Использование ИКТ технологий на уроках математики
Качанова Ольга Владимировна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 585
Кировского района Санкт Петербурга
Аннотация.учитель математики ГБОУ СОШ № 585
Кировского района Санкт Петербурга
Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования. Данная работа включает в себя теоретические аспекты и практические модели применения ИКТ на уроках математики.
Пояснительная записка.
Утверждение и внедрение в деятельность общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) определили необходимость разработки каждым образовательным учреждением основной образовательной программы своей школы, а каждым педагогом – поиска таких методов и средств обучения, которые позволят более качественно подойти к формированию личности учащихся. [1]
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования.
В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся компетенций самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности. [2]
Педагогическая наука разрабатывает и имеет достаточно широкий опыт инновационных методик, внедрение которых ведет к значительному повышению качества обучения. В частности, для формирования необходимых результатов можно использовать информационно-коммуникативные технологии.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. [7]
Если внедрить средства информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения математики, то формирование математической компетентности учащихся будет более успешным (эффективным, качественным), что это приведет к совершенствованию обучения учащихся.
Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума содержания, это стандарты, в которых предъявлены требования к результатам: предметным, метапредметным и личностным. [1]
Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
- овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [5]
Цель использования ИКТ на уроке: формирование компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке и во внеурочное время; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Задачи учителя математики, использующего ИКТ:
- обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;
- формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
- подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- научатся применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;
- овладеют общими универсальными приемами информационной и алгоритмической культуры;
- овладеют основными навыками и умениями использования компьютерных устройств.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человек, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. [3]
Информационно-коммуникативные технологии могут применяться на уроках:
- при изучении нового материала
- при закреплении изученного материала
- при повторении
- при подготовке к итоговой аттестации
- для контроля знаний.[4]
Компьютерные презентации – это современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания самого урока, от цели и задач, которые ставится на уроке.
При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При решении устных упражнений презентация даёт возможность учащимся оперативно выполнять задания. На этом этапе при создании презентации можно использовать технологические приёмы описанные ниже.
Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока.
Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе MicrosoftOfficePowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и многое другое.
При создании презентаций к урокам применяю следующие технологические приёмы:
- Анимированные пазлы;
- Калькулятор;
- Озвучивание презентаций с помощью программы «Audacity»;
- Тесты на основе шаблона Комаровского;
- И др.
3. Использование тестов
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании использую как бумажные, так и электронные варианты. Для контроля знаний на уроке мною используются специально составленные мультимедийные презентации - тесты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Тесты удобно использовать при компьютерном тестировании в разных форматах: фронтальная и индивидуальная работа, разноуровневая работа.
В своей работе я применяю сайт http://uztest.ru/ , на котором создала свой личный кабинет. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям. Не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организована отработка навыков с помощью системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример. Кроме этого ведется Интернет-журнал оценок учащихся: выставляются оценки учащихся в журнал на сайте – значит информация всегда доступна ученику, его родителям. Этот сайт очень удобен при подготовке к итоговой аттестации. Кроме этого тесты можно создавать при помощи шаблона Комаровского.
4. Применение ИКТ во внеурочное время
Эффективная и популярная форма работы с учащимися – дистанционные олимпиады международного и всероссийских уровней, позволяет ребенку проявить свои способности, повысить интерес к изучению предмета.
- Международный чемпионат математических и логических игр;
- Международная олимпиада по основам наук;
- Всероссийский конкурс «Ребус»;
- Всероссийский конкурс «Олимпус».
- Всероссийский конкурс «Кенгуру».
- Проект «Видеоуроки»
- Проект «Инфоурок»
- http://uztest.ru/
- http://fipi.ru/ (открытый банк заданий)
- http://www.alexlarin.net/
- http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98677687
- http://www.zavuch.info/
- http://nsportal.ru/
- http://1september.ru/
- http://shkolurok.ucoz.net/
- http://mediaurok.ucoz.net/
- http://easyen.ru/
Внедрение ИКТ в образовательный процесс развивает познавательный интерес учащихся к изучению математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения. Использование ИКТ создает комфортную обстановку на уроке, формирует общие универсальные приемы информационной и алгоритмической культуры.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем , что, в итоге, ведет к повышению качества образования. Немаловажным теперь является и то, что пополнение портфолио учителя должно стать процессом непрерывным. А участие в дистанционных МК позволяет совершенствовать свои навыки в создании различных ресурсов и пополнять портфолио педагога и обучающихся.
Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Все это способствовало повышению уровня математической подготовки. Целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием компьютерных технологий очевидна.
Используемая литература
1. Масюкова Н.Г., Пикалова О.Н.«Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК».Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.
http://projects.staviro.ru/attachments/
2. Мусатаева И.С. «Методика разработки и использования средств информационно-коммуникационных технологий для формирования геометрической компетентности учащихся основной школы».http://referatwork.ru Рефераты
3. Сенаторова Л.Г.«Формирование математической компетентности учащихся средствами ИКТ».http://nsportal.ru/.../formirovanie-matematicheskoi-kompetentnosti-uchash...
http://bsoschool.narod.ru/materials/pfikt.htm
4. Кардач А.А.«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики».referats.allbest.ru/pedagogics/8700250472.html
5. ФГОС общее образование.http://standart.edu.ru
6. Г.К. Селевко. Педагогические технологии
7. В.П. Тузова. «Использование ИКТ на уроках математики»