание, стремление к
рациональной организации деятельности, оказывающие существенное влияние на развитие личности обучающихся. В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности обучающихся: мышление, речь, моторика. Устные вычислительные навыки помогают человеку в учебе, в быту, в профессиональной деятельности.
Немаловажным является то, что с внедрением обязательных ЕГЭ и ОГЭ по математике, возникает необходимость научить учеников старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. Так как на экзамене пользоваться калькулятором запрещено, выпускнику необходимо точно и быстро оценивать результат вычислений, затратив при этом минимум времени и сил, чтобы выполнению более трудных заданий уделить больше внимания, делать их спокойно. Поэтому уже в 5– 6 классах необходимо начать подготовку школьников к возможности выполнения некоторых заданий устно. Именно в эти годы обучения закладываются основные приемы устных вычислений.
Разработана целая  система упражнений по формированию устных вычислительных навыков для учащихся данных классов. Система упражнений включает в себя различные виды заданий: примеры, уравнения, цепочки, кроссворды, таблицы.
Опираясь на то, что новые стандарты образования требуют, чтобы тему урока учащиеся озвучивали сами, а учитель лишь наводил их на правильные формулировки, рекомендованы соответствующие устные задания. Также ФГОС ставит перед учителем задачу – использовать в своей деятельности материально-технические и информационные оснащения образовательного процесса. Поэтому следует использовать презентации для организации устного счета.
Большое количество учащихся не владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
- низкий уровень мыслительной деятельности;
- отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
- отсутствие надлежащего контроля за учебной деятельностью при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
- неразвитое внимание и память учащихся;
-недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и  контроля за овладением данных навыков в период обучения.
На уроках математики используются следующие приемы, направленные на преодоление причин возникновения ошибок: 1) игры, игровые моменты и занимательные задачи; 2) тесты «Проверь себя сам»; 3) математические диктанты; 4) исследовательские работы; 5) творческие задания и конкурсы.
Часть приемов может применяться при работе со всем классом, часть, направленная на развитие внимания, памяти и мышления, может подбираться для группы учеников по результатам тестирования.
В своей работе учителя придерживаются  определенных принципов.  Необходимо создать такую ситуацию - ситуацию «успеха», при которой каждый ученик смог бы почувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Ведь одна из задач учителя заключается не в доказательстве незнания или слабого знания ученика, а во вселении веры в ребенка, что он может учиться лучше, что у него получается. Нужно помочь ребенку поверить в собственные силы, мотивировать его на учебу.
В целях выполнения этой задачи на уроках математики часто используются игры. Еще известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Еще Л. С. Выготский отмечал, что игра сама по себе - «источник развития и создает зону ближайшего развития».
Изучив многие подходы к обучению навыку считать устно, можно выделить 3 основных составляющих данного навыка: 
1. Способности. Способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно. Предрасположенность к математике и логическому мышлению.
2. Алгоритмы. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.
3. Тренировка и опыт, значение, которых для любого навыка никто не отменял. Постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнения позволят вам улучшить скорость и качество устного счета.
Организация устных упражнений всегда была и остаётся “узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную “вычислительную нагрузку”, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – действительно весьма трудная задача.
Помочь в разрешении этой проблемы помогают, как показывает опыт обучения школьников наборы упражнений – тренажёры. Они предназначены как для работы в классе на уроке, так и для самостоятельной работы дома. Задания-тренажёры позволяют предложить ученику выполнить большой объём вычислений за небольшое время.
Таким образом, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки, формируется “числовая зоркость”, но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. В результате такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать, овладевает различными приёмами самопроверки, значительно лучше ориентируется в числовых множествах. Таблицы-тренажёры рассчитаны на многократное использование.
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В устном счёте развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
Насыщение уроков разнообразными, интересными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит прежде всего научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи. Более того, благодаря самооценке, ученики лучше узнают свой потенциал. Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов.
Список литературы:
1.Бугулов Е.А. Приёмы быстрого счёта. Пособие для учителя. – Орджоникидзе, Северо –осетинское книжное издательство, 1964.
2.Коликов А.Ф Изобретательность в вычислениях. – М.: Дрофа,2003.
3.Перельман Я.И. Быстрый счёт. Тридцать простых приёмов устного счёта. – Ленинград, 1941.
4. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19.
5. Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2
6. Ситников. Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2003. -№2.
7. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»