Технологическая карта урока для 6 класса
Прямая и обратная пропорциональная зависимости
Милющина Ирина Викторовна
Цели и задачи урока: |
Главная дидактическая цель: дать понятие прямой и обратной зависимости величин, научить записывать отношения соответствующих значений величин при прямой и обратной пропорциональной зависимости; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Создать условия для формирования УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Тип урока |
урок получения и первичное закрепление новых знаний |
Планируемые результаты: |
Предметные: учащиеся научатся определять зависимость величин, записывать отношения соответствующих значений величин при прямой и обратной пропорциональной зависимости, научатся решать задачи. Личностные: учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы, осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентируются на успех в учебной деятельности, применять полученные знания в реальной жизни. Метапредметные: регулятивные – учащиеся умеют оценивать правильность выполнения действия, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение; познавательные - учащиеся умеют произвольно строить речевое высказывание, выдвигать гипотезы, делать выводы; коммуникативные - учащиеся могут контролировать и оценивать свои действия, выражать свои мысли, слушать и понимать других. |
Методы и формы обучения |
метод проблемного изложения; фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная работа. |
Новые понятия: | Прямая и обратная пропорциональные зависимости величин. |
Оборудование: | учебник «Математика, 6 класс» Н.Я.Виленкин,С.И.Шварцбурд,А.С.Чесноков,М., «Мнемозина» компьютер, проектор, интерактивная доска у каждого учащегося: учебник, тетрадь. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время | ||||||||||
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности | Приветствие, мобилизация внимания детей. Постановка проблемы, определение темы, цели урока. |
Включаются в деловой ритм урока, определяют тему и цель урока |
Личностные: самоопределение, доброжелательность Регулятивные: оценка |
4 мин | ||||||||||
2. Мотивационно- целевой | 1.Проводит беседу о том, что изучали на предыдущем уроке, 2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера. |
1. Принимают информацию. 2. отвечают на вопросы 3. Приводят примеры 4. Делятся мнениями на поставленную проблему |
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные: формулировать информационный запрос Регулятивные: определять цели учебной деятельности | 6 мин | ||||||||||
3. Актуализация знаний | 1. Учитель проводит устную работу: 1) Прочитайте пропорции: 0,5:7=0,1:14; 12:3=72:18; 38:1,9=2:0,1. Дайте определение пропорции. Проверьте, верны ли они, используя основное свойство пропорции. Сформулируйте свойство. 2) Составьте верную пропорцию из отношений чисел О,8:4; 0,04:0,02; 0,06:0,3 1,2:0,6 3) Решить пропорцию: 1 вар. х:6=4:12 2 вар. 3,5:х=0,8:2,4 |
|
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласование общего решения Познавательные: применение знаний для решения задач Личностные: осознание ответственности |
8 мин | ||||||||||
4. Изложение нового материала - 5 мин | Объяснение нового материала. В окружающей нас действительности встречаются взаимозависимые величины. Например, количество сшитых платьев зависит от количества имеющегося материала: из 12м ткани выйдет 4 платья, а из 18м-6 таких платьев. Составим таблицу. Что необходимо вначале узнать? (Сколько метров надо для 1 платья. 12:4=3(м))
Какую зависимость вы заметили? Рассмотрим другой пример. На уборке улицы от снега работает одна снегоуборочная машина и убирает свой участок за 6 часов. Если на уборку выйдет ещё одна машина с такой же производительностью, то уборка закончится быстрее? Как вы думаете, во сколько раз? А если три машины? Вывод? Величины, с которыми мы сейчас работали, называются прямо и обратно пропорциональными. Рассмотрим задачу №1 из учебника стр. 128. Дает учащимся задание; Определить какой зависимость является зависимость стоимости товара от количества? (цена) Приводит примеры зависимостей, которые не являются ни прямой, ни обратной |
-Записывают тему, -слушают объяснение - отвечают на вопросы -записывают в тетрадь то, что говорит учитель. -приводят примеры -заполняют таблицу -делают выводы -отвечают на вопросы к таблице Чем больше материала, тем больше платьев. Отвечают на вопросы. -чем больше машин, тем меньше времени уборка. Делают вывод об обратно пропорциональной зависимости количества машин и времени уборки. |
Регулятивные: фиксация информации. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, |
7 мин | ||||||||||
5. Первичное закрепление | Выдвигает перед учащимися проблему в виде задачи. На покупку яблок из семейного бюджета выделили некоторую сумму. В магазине по цене 50руб. можно купить 3 кг. Сколько можно купить яблок на рынке по цене 30 руб. Определите зависимость величин. Закрепление понятия: №788 (а-ж) устно. Проверяет понятие материала учащимися. |
-выполняют задания в тетрадях, один у доски с проговариванием. Отвечают на вопросы. |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, рефлексия способов действий Коммуникативные: выражение своих мыслей, Регулятивные: фиксация информации. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, |
8 мин | ||||||||||
6. Решение задания. | Дает алгоритм.
1) Условие: Легковая машина проходит 240 км за 4 часа Вопрос: Какое расстояние проедет машина за 8 часов, если скорость будет та же? 2) Условие: Легковая машина проходит некоторое расстояние со скоростью 60 км/ч за 4 часа. Вопрос: За какое время пройдёт это расстояние машина, если увеличит скорость до 120 км/ч? |
-Решают типовые задания на закрепления алгоритма Решение: Км Ч 240 4 Х 8 Х= 240*8:4 Х=480 Ответ: 480 км Решение: 60 км/ч ----------- 4 120км/ч ------------Х Х= 60*4:120 Х=2 Ответ: за 2 часа |
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения, Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласование общего решения Познавательные поиск и отбор проблема выбора эффективного способа решения, установления аналогий подведения под понятие, применение знаний для решения задач Личностные: осознание ответственности |
8 мин | ||||||||||
7.Информация о домашнем задании | П.22, №789-791 | --Записывают домашнее задание | 1 мин | |||||||||||
8.Рефлексия |
1.Рефлексия деятельности (Предлагает охарактеризовать) Дать качественную оценку работы всех и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми 2. Выставляем баллы |
1. Проводят характеристику урока 2. Цели урока достигнуты 3. Задачи решены |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация |
2 мин. |
v
Технологическая карта урока
Автор: Милющина Ирина Викторовна
Тема урока, класс: Прямая и обратная пропорциональная зависимости, 6 класс _________________________________________________________________________________
Цели и задачи урока: |
Главная дидактическая цель: дать понятие прямой и обратной зависимости величин, научить записывать отношения соответствующих значений величин при прямой и обратной пропорциональной зависимости; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Создать условия для формирования УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Тип урока |
урок получения и первичное закрепление новых знаний |
Планируемые результаты: |
Предметные: учащиеся научатся определять зависимость величин, записывать отношения соответствующих значений величин при прямой и обратной пропорциональной зависимости, научатся решать задачи. Личностные: учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы, осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентируются на успех в учебной деятельности, применять полученные знания в реальной жизни. Метапредметные: регулятивные – учащиеся умеют оценивать правильность выполнения действия, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение; познавательные - учащиеся умеют произвольно строить речевое высказывание, выдвигать гипотезы, делать выводы; коммуникативные - учащиеся могут контролировать и оценивать свои действия, выражать свои мысли, слушать и понимать других. |
Методы и формы обучения |
метод проблемного изложения; фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная работа. |
Новые понятия: | Прямая и обратная пропорциональные зависимости величин. |
Оборудование: | учебник «Математика, 6 класс» Н.Я.Виленкин,С.И.Шварцбурд,А.С.Чесноков,М., «Мнемозина» компьютер, проектор, интерактивная доска у каждого учащегося: учебник, тетрадь. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время | ||||||||||
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности | Приветствие, мобилизация внимания детей. Постановка проблемы, определение темы, цели урока. |
Включаются в деловой ритм урока, определяют тему и цель урока |
Личностные: самоопределение, доброжелательность Регулятивные: оценка |
4 мин | ||||||||||
2. Мотивационно- целевой | 1.Проводит беседу о том, что изучали на предыдущем уроке, 2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера. |
1. Принимают информацию. 2. отвечают на вопросы 3. Приводят примеры 4. Делятся мнениями на поставленную проблему |
Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные: формулировать информационный запрос Регулятивные: определять цели учебной деятельности | 6 мин | ||||||||||
3. Актуализация знаний | 1. Учитель проводит устную работу: 1) Прочитайте пропорции: 0,5:7=0,1:14; 12:3=72:18; 38:1,9=2:0,1. Дайте определение пропорции. Проверьте, верны ли они, используя основное свойство пропорции. Сформулируйте свойство. 2) Составьте верную пропорцию из отношений чисел О,8:4; 0,04:0,02; 0,06:0,3 1,2:0,6 3) Решить пропорцию: 1 вар. х:6=4:12 2 вар. 3,5:х=0,8:2,4 |
|
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласование общего решения Познавательные: применение знаний для решения задач Личностные: осознание ответственности |
8 мин | ||||||||||
4. Изложение нового материала - 5 мин | Объяснение нового материала. В окружающей нас действительности встречаются взаимозависимые величины. Например, количество сшитых платьев зависит от количества имеющегося материала: из 12м ткани выйдет 4 платья, а из 18м-6 таких платьев. Составим таблицу. Что необходимо вначале узнать? (Сколько метров надо для 1 платья. 12:4=3(м))
Какую зависимость вы заметили? Рассмотрим другой пример. На уборке улицы от снега работает одна снегоуборочная машина и убирает свой участок за 6 часов. Если на уборку выйдет ещё одна машина с такой же производительностью, то уборка закончится быстрее? Как вы думаете, во сколько раз? А если три машины? Вывод? Величины, с которыми мы сейчас работали, называются прямо и обратно пропорциональными. Рассмотрим задачу №1 из учебника стр. 128. Дает учащимся задание; Определить какой зависимость является зависимость стоимости товара от количества? (цена) Приводит примеры зависимостей, которые не являются ни прямой, ни обратной |
-Записывают тему, -слушают объяснение - отвечают на вопросы -записывают в тетрадь то, что говорит учитель. -приводят примеры -заполняют таблицу -делают выводы -отвечают на вопросы к таблице Чем больше материала, тем больше платьев. Отвечают на вопросы. -чем больше машин, тем меньше времени уборка. Делают вывод об обратно пропорциональной зависимости количества машин и времени уборки. |
Регулятивные: фиксация информации. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, |
7 мин | ||||||||||
5. Первичное закрепление | Выдвигает перед учащимися проблему в виде задачи. На покупку яблок из семейного бюджета выделили некоторую сумму. В магазине по цене 50руб. можно купить 3 кг. Сколько можно купить яблок на рынке по цене 30 руб. Определите зависимость величин. Закрепление понятия: №788 (а-ж) устно. Проверяет понятие материала учащимися. |
-выполняют задания в тетрадях, один у доски с проговариванием. Отвечают на вопросы. |
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, рефлексия способов действий Коммуникативные: выражение своих мыслей, Регулятивные: фиксация информации. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, |
8 мин | ||||||||||
6. Решение задания. | Дает алгоритм.
1) Условие: Легковая машина проходит 240 км за 4 часа Вопрос: Какое расстояние проедет машина за 8 часов, если скорость будет та же? 2) Условие: Легковая машина проходит некоторое расстояние со скоростью 60 км/ч за 4 часа. Вопрос: За какое время пройдёт это расстояние машина, если увеличит скорость до 120 км/ч? |
-Решают типовые задания на закрепления алгоритма Решение: Км Ч 240 4 Х 8 Х= 240*8:4 Х=480 Ответ: 480 км Решение: 60 км/ч ----------- 4 120км/ч ------------Х Х= 60*4:120 Х=2 Ответ: за 2 часа |
Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения, Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и согласование общего решения Познавательные поиск и отбор проблема выбора эффективного способа решения, установления аналогий подведения под понятие, применение знаний для решения задач Личностные: осознание ответственности |
8 мин | ||||||||||
7.Информация о домашнем задании | П.22, №789-791 | --Записывают домашнее задание | 1 мин | |||||||||||
8.Рефлексия |
1.Рефлексия деятельности (Предлагает охарактеризовать) Дать качественную оценку работы всех и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми 2. Выставляем баллы |
1. Проводят характеристику урока 2. Цели урока достигнуты 3. Задачи решены |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация |
2 мин. |