Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока для 5 класса

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

Бугаева Марина Владиславовна,
ГБОУ СОШ № 62 Санкт-Петербурга
Тип урока: урок открытия новых знаний
 УМК: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2013

 
Цели  урока                                                                                                                   
Образовательные:
  • Формировать навыки умножения десятичных дробей на натуральные  числа.
  • Совершенствовать умения при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.
  • Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе,  создание положительной мотивации.
Формировать УУД:
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;работать по  коллективно составленному плану;оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты урока
Предметные:  знать правило умножения десятичных дробей на натуральные числа; уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.
Метапредметные
Регулятивные УУД.  Уметь:
  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану;
  •  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД.  Уметь: оформлять свои мысли в устной форме;  слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им 
Познавательные УУД.   Уметь:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Личностные УУД.  Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Педагогические  технологии:

по источникам знаний: словесные, наглядные;

по степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока.
 Доска, мультимедиа проектор, компьютер,  презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»,  карточки,  рабочая тетрадь.
Опорные понятия, термины:  натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.
Новые понятия и связи между ними. Произведение  десятичной дроби на натуральное число
Контроль, самоконтроль на уроке
Формы работы :фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная  работа, взаимопроверка, работа в парах.
 
Этап урока Деятельность и действия учителя Деятельность и действия учеников Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия
Мотивация к учебной деятельности.
Цель:создание усло-вий для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность

 
Здравствуйте, ребята!  Поприветствуем друг-друга, улыбнулись, пожелаем  удачи на уроке. Садитесь.  
Создает положительный настрой на продуктивную работу.
Девиз нашего урока:  
«Три пути ведут к знаниям:
Путь размышлений- самый благородный,
Путь подражания- самый легкий,
Путь опыта- самый горький
(Конфуций) СЛАЙД
А значит, нам предстоит путем размышлений, может даже подражая чему-либо, на собственном опыте добывать новые знания. В конце урока вы мне скажете, где было размышление, опыт, подражание- помогли ли они вам получить новые знания.
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
 
 

 
Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.
 
Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

 
Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 
Готовность учащихся к обучению.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения.
Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения
1) На слайде 10,3;  71;   321;  10;  3,21;  0,897;  897;   68,5;   0,05;   109 .
Разбейте их на 2 группы
I - натуральные числа;
II – десятичные дроби.
(Презентация.  Слайды 2 и 3) Организация повторения правил сложения и вычитания десятичных дробей.
- Ребята, а давайте с вами вспомним всё, что мы знаем о десятичных дробях. 
- Какие действия мы с вами умеем выполнять с десятичными дробями? Какие правила вы знаете об этом?
- Давайте выполним некоторые вычисления.
2) Давайте проверим, правильно ли вы выполнили эти действия?(Презентация.  Слайд  4). Проверить ответы, слайд 5, поставить оценку.
 
3)Практические задачи Слайды 6-10
-Найти периметр квадрата со стороной 8 дм
Сколько рублей нужно заплатить за 25 мороженых , если  одно мороженое стоит  12,65 руб.
-Даны квадраты со стороной 1,42 см.  Найти периметр этого квадрата.
1.Как найти периметр квадрата?
2.Какие величины используются в этой задаче?
3.Какое выражение можно составить для решения этой задачи?
   Р=1,42+1,42+1,42+1,42                    Р  =  1,42 *  4
4.Сможем мы найти значение этого выражения?
5.Каких знаний нам не хватает?
Сформулируйте пожалуйста тему урока
1) I - натуральные числа:
71;   321;  10;  897;   109 .
II – десятичные дроби.
10,3;  3,21;  0,897;   68,5;   0,05
 
 
 
 
 
 
2) 0,02+1=
5,25 -5,06=
3,1+2,01=
7,9-3,5=
4,8+5,2=
10 -6,7=
5,43+0,07=
9 -0,9=
2,8 +0,5=
0,7 +0,3=
 
 
 
 
 
Проверяют по слайду ответы и оценивают себя.
 
 
 
 
Решают задачу 2 способами.
 
 
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы
 
Решая практические задачи, выявляют место затруднения, устанавливают причину затруднения.
 
 
 
 
 
Сформулируют тему урока и ставят перед собой  цели
Беседа в ходе фронтальной работы.
Постановка задачи.
Регулятивные УУД - -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Познавательные УУД
-Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 
Уметь анализировать данные.
Уметь выполнять арифметические действия.
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать постановку цели урока; создать условия  совместного плана действий: определить средства достижения цели.
 
Слайд 11
  • Запишите в тетрадь  дату и тему урока.
 
  • Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?
 
  • Умножение десятичных дробей на натуральные числа
  • В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.
  • Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.
 
Беседа в ходе фронтальной работы.
Наблюдение, проблемная
ситуация.
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .

 
 
Уметь сформулировать тему и цель
4.Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект в соответсвии с планом.

 
Детей разделить на 2 группы     (перед уроком  дети вытягивают квадратики двух цветов - красного  и синего)  Даётся задание обеим группам: найти периметр квадрата,  предварительно  измерив  его сторону:  1 группа -синий квадрат - 1,42 см;  2 группа  - красный квадрат  - 2,6 см.
Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске.
А как по-другому можно было найти тот же периметр?
Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте)
1,42 · 4 = 568;                             
2,6 · 4 = 104.
Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.
(Презентация  Слайд 10)
Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей на натуральные числа. Слайд 11
 
А теперь возвращаемся к первоначальной задаче и решаем её.  
 Сколько рублей нужно заплатить за 25 мороженых? Слайд 12.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Найти сумму длин сторон.
В тетрадях: 1,42 + 1,42 + 1,42+1,42 = 5,68 (см);    
2,6 + 2,6 + 2,6 + 2,6 =10,4 (см)
 
 
 

 
  • Умножить длину стороны квадрата на 4
 
 
 
 
В тетрадях:
 1,42 · 4 = 568;                              
2,6 · 4 = 104.

 
  • Отличаются только запятой.
Учащиеся замечают, что они перемножили натуральные числа, а потом в ответе поставили запятую, причем запятая поставлена так ,что количество знаков после запятой в произведении совпало с количеством знаков после запятой в десятичной дроби..
- формулируют правило сами.
Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
 
 
 
Наблюдение, проблемная
ситуация
работа с текстом
(сравнение).
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию
Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
 

 
 
Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.

 
5.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи)
Цель: закрепить новые знания в речи; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

 
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.
1)Поставьте запятую в ответе. (Презентация  Слайд  13)
Задание выполняется в тетради  проверяя и проговаривая  устно .
(Презентация  Слайд  14)
Решить практические задачи  с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях Слайд 17. 

 
Выполняют задание самостоятельно в тетради:  самопроверка, проговаривая  устно цепочкой.
2) Решают пратические задачи с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях
 

 
Самостоятельная
работа, рефлексия.
Самоконтроль.
Регулятивные УУД:
 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять работу по предложенному плану.
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
на Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке.
Уметь выполнять умножение десятичных дробей натуральные числа.
6. Релаксация (физминутка).
Цель: создать условия для снятия утомления.
Выполнение упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Презентация  Слайды 15,16)       Снять утомление.
7. Самостоятельная работа по вариантам. Самопроверка по эталону
Цель: создать условия
для выполнения учащимися самостоятельной работы на новые знания; организовать работу над ошибками.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Слайды18,19.
 
(Презентация Слайд 9)
Поиск затруднений, исправление ошибок.
Организация самопроверки по эталону.
Выявление места и причины затруднений, организация  работы над ошибками.

 
Выполняют самостоятельную работу.
Затем работа в парах. Обмениваются   тетрадями, проверяют решение по эталону  слайда 3.
Называют с помощью учителя место своего затруднения,  исправляют ошибки.

 
Самостоятельная
работа, рефлексия, работа в группах,
взаимоконтроль.
Регулятивные УУД :
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.
7. Включение в систему знаний и умений
Цель: закрепить новые знания

 
Решить №1306;1308 по учебнику
 
Решают №1306;1308 Самостоятельная
работа, рефлексия.
Самоконтроль
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.
8. Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учебной деятельности
. Организуеся рефлексия.
Какую цель вы поставили в начале урока?
Вы достигли цели урока?
- Что вы использовали для достижения цели?
Что интересного вы заметили при умножении   десятичных дробей на натуральное число?
Проанализируйте результат своей работы.

 
Отвечают на вопросы учителя.
 
Беседа в ходе фронтальной работы.
Фиксирование нового содержания.
Рефлексия.

 
Регулятивные УУД :
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД
Способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности .
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Анализ конкретных результатов обучения:
  • какие получены достижения;
  • что было удачным на уроке, а что менее удачным;
  • объяснение причины своих неудач.
 
9. Информация о домашнем задании Цель: обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
 

 
Домашнее  задание: прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа      стр. 204,  ответить  на вопросы  стр. 205;
№ 1330;1331
Творческое задание: придумать оригинальную задачу.

 
Учащиеся получают домашнее задание, записывают в дневник. Беседа в ходе фронтальной работы.
 
  Придумывают  задание в соответствии с уровнем развития.
 
 
   
Карточка самооценивания.
Самостоятельная работа.
І_вариант
1) Выполните :
а) 3,5 × 18 = 
б) 2,07 × 37 =
в) 0,486 × 15 = 
г) (12,34 – 3,56) × 14
ІІ _вариант
1) Выполните :
а) 4,5 × 16 = 
б) 4,07 × 28 =
в) 0,315 × 18 = 
г) (8,34 + 12,46) × 21  
Ф. И. ____________________________________
 
Задание Оценка
Устная работа  
Практическая задача  
Поставить запятые в произведениях  
Решение примеров  
Самостоятельная работа  
Итого: ваша оценка за урок  

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»