Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Личностно-ориентированный подход на уроках
математики в условиях реализации ФГОС

Майорова Татьяна Евгеньевна,
учитель математики ГБОУ школа № 570
Невского района Санкт-Петербурга 
В настоящее время личностно-ориентированный подход в обучении активно завоёвывает школьное образовательное пространство. И это во многом стало возможным благодаря различным преобразованиям в России за последнее десятилетие: смена ценностных ориентаций, гуманизация и демократизация общества. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому и требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты, потому что современная жизнь ставит перед человеком высокую планку: качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любой среде.
Сейчас во главу угла ставится образованная, свободная и развитая личность, способная жить в условиях постоянно меняющегося мира. И одной из главных целей нового ФГОС стало раскрытие личности ребёнка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды. Считается, что школа сможет дать ребенку необходимый уровень знаний и умений. Но как воспитать такую личность? Во многом – благодаря личностно-ориентированному подходу к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности обучающегося, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности обучения.
Цель личностно-ориентированного обучения – признание в каждом обучающемся  индивидуальности. Такое обучение строится на создании системы психолого- педагогических условий, позволяющих в одном классном коллективе работать с ориентацией не на “среднего” обучающегося, а с каждым в отдельности, с учетом его особых индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Но как же работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым обучающимся отдельно? Какой должна быть деятельность учителя? Как включить в работу всех обучающихся, независимо от их уровня подготовки? С этими вопросами рано или поздно сталкивался  каждый творчески работающий учитель.
Для достижения намеченной цели личностно-ориентированного обучения следует придерживаться решения следующих задач:
  1. Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка;
  2. Создать атмосферу заинтересованности каждого обучающегося при коллективной работе;
  3. Стимулировать обучающихся к высказываниям без боязни допустить ошибку;
  4. Использовать в ходе урока дидактический наглядный материал, позволяющий обучающемуся выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  5. Поощрять стремление обучающегося находить свой вид деятельности, анализировать способы работы других обучающихся в ходе урока;
  6. Создать ситуацию общения на уроке, позволяющую каждому обучающемуся проявлять инициативу и самостоятельность в способах работы;
  7. Создать обстановку для естественного самовыражения каждого обучающегося.
 
При личностно-ориентированном подходе в обучении мною особенно учитываются следующие образовательные аспекты:
 
1. Мотивация деятельности обучающихся
Обучающиеся должны понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих  вопросов и выполнения специальных заданий обучающиеся самостоятельно могут сформулировать цель и задачи урока. При помощи вопроса учителя «Чему мы должны сегодня научиться на уроке?» мы сможем понять, включён ли обучающийся в учебную деятельность и получает ли он определенные мотивы для её выполнения.
2. Создание проблемной ситуации
Интерес к изучаемому предмету может быть вызван неожиданным вопросом, ведь на уроке обучающийся не является слушателем, он – исследователь, мыслитель, фантазёр. Ситуация познавательного затруднения,  возникающая тогда, когда обучающийся понимает задачу, пытается её решить или объяснить, но чувствует недостаточность имеющихся у него знаний, вызывает желание найти объяснение непонятному факту, создаёт мотивы к учебной деятельности. Чувство новизны и удивления должно стать источником желания для самостоятельной работы обучающихся.
Учитель может сам поставить проблему и указать пути её решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят сами обучающиеся, а затем ищут пути её решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления.
3. Дидактический материал
Принцип наглядности – один самых известных принципов обучения, использующийся ещё с древних времен. Применение наглядности на уроках математики  напрямую связано с развитием сенсорных способностей обучающихся. Развитию творческого видения мира способствует также использование на уроках условных графических изображений: наглядных образов, алгоритмов, таблиц и схем. Современный школьник, работая с учебной информацией, отдаёт предпочтение легко обозримым схемам, таблицам, графикам – тому, что облегчает память, делает доступной любую информацию.
В процессе работы с такими наглядными материалами и пособиями воспитывается культура умственного труда школьников, осваиваются способы индуктивного и дедуктивного мышления, мыслительные операции сравнения и сопоставления.
Для каждого урока учитель должен подбирать дидактические материалы в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами обучающихся. Особого внимания требуют также обучающиеся, которым с трудом даётся обучение математике  – это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием. Терпение учителя, более простые задания  – ключ к успеху в обучении таких обучающихся.
В оценке знаний учитель отказывается от оценки личности ученика «плохой» или  «хороший». Надо понимать, что объектом педагогической деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения является не сам ученик, а те условия, которые необходимо создать учителю в процессе обучения. Таким образом, содержание и организация образовательного процесса должны быть ориентированы, прежде всего, на личностное развитие обучающихся.
 
4. Домашняя работа
Особое внимание в условиях личностно-ориентированного подхода на уроках  математики стоит уделять домашним заданиям. Домашняя работа должна быть чётко дозированной и разноуровневой. Домашнее задание должно предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер. При личностно-ориентированном обучении обучающимся предоставляется право выбора – они сами выбирают наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме.
 
5. Подведение итогов урока
Как правило, в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как поработали, – каждый обучающийся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы всего классного коллектива, увлекательность и важность выбранных форм работы. Обучающиеся могут высказываться одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал(а)…
– Я выполнял(а) такие задания, как…
– Мне было интересно…
– У меня возникли трудности с…
– Я понял(а), что…
Подобные вопросы способствуют формированию у обучающихся критического мышления – умения осмысливать и контролировать свою деятельность.
По своему опыту работы считаю, что на уроках математики в системе обучения с личностно-ориентированным подходом преобладающими формами работы обучающихся являются:
1. Групповая
2. Парная
3. Индивидуальная
            В условиях групповой и парной работы школьники учатся оперировать материалом, приобретают навыки взаимопроверки, совершенствуют умения совместной деятельности, воспитывают коллективистские свойства личности. 
В школьном образовании личностно-ориентированный подход предполагает сознательную ориентацию учителя на личность обучающегося. Назначение личностно-ориентированного подхода в образовании состоит в том, чтобы содействовать становлению личности ребёнка: его особой индивидуальности, духовности, творческого начала. Обучить чему-то человека – это значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. И речь здесь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств и способностей, которые уже заложены в нём с рождения. В основе личностно-ориентированного обучения лежит признание индивидуальности каждого обучающегося, его развитие не как члена коллектива, но как индивида, наделенного своим неповторимым особым опытом.
            Обучить можно любого человека. А вот учиться ради качественного образования каждый должен путём самоорганизации на основе своих интересов и устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»