Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Технологическая карта урока

Ромб, его свойства, признаки

Гайдукова Ирина Николаевна
учитель математики ГБОУ гимназия № 205
Фрунзенского районаСанкт-Петербурга 
Тип урока Урок общеметодологической направленности
Цели
деятельности
педагога
Создать условия:
•  для формирования способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов;
•  понимания и построения обучающимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации;
•  воспитания информационной культуры
Образовательные источники
и ресурсы
· Мультимедийная презентация.
· Приложение
  • Zoom
Методы и формы обучения Методы: устного контроля и самоконтроля (фронтальный и индивидуальный опрос); стимулирования интереса к обучению (создание познавательно-игровых моментов, эмоционально-позитивных ситуаций); организации и осуществления учебной деятельности (по способу передачи информации – наглядный и словесный; по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично-поисковый; по степени управления учебной работой – под руководством учителя и самостоятельная работа).
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся:
– систематизировать и структурировать знания по теме «Ромб, его свойства, признаки»;
– применять полученные знания для решения задач практического характера;
– осознавать значение геометрии для повседневной жизни
Познавательные:
– уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
– уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
– уметь проводить анализ, строить логические цепи рассуждений, моделировать ситуации;
– уметь самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты.
Коммуникативные:
– владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
– уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Регулятивные:
– уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности;
– самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность
– Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями;
– уметь вести диалог с учителем, одноклассниками, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
       
 
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Универсальные учебные
 действия
Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку Приветствие  
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Подготовка класса к работе.
– По преданию, при входе в школу, созданную древнегреческим философом, учеником Сократа, учителем Аристотеля, Платоном, было написано: «Не знающий геометрии, да не войдёт в Академию».
– Как вы думаете, почему?
– Действительно, уже в древности люди особо выделяли геометрию среди других наук (философии, астрономии, естествознания и др.), понимая её важную роль в жизни. Замечательно по этому поводу высказался советский математик Александр Данилович Александров: «Окружающий нас мир – это мир геометрии».
– Сегодняшний урок мы посвятим одной из геометрических фигур. Чтобы понять, какой именно, послушайте историю возникновения названия этой фигуры.
– По одной из версий, название фигуры происходит от древнегреческого слова «бубен». Если сейчас бубны в основном делают круглой формы, то раньше их делали как раз в форме той фигуры, название которой вам надо определить. Такое же название имеет одна из карточной масти. Это происходит ещё с тех времён, когда бубны не были круглыми. Название фигуры впервые было употреблено Героном и Паппа Александрийским.
– О какой геометрической фигуре идёт речь?
– Что вы уже знаете о ромбе?
– Посмотрите, как много информации о ромбе хранится в вашей памяти. Значит, это важная и нужная информация!
Настрой на работу.
 
 
 
 
Высказывают свои предположения.
 
 
 
 
 
Слушают учителя.
 
 
 
 
 
 
Высказывают предположения.
Перечисляют то, что знают о ромбе
Личностные:
– формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные:
– понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Познавательные:
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные:
– принятие и сохранение учебной задачи
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете геометрические фигуры – ромб и параллелограмм. Если вы покажете себя хорошими знатоками, то мы увидим на слайде, как выглядел Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа».
– Я буду задавать вопросы по данной теме. Даётся две попытки. В случае верного ответа – буду открывать какую-то часть фрески. Если ответ неверен, то соответствующая часть фрески останется закрытой.
Вопросы учащимся:
1. Какой четырёхугольник называется параллелограммом?
2. Какой четырёхугольник называется прямоугольником?
3. Какой четырёхугольник называется квадратом?
4. Сформулируйте определение ромба.
5. Перечислите свойства ромба, присущие ему как параллелограмму.
6. Перечислите особые свойства диагоналей ромба.
7. Сформулируйте минимум три признака ромба.
8. Верно ли утверждение: «Ромб – четырёхугольник, у которого все стороны равны»?
9. Верно ли, что каждый параллелограмм является ромбом?
Слушают учителя.
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы (фронтально)
Личностные:
– формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.
Коммуникативные:
– учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулирование собственного мнения (позиции).
Познавательные:
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные:
– планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, и в том числе во внутреннем плане
Закрепление с проговариванием во внешней речи – посмотрите на экран, скажите, какой фигуры не хватает на первом рисунке?
– посмотрите на экран, скажите, какой фигуры не хватает на втором рисунке?
– Что вам помешало дать ответ, глядя на первый рисунок?
– Сделайте вывод о том, над чем вам предстоит поработать на уроке.
– Действительно, знания в нашей голове также должны быть систематизированы. Так, немецкий физик, врач Герман Гельмгольц говорил: «Требуется хорошая систематизация, чтобы не потеряться безнадёжно в лабиринте учёности».
– Напоминаю вам, что ромб – это, прежде всего, параллелограмм.
– Давайте попробуем вместе систематизировать, то есть «разложить по полочкам», информацию по теме «Ромб».
– В этом нам поможет замечательный приём, который получил название «Кластер».
– Составьте «Кластер» по теме сегодняшнего урока, используя подсказки, данные в листе, который вы получили. (Приложение.)
Решение заданий (фронтально):
1. Нарисуйте ромб с диагоналями 2 см и 6 см соответственно.
2. Найдите угол α, если ABCD – ромб.
а)    б)
3. Один из углов ромба 120°. Меньшая диагональ 14 см. Вычислите периметр ромба.
4. ABCD – параллелограмм, BC = 5 см, ∠ADO + ∠DAO = 90°. О – точка пересечения диагоналей параллелограмма. Найдите периметр ABCD
Выполняют задания учителя.
 
 
 
Формулируют цель урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполняют задание учителя. (Работа в группах.)
Фронтальная работа. Один ученик решает задание с комментариями у доски (1 балл – за правильное решение), остальные работают в своих тетрадях
Личностные:
– формирование мотивов достижения целей.
Коммуникативные:
– умение договариваться
и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– умение задавать вопросы;
– использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные:
– целеполагание;
– осуществление пошагового контроля по результату;
– различение способа и результата действия.
Познавательные:
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– моделирование;
– структурирование знания;
– поиск разнообразных способов решения задач
Динамическая пауза – Пришло время отдохнуть. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Слушая звуки природы, представьте себя в лесу или на берегу озера Релаксация: слушают звуки природы с закрытыми глазами  
Включение изученного в систему
знаний
– Составьте задачу по теме «Ромб, его свойства, признаки» на использование свойств и/или признаков данной фигуры. Решите составленную задачу. Презентуйте задачу и её решение перед классом. (2 балла – задание выполнено полностью, решение задачи предполагает использование признака и свойств(-а) ромба или нескольких свойств ромба; 1 балл – решение задачи предполагает использование только признака или свойства ромба или есть замечания по выполнению задания.) Выполняют задание по группам.
Готовятся к представлению полученной информации перед классом. Представляют составленные задачи перед классом
(один представитель от группы отвечает у доски, остальные члены группы в случае необходимости дополняют, исправляют, помогают с места)
Коммуникативные:
– учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
– умение задавать вопросы;
– использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные:
– планирование;
– прогнозирование;
– внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
– выделение существенной информации;
– структурирование знания;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач
Рефлексия учебной деятельности – Наш урок подходит к концу. Пришло время подвести итоги. С этой целью воспользуемся методом «ХИМС»:
Х – хорошо (что было хорошего на уроке);
И – интересно (что было интересного на уроке);
М – мешало (что мешало на уроке);
С – с собой возьму (что было полезного на уроке).
Критерии оценивания работы обучающихся на уроке:
5 и более баллов – «5» (обучающийся принимал активное участие на каждом этапе урока – решал задачу у доски; презентовал задачу от команды и т. п.);
4 балла – «4» (обучающийся был активен на каждом этапе урока, но при ответах допустил 1–2 ошибки / свои ответы не всегда аргументировал);
3 балла – «3» (обучающийся продемонстрировал хорошее знание теоретического материла, но при решении задач мог предложить лишь отдельные шаги, не демонстрировал понимание ситуации в целом);
менее 3 баллов – «2» (в журнал не выставляется)
Выполняют задание. По желанию некоторые учащиеся зачитывают вслух то, что записали Личностные:
– формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и само-
принятия.
Регулятивные:
– восприятие оценки учителя;
– адекватная самооценка.
Познавательные:
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– рефлексия способов и условий действия;
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Домашнее задание Критерии оценивания домашнего задания:
«3» – № 1;
«4» – № 1, № 2;
«5» – № 1, № 2, № 3.
№ 1. Найдите BO, CO, ∠AOB, периметр ABCD, если известно, что ABCD – ромб, BD = 12 см, AC = 16 см, AB = 10 см.
№ 2. Угол между высотой и диагональю ромба, проведённых из вершины тупого угла, равен 44°. Найдите углы ромба.
№ 3. Составьте кроссворд из 7–10 слов по теме «Параллелограмм и его
виды»
   
 
 
 
 
Приложение
 
Кластер (англ. cluster – пучок, гроздь) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Этапы работы при составлении кластера:
1-й этап – по центру листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» темы.
2-й этап – записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы (слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы).
3-й этап – отдельные слова объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.
4-й этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»