Математический интернет кружок «Школа Математики и Волшебства»
Яковлева Виктория Павловна
Программа математического интернет кружка направлена на развитие познавательной активности обучающихся посредством формирования у обучающихся элементов учебно-исследовательских умений. Программа рассчитана на обучающихся 5 – 6 классов.Название кружка: «Школа Математики и Волшебства».
Основной целью кружка является развитие познавательной активности обучающихся посредством формирования у них следующих элементов учебно-исследовательских умений: находить взаимосвязи между имеющимися данными, осуществлять целенаправленный перебор, выдвигать гипотезы, проводить правдоподобные рассуждения, приводить контрпримеры, выявлять все случаи в рассматриваемой ситуации. Помимо этого, на занятиях математического кружка будут расширяться, углубляться, систематизироваться знания школьников по темам: сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, признаки делимости, наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное, простые числа, задачи на движение.
Данная цель реализуется через создание школы «Математики и Волшебства», основателями которой являются три волшебника: Волшебница Гипотеза, Волшебник Софизм, Волшебник Комбинаторик. В процессе занятий учащимся предлагают стать учениками школы «Математики и Волшебства» и учат разгадывать секреты волшебства. На первом занятии кружка ребята убедятся, волшебство – это умелое применение знаний. Кружок рассчитан на 14 занятий, один час в две недели (примерное время проведение сентябрь – май). На последнем занятии учащимся выдается диплом «Волшебника натурального числа».
Формы и методы работы. Основные формы и методами организации работы: проведение вебинаров с обучающимися, просмотр видео программ, выполнение практических он-лайн работ.
Использование игровых моментов на занятиях кружка делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмет, тем самым способствуя развитию активной познавательной позиции у обучающихся.
Содержание программы математического кружка придает дополнительную практическую значимость школьной программе, способствует расширению и углублению теоретических знаний.
Набор задач для занятий представлен с избытком, учитель может сокращать объем материала внутри темы занятия по своему усмотрению.
Содержание
Занятие №1 «Волшебство и его разоблачение».
Софизм «5=6». Математические фокусы: угадывание задуманного числа, «Моментальное сложение».
Занятие №2 «Путешествие в историю чисел».
История развития математики. Арабская и римская нумерация, запись числа в арабской и римской нумерации. Счеты.
Занятие № 3 «Натуральные числа».
Натуральный ряд чисел и его свойства. Решение задач на поиск взаимосвязей между имеющимися данными, на поиск математических закономерностей, на нахождение наибольшего и наименьшего натурального числа среди нескольких чисел. Комбинаторные задачи.
Занятие №4 «Сложение и вычитание натуральных чисел».
Вычисление суммы и разности последовательностей натуральных чисел. Сравнение сумм чисел без вычислений. Решение задач на поиск взаимосвязей между имеющимися данными, на поиск математических закономерностей. Фокус «Замечательная память».
Занятие № 5 «Умножение и деление натуральных чисел».
Задачи на поиск закономерностей. Переместительный и распределительный закон. Магические квадраты. Решение задач методом обратного хода. Математический фокус «Вычеркнутая цифра». Правило нахождения последней цифры результата без вычислений примера. Задачи на деление с остатком.
Занятие № 6 « Исследование таблицы умножения».
Поиск числовых закономерностей в таблицы умножения. Секреты умножения на пальцах (на число 9).
Занятие № 7 «Решение задач на движение».
Составление краткой записи условия задачи, чтение задачи по краткой записи; решение задач с недостающими данными и избыточным условием.
Занятие № 8 Игра «Танграм».
Знакомство с математической игрой танграм. Составление из фигур танграма различных силуэтов.
Занятие № 9 «Признаки делимости».
Использование признаков делимости при решении задач и доказательстве утверждений, самоконтроле результатов вычислений. Вывод о практической значимости признаков делимости. Математическая игра «Не собьюсь», фокусы, основанные на признаках делимости. Изучение признака делимости чисел на 11. Самостоятельная формулировка признаков делимости на 18, 20, 45. Проверка сформулированных признаков делимости на 27, 6, , 12, 15 и 24. Задачи с ошибками.
Занятие №10 «Простые числа. Решето Эратосфена».
Знакомство учащихся с работами александрийского ученого Эратосфена (276 год до н. э.—194 год до н. э.). Изучение алгоритма нахождения простых чисел. Математический фокус.
Занятие №11 «НОД и НОК».
Алгоритм нахождения НОД и НОК (алгоритм Евклида). Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
Занятие №12 «Задачник Комбинаторика».
Урок посвящен решению задач: учащимся предлагается задачник, составленный волшебником Комбинаториком. Необычными в уроке являются сюжеты задач: они отражают связь с жизнью, достижениями страны, науки, техники, исторические факты и данные, позволяют установить межпредметные связи. Решение задач основывается на знаниях учащихся, полученных ими на уроках по теме: «Простые и составные числа», кратные числа, НОК и НОД, требуют от учащихся смекалки и сообразительности.
Занятие № 13 «Игры со спичками».
Математическая игра со спичками. Задачи на перекладывание спичек.
Занятие № 14 Заключительная игра «Математическое кафе».
Задачи на обоснование или опровержение математического утверждения, задачи на поиск ошибок, на поиск математических закономерностей. Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего натурального числа среди нескольких чисел.
Формы и методы контроля. На занятии будет осуществляться текущий контроль, по итогам всех занятий ставится зачет, и выдается диплом.
Ожидаемые результаты
В ходе освоения программы математических занятий интерет–кружка «Школа Математики и Волшебства» в 5-6-ом классе ожидаются следующие результаты.
Повышение познавательной активности обучающихся надомного обучения посредством овладения ими следующими элементами учебно-исследовательских умений: находить взаимосвязи между имеющимися данными, осуществлять целенаправленный перебор, выдвигать гипотезы, проводить правдоподобные рассуждения и приводить контрпримеры, выявлять все случаи в рассмотренной ситуации.Повышение уровня усвоения материала основного курса в результате углубления и систематизации знаний.
В помощь учителю приводится список литературы.
- Депман И.Я. , Виленкин Н.Я.За страницами учебника математики/ Пособие для учащихся 5-6 классов, М., «Просвещение», 1999г.
- Интернет сайт http://www.alleng.ru/edu/math1.htm
- Ким Е.А. Внеклассная работа по математике. 5 класс. Волгоград: ИТД «Корифей».-96 с.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка). Издание 2-е, испр. и доп. - М.: МЦНМО, 2004. - 165 с.
- Смыкалова Е.В. Сборник задач по математики для учащихся 5 класса/ С-Пб,СМИО Пресс. 2006.
- Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике/ С-Пб,СМИО Пресс. 2006.
- Чеснов А.С. , Шварцбурд С.И. и др. Внеклассная работа по математики в 4-5 классах, М., «Просвещение», 1974.